Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик полагает, что спорный участок включен в состав земель лесного фонда и не признается объектом налогообложения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Чаусовой Е.Н.
судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
от ОАО "Бутчино" (ОГРН 1024000897920, Калужская область, Куйбышевский район, с. Бутчино, ул. Центральная, 41) Архипова А.А. - представителя (протокол от 18.05.2012 г. N 01),
от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калужской области (Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская, д. 9) Мацыкина В.С. - представителя (доверен. от 13.01.2015 г. N 03-13/00039),
от Территориального управления Росимущества в Калужской области (г. Калуга, ул. Баженова, д. 2) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Бутчино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. (судья Бураков А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-661/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Бутчино" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 7138.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Бутчино" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Калужской области проведена камеральная проверка представленной ОАО "Бутчино" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., по результатам которой составлен акт от 02.08.2013 г. N 7944 и принято решение от 17.10.2013 г. N 7138, которым налогоплательщику доначислены земельный налог за 2012 в сумме 188173 руб., пени в сумме 179595 руб., применен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ размере 17959 руб. 50 коп.
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 24.01.2014 г. N 63-10/00618 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Бутчино" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки из состава земель лесного фонда.
Из оспариваемого решения следует, что инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка площадью 42380000 кв. м с кадастровым номером 40:11:050000:2 (актуальный кадастровый номер 40:11:000000:90), ссылаясь на сведения Управления Росреестра по Калужской области, согласно которым за обществом зарегистрирован данный земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Оспаривая решение налогового органа, общество указывает о том, что земельный участок площадью 4073 га включен в состав земель лесного фонда, поэтому в силу пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом налогообложения.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "Бутчино", суды исходили из того, что налогоплательщик не доказал наличие у него законных оснований для исключения в 2012 г. из налоговой базы части земельного участка площадью 4073 га как находящейся под лесным массивом и не являющейся объектом обложения земельным налогом на основании пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству от 29.12.1992 г. администрацией Куйбышевского района на основании решения от 28.12.1992 г. N 335 предоставлены в постоянное бессрочное пользование государственному кооперативному объединению "Бутчино" Куйбышевского района Калужской области (правопреемник - ОАО "Бутчино") для сельскохозяйственного производства земли площадью 7652 га.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости о земельном участке за обществом зарегистрирован ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 40:11:050000:2 кадастровой стоимостью 65265200 руб., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ предусмотрена возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что часть спорного земельного участка площадью 4073 га отнесена к землям лесного фонда, суды сделали обоснованный вывод о правомерности решения налогового органа.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 10.09.2014 г. N А23-3062/2014, принятым по заявлению общества к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании внесения фактического использования "для сельскохозяйственного производства" земельного участка площадью 4238 га с кадастровым номером 40:11:050000:2, расположенного по адресу: Калужская область, Куйбышевский район в границах землепользования истца, разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровой стоимостью в размере 65265200 руб. кадастровой ошибкой в сведениях, подлежащей исправлению в государственном кадастре недвижимости; об обязании ответчика внести сведения о фактическом использовании земельного участка в границах истца, установлено, что в кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 40:11:050000:2 площадью 42380000 квадратных метров (единое землепользование), правообладателем (на праве постоянного бессрочного пользования) которого указан истец. Разрешенное и фактическое использование "Для сельскохозяйственного производства". Фактически земельный участок, который занят только лесом, не выделен в границах.
При таких обстоятельствах отклоняются доводы кассационной жалобы, которые сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном участке как отнесенном к землям лесного фонда, суду необходимо было устанавливать наличие леса на основании схемы лесонасаждений Раменного участкового лесничества, картографического материала, выписки из государственного лесного реестра от 02.12.2013 г. и выписки из реестра федерального имущества от 29.05.2014 г. Следует также отметить, что в указанных выписках земельный участок с кадастровым номером 40:11:050000:2 не упомянут.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. по делу N А23-661/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 21.01.2015 N Ф10-4623/2014 ПО ДЕЛУ N А23-661/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог; Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с занижением кадастровой стоимости земельного участка. Налогоплательщик полагает, что спорный участок включен в состав земель лесного фонда и не признается объектом налогообложения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. N Ф10-4623/2014
Дело N А23-661/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Чаусовой Е.Н.
судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.
при участии в заседании:
от ОАО "Бутчино" (ОГРН 1024000897920, Калужская область, Куйбышевский район, с. Бутчино, ул. Центральная, 41) Архипова А.А. - представителя (протокол от 18.05.2012 г. N 01),
от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калужской области (Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская, д. 9) Мацыкина В.С. - представителя (доверен. от 13.01.2015 г. N 03-13/00039),
от Территориального управления Росимущества в Калужской области (г. Калуга, ул. Баженова, д. 2) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Бутчино" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. (судья Бураков А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А23-661/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Бутчино" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Калужской области от 17.10.2013 г. N 7138.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Бутчино" просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 4 по Калужской области проведена камеральная проверка представленной ОАО "Бутчино" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., по результатам которой составлен акт от 02.08.2013 г. N 7944 и принято решение от 17.10.2013 г. N 7138, которым налогоплательщику доначислены земельный налог за 2012 в сумме 188173 руб., пени в сумме 179595 руб., применен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ размере 17959 руб. 50 коп.
Решением Управления ФНС России по Калужской области от 24.01.2014 г. N 63-10/00618 решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Бутчино" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки из состава земель лесного фонда.
Из оспариваемого решения следует, что инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка площадью 42380000 кв. м с кадастровым номером 40:11:050000:2 (актуальный кадастровый номер 40:11:000000:90), ссылаясь на сведения Управления Росреестра по Калужской области, согласно которым за обществом зарегистрирован данный земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Оспаривая решение налогового органа, общество указывает о том, что земельный участок площадью 4073 га включен в состав земель лесного фонда, поэтому в силу пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом налогообложения.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "Бутчино", суды исходили из того, что налогоплательщик не доказал наличие у него законных оснований для исключения в 2012 г. из налоговой базы части земельного участка площадью 4073 га как находящейся под лесным массивом и не являющейся объектом обложения земельным налогом на основании пп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно свидетельству от 29.12.1992 г. администрацией Куйбышевского района на основании решения от 28.12.1992 г. N 335 предоставлены в постоянное бессрочное пользование государственному кооперативному объединению "Бутчино" Куйбышевского района Калужской области (правопреемник - ОАО "Бутчино") для сельскохозяйственного производства земли площадью 7652 га.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости о земельном участке за обществом зарегистрирован ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 40:11:050000:2 кадастровой стоимостью 65265200 руб., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ предусмотрена возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что часть спорного земельного участка площадью 4073 га отнесена к землям лесного фонда, суды сделали обоснованный вывод о правомерности решения налогового органа.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 10.09.2014 г. N А23-3062/2014, принятым по заявлению общества к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании внесения фактического использования "для сельскохозяйственного производства" земельного участка площадью 4238 га с кадастровым номером 40:11:050000:2, расположенного по адресу: Калужская область, Куйбышевский район в границах землепользования истца, разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства с кадастровой стоимостью в размере 65265200 руб. кадастровой ошибкой в сведениях, подлежащей исправлению в государственном кадастре недвижимости; об обязании ответчика внести сведения о фактическом использовании земельного участка в границах истца, установлено, что в кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 40:11:050000:2 площадью 42380000 квадратных метров (единое землепользование), правообладателем (на праве постоянного бессрочного пользования) которого указан истец. Разрешенное и фактическое использование "Для сельскохозяйственного производства". Фактически земельный участок, который занят только лесом, не выделен в границах.
При таких обстоятельствах отклоняются доводы кассационной жалобы, которые сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о спорном участке как отнесенном к землям лесного фонда, суду необходимо было устанавливать наличие леса на основании схемы лесонасаждений Раменного участкового лесничества, картографического материала, выписки из государственного лесного реестра от 02.12.2013 г. и выписки из реестра федерального имущества от 29.05.2014 г. Следует также отметить, что в указанных выписках земельный участок с кадастровым номером 40:11:050000:2 не упомянут.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 09.07.2014 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 г. по делу N А23-661/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА
Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)