Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плешивцевой Ю.В. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Сурмин Д.В. по доверенности от 01.01.2014 (до 31.12.2014)
от заинтересованного лица: Овчинников В.П. по доверенности от 13.06.2013 (на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 26 ноября 2013 года по делу N А27-14478/2013 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ", Кемеровская область, г. Кемерово, (ОГРН 1044205016020, ИНН 4205064482) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, Кемеровская область, (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
о признании недействительным решения от 05.08.2013 года N 42169 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ" (далее - ООО ПО "ТОКЕМ", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 05.08.2013 года N 42169 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26 ноября 2013 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- налогооблагаемая база по налогу на прибыль по итогам 2011 года имела увеличение более чем в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом, поэтому Общество правомерно стало применять льготу по налогу на имущество в 2012 году, основываясь на Законе Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования"; налоговый орган подменяет понятия освобождение от уплаты налога и возврат налога.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на исключение его из Перечня товаропроизводителей Кемеровской области 30.12.2013 года, в связи с чем, по мнению апеллянта, действие льготы по налогу на имущество закончилось для Общества лишь в 2013 году; к участию в деле должна быть привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней; заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: уведомления об исключении из Перечня товаропроизводителей N 2 от 24.01.2014 г. и Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 661 от 30.12.2013 г.
Представитель Инспекции в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, против приобщения к материалам дела приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе документов возражения не высказал, оставил данный вопрос на усмотрение суда, поскольку налоговым органом не отрицается тот факт, что в спорном периоде Общество было включено в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области.
Суд апелляционной инстанции в целях более полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, руководствуясь частями 1, 2 статьи 268 АПК РФ удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил дополнительные документы к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 года N 594 заявитель включен в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области. С 2009 года он пользовался льготой по налогу на имущество.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество ООО ПО "ТОКЕМ" за 2012 год, по результатам которой вынесено решение от 05.08.2013 года N 42169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением доначислен налог на имущество организаций в сумме 8 414 620 рублей, соответствующие суммы пени и штрафа.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решением от 27.09.2013 года N 556 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения и утвердило решение Инспекции от 05.08.2013 года N 42169.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правомерность использования льготы устанавливается по окончании налогового периода с учетом финансовых показателей за этот период. Срок подачи налоговой декларации по налогу на имущество установлен до 28 марта следующего за отчетным года, а срок уплаты по налогу на имущество - до 30 марта, поэтому налогоплательщик имел возможность оценить соблюдение им условия об увеличении налоговой базы по налогу на прибыль в 1,3 раза в 2012 году по сравнению с 2011 годом, сделать вывод о наличии либо отсутствии права на налоговую льготу и отразить это в налоговой декларации по налогу на имущество.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Предоставление различных мер государственной поддержки, в том числе и налоговых льгот по налогу на имущество, предусмотрено законом Кемеровской области от 26.11.2008 года N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области", законом Кемеровской области от 26.11.2008 года N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования".
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 г. N 594 "О включении инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов и товаропроизводителя в перечень товаропроизводителей Кемеровской области", ООО ПО "Токем" включено в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области в целях реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 102-03 "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области" (далее - Закон N 102-03).
Из положения статьи 15 указанного Закона N 102-03 следует, что государственная поддержка производственной деятельности в Кемеровской области (далее - государственная поддержка) может осуществляться в следующих формах: 1) установление товаропроизводителям льгот по налогам и сборам в пределах полномочий субъектов Российской Федерации; 2) изменение товаропроизводителям срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области; 3) предоставление товаропроизводителям льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области и необходимого для осуществления производственной деятельности; 4) предоставление товаропроизводителям нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи.
Таким образом, установление товаропроизводителям льгот по налогам не является единственной мерой государственной поддержки для субъектов, включенных в перечень товаропроизводителей.
При этом, из содержания положения пункта 1 статьи 16 указанного Закона N 102-03 следует, что на предоставление государственной поддержки в формах, предусмотренных статьей 15, могут претендовать товаропроизводители, включенные в Перечень товаропроизводителей.
В целях реализации указанного Закона N 102-03 принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования" (далее - Закон N 101-03).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона N 101-03, субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей в соответствии с Законом Кемеровской области "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области", имеющим увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года, устанавливаются следующие налоговые льготы: 1) по налогу на имущество организаций - предоставляется освобождение от уплаты налога; 2) по налогу на прибыль организаций - налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижается с 18 до 13,5 процента.
Данная норма также предусматривает, что льгота по налогу на имущество предоставляется субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей, только при условии увеличения налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что включение в Перечень товаропроизводителей автоматически не влечет безусловной возможности применения государственной поддержки.
Применительно к использованию льготы по налогу на имущество организаций таким условием является увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
То есть для применения льготы за 2012 год должен иметь место рост налоговой базы по налогу на прибыль в текущем 2012 году по отношению к предыдущему 2011 году.
С учетом того, что Обществом не оспаривается, что в 2012 году оно не имело увеличения налоговой базы по налогу на прибыль не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за 2011 год, позиция суда в указанной части является правильной.
Налогоплательщик в апелляционной жалобе ссылается на правомерность применения налоговой льготы за 2012 год, так как ООО ПО "ТОКЕМ" по итогам 2011 года имело увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по отношению к 2010 году.
Указанная позиция Общества является неправомерной по следующим основаниям.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Закона N 101-03 налоговые льготы, предусмотренные настоящей статьей, действуют с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором налогоплательщик включен в Перечень товаропроизводителей, до конца налогового периода, предшествующего году, в котором налогоплательщик исключен из Перечня товаропроизводителей.
Как указывалось выше, налогоплательщик включен в перечень товаропроизводителей в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 г. N 594.
Таким образом, право претендовать на применение налоговой льготы у Общества возникает с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором налогоплательщик включен в Перечень товаропроизводителей, а именно с 2009 года.
При этом в соответствии с пунктом статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. с изменениями, внесенными законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 60-03, налог на имущество организаций по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиками за вычетом уплаченных авансовых платежей по данному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответственно, возможность реализации права на применение налоговой льготы по налогу на имущество за 2012 год, будет определяться Обществом в 2013 году, так как, учитывая положения ст. ст. 285 и 289 НК РФ, налоговая база должна быть определена Обществом не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом при решении вопроса о применении налоговой льготы за 2012 год (в 2013 году) сравнивается налоговая база по налогу на прибыль за 2011 и 2012 годы.
С учетом указанных обстоятельств, довод Общества о том, при решении вопроса о применения налоговой льготы по налогу на имущество за 2012 год необходимо сравнение налоговой базы по налогу на прибыль за 2010 и 2011 года является несостоятельным и основан на неправильном толковании норм материального права.
В связи с чем сам по себе факт исключения Общества из Перечня товаропроизводителей только в 2013 году в рассматриваемом случае правового значения для применения льготы по налогу на имущество не имеет; включение в Перечень товаропроизводителей автоматически не влечет безусловной возможности применения государственной поддержки.
Как указывалось выше, положения статьи 5 Закона N 101-ОЗ предусматривают, что льгота по налогу на имущество предоставляется субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей, только при условии, увеличения налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
Так как фактически Обществом не выполнены условия указанной нормы, а именно в 2012 году заявитель не имел увеличения налоговой базы по налогу на прибыль не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за 2011 год, налогоплательщик, включенный в Перечень товаропроизводителей, не имеет право на применение льготы по налогу на имущество за 2012 год.
Позиция апеллянта о том, что при таком толковании норм законодательства подменяются понятия льготы и возврата налога признается судом апелляционной инстанции несостоятельной. Налоговый орган в течение 2012 года не выставлял в адрес Общества требования об уплате налога, такая уплата не производилась и Обществом самостоятельно, согласно оспариваемого решения налог доначислен по сроку уплаты 01.04.2013, в связи с чем вопрос о возврате излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налога на имущество не разрешается. Позиция налогового органа при решении данного вопроса, правомерно поддержанная судом первой инстанции, сводится к тому, что по итогам года налогоплательщик должен оценить соблюдение им условий пользования льготой, на что у него имеется достаточно времени, поскольку срок представления декларации и уплаты налога установлен 28 марта (30 марта соответственно) следующего года, и отразить соответствующие показатели в налоговой декларации либо к уплате налога, либо к освобождению от налогообложения.
В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на необходимость привлечения к рассмотрению данного дела Коллегии Администрации Кемеровской области, так как указанный государственный орган является уполномоченным органом по установлению Перечня товаропроизводителей Кемеровской области.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом не заявлялось ходатайство о привлечении Коллегии Администрации Кемеровской области к участию в деле.
Более того, судом учитывается, что, в соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для вступления в дело третьего лица является возможность судебного акта по рассматриваемому делу повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, то есть у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем. С учетом изложенного, целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание решения налогового органа по доначислению сумм налога на имущество.
В связи с чем апеллянт не обосновал, каким образом принятый по делу судебный акт повлияет на права и обязанности Коллегии Администрации по отношению к Обществу или к налоговому органу.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, регулируется главой 9 АПК РФ. В соответствии с этой главой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Судебные расходы по уплате ООО ПО "ТОКЕМ" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит на налогоплательщика.
При подаче апелляционной жалобы ООО ПО "ТОКЕМ" произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб., что подтверждается платежным поручением N 389 от 04.02.2014 года.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1 000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная ООО ПО "ТОКЕМ" государственная пошлина в сумме 1 000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 ноября 2013 года по делу N А27-14478/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 389 от 04.02.2014, в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А27-14478/2013
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А27-14478/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плешивцевой Ю.В. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Сурмин Д.В. по доверенности от 01.01.2014 (до 31.12.2014)
от заинтересованного лица: Овчинников В.П. по доверенности от 13.06.2013 (на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 26 ноября 2013 года по делу N А27-14478/2013 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ", Кемеровская область, г. Кемерово, (ОГРН 1044205016020, ИНН 4205064482) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, Кемеровская область, (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373)
о признании недействительным решения от 05.08.2013 года N 42169 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ" (далее - ООО ПО "ТОКЕМ", заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 05.08.2013 года N 42169 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26 ноября 2013 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- налогооблагаемая база по налогу на прибыль по итогам 2011 года имела увеличение более чем в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом, поэтому Общество правомерно стало применять льготу по налогу на имущество в 2012 году, основываясь на Законе Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования"; налоговый орган подменяет понятия освобождение от уплаты налога и возврат налога.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на исключение его из Перечня товаропроизводителей Кемеровской области 30.12.2013 года, в связи с чем, по мнению апеллянта, действие льготы по налогу на имущество закончилось для Общества лишь в 2013 году; к участию в деле должна быть привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней; заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: уведомления об исключении из Перечня товаропроизводителей N 2 от 24.01.2014 г. и Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 661 от 30.12.2013 г.
Представитель Инспекции в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, против приобщения к материалам дела приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе документов возражения не высказал, оставил данный вопрос на усмотрение суда, поскольку налоговым органом не отрицается тот факт, что в спорном периоде Общество было включено в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области.
Суд апелляционной инстанции в целях более полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, руководствуясь частями 1, 2 статьи 268 АПК РФ удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил дополнительные документы к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 года N 594 заявитель включен в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области. С 2009 года он пользовался льготой по налогу на имущество.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество ООО ПО "ТОКЕМ" за 2012 год, по результатам которой вынесено решение от 05.08.2013 года N 42169 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением доначислен налог на имущество организаций в сумме 8 414 620 рублей, соответствующие суммы пени и штрафа.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решением от 27.09.2013 года N 556 апелляционную жалобу оставило без удовлетворения и утвердило решение Инспекции от 05.08.2013 года N 42169.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что правомерность использования льготы устанавливается по окончании налогового периода с учетом финансовых показателей за этот период. Срок подачи налоговой декларации по налогу на имущество установлен до 28 марта следующего за отчетным года, а срок уплаты по налогу на имущество - до 30 марта, поэтому налогоплательщик имел возможность оценить соблюдение им условия об увеличении налоговой базы по налогу на прибыль в 1,3 раза в 2012 году по сравнению с 2011 годом, сделать вывод о наличии либо отсутствии права на налоговую льготу и отразить это в налоговой декларации по налогу на имущество.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Предоставление различных мер государственной поддержки, в том числе и налоговых льгот по налогу на имущество, предусмотрено законом Кемеровской области от 26.11.2008 года N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области", законом Кемеровской области от 26.11.2008 года N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования".
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 г. N 594 "О включении инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов и товаропроизводителя в перечень товаропроизводителей Кемеровской области", ООО ПО "Токем" включено в Перечень товаропроизводителей Кемеровской области в целях реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 102-03 "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области" (далее - Закон N 102-03).
Из положения статьи 15 указанного Закона N 102-03 следует, что государственная поддержка производственной деятельности в Кемеровской области (далее - государственная поддержка) может осуществляться в следующих формах: 1) установление товаропроизводителям льгот по налогам и сборам в пределах полномочий субъектов Российской Федерации; 2) изменение товаропроизводителям срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Кемеровской области; 3) предоставление товаропроизводителям льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области и необходимого для осуществления производственной деятельности; 4) предоставление товаропроизводителям нефинансовых мер государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи.
Таким образом, установление товаропроизводителям льгот по налогам не является единственной мерой государственной поддержки для субъектов, включенных в перечень товаропроизводителей.
При этом, из содержания положения пункта 1 статьи 16 указанного Закона N 102-03 следует, что на предоставление государственной поддержки в формах, предусмотренных статьей 15, могут претендовать товаропроизводители, включенные в Перечень товаропроизводителей.
В целях реализации указанного Закона N 102-03 принят Закон Кемеровской области от 26.11.2008 г. N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования" (далее - Закон N 101-03).
В соответствии со статьей 5 указанного Закона N 101-03, субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей в соответствии с Законом Кемеровской области "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области", имеющим увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года, устанавливаются следующие налоговые льготы: 1) по налогу на имущество организаций - предоставляется освобождение от уплаты налога; 2) по налогу на прибыль организаций - налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в областной бюджет, снижается с 18 до 13,5 процента.
Данная норма также предусматривает, что льгота по налогу на имущество предоставляется субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей, только при условии увеличения налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что включение в Перечень товаропроизводителей автоматически не влечет безусловной возможности применения государственной поддержки.
Применительно к использованию льготы по налогу на имущество организаций таким условием является увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
То есть для применения льготы за 2012 год должен иметь место рост налоговой базы по налогу на прибыль в текущем 2012 году по отношению к предыдущему 2011 году.
С учетом того, что Обществом не оспаривается, что в 2012 году оно не имело увеличения налоговой базы по налогу на прибыль не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за 2011 год, позиция суда в указанной части является правильной.
Налогоплательщик в апелляционной жалобе ссылается на правомерность применения налоговой льготы за 2012 год, так как ООО ПО "ТОКЕМ" по итогам 2011 года имело увеличение налоговой базы по налогу на прибыль по отношению к 2010 году.
Указанная позиция Общества является неправомерной по следующим основаниям.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Закона N 101-03 налоговые льготы, предусмотренные настоящей статьей, действуют с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором налогоплательщик включен в Перечень товаропроизводителей, до конца налогового периода, предшествующего году, в котором налогоплательщик исключен из Перечня товаропроизводителей.
Как указывалось выше, налогоплательщик включен в перечень товаропроизводителей в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2008 г. N 594.
Таким образом, право претендовать на применение налоговой льготы у Общества возникает с первого числа налогового периода, следующего за годом, в котором налогоплательщик включен в Перечень товаропроизводителей, а именно с 2009 года.
При этом в соответствии с пунктом статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области "О налоге на имущество организаций" от 26.11.2003 г. с изменениями, внесенными законом Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 60-03, налог на имущество организаций по итогам налогового периода уплачивается налогоплательщиками за вычетом уплаченных авансовых платежей по данному налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответственно, возможность реализации права на применение налоговой льготы по налогу на имущество за 2012 год, будет определяться Обществом в 2013 году, так как, учитывая положения ст. ст. 285 и 289 НК РФ, налоговая база должна быть определена Обществом не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом при решении вопроса о применении налоговой льготы за 2012 год (в 2013 году) сравнивается налоговая база по налогу на прибыль за 2011 и 2012 годы.
С учетом указанных обстоятельств, довод Общества о том, при решении вопроса о применения налоговой льготы по налогу на имущество за 2012 год необходимо сравнение налоговой базы по налогу на прибыль за 2010 и 2011 года является несостоятельным и основан на неправильном толковании норм материального права.
В связи с чем сам по себе факт исключения Общества из Перечня товаропроизводителей только в 2013 году в рассматриваемом случае правового значения для применения льготы по налогу на имущество не имеет; включение в Перечень товаропроизводителей автоматически не влечет безусловной возможности применения государственной поддержки.
Как указывалось выше, положения статьи 5 Закона N 101-ОЗ предусматривают, что льгота по налогу на имущество предоставляется субъектам производственной деятельности, включенным в Перечень товаропроизводителей, только при условии, увеличения налоговой базы по налогу на прибыль по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода текущего года не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за аналогичный отчетный (налоговый) период предыдущего года.
Так как фактически Обществом не выполнены условия указанной нормы, а именно в 2012 году заявитель не имел увеличения налоговой базы по налогу на прибыль не менее чем в 1,3 раза к налоговой базе по налогу на прибыль за 2011 год, налогоплательщик, включенный в Перечень товаропроизводителей, не имеет право на применение льготы по налогу на имущество за 2012 год.
Позиция апеллянта о том, что при таком толковании норм законодательства подменяются понятия льготы и возврата налога признается судом апелляционной инстанции несостоятельной. Налоговый орган в течение 2012 года не выставлял в адрес Общества требования об уплате налога, такая уплата не производилась и Обществом самостоятельно, согласно оспариваемого решения налог доначислен по сроку уплаты 01.04.2013, в связи с чем вопрос о возврате излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налога на имущество не разрешается. Позиция налогового органа при решении данного вопроса, правомерно поддержанная судом первой инстанции, сводится к тому, что по итогам года налогоплательщик должен оценить соблюдение им условий пользования льготой, на что у него имеется достаточно времени, поскольку срок представления декларации и уплаты налога установлен 28 марта (30 марта соответственно) следующего года, и отразить соответствующие показатели в налоговой декларации либо к уплате налога, либо к освобождению от налогообложения.
В дополнениях к апелляционной жалобе Общество ссылается на необходимость привлечения к рассмотрению данного дела Коллегии Администрации Кемеровской области, так как указанный государственный орган является уполномоченным органом по установлению Перечня товаропроизводителей Кемеровской области.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде первой инстанции Обществом не заявлялось ходатайство о привлечении Коллегии Администрации Кемеровской области к участию в деле.
Более того, судом учитывается, что, в соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны.
Из содержания названной нормы следует, что основанием для вступления в дело третьего лица является возможность судебного акта по рассматриваемому делу повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, то есть у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в будущем. С учетом изложенного, целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Предметом спора по настоящему делу является оспаривание решения налогового органа по доначислению сумм налога на имущество.
В связи с чем апеллянт не обосновал, каким образом принятый по делу судебный акт повлияет на права и обязанности Коллегии Администрации по отношению к Обществу или к налоговому органу.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Порядок распределения судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, регулируется главой 9 АПК РФ. В соответствии с этой главой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Судебные расходы по уплате ООО ПО "ТОКЕМ" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит на налогоплательщика.
При подаче апелляционной жалобы ООО ПО "ТОКЕМ" произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб., что подтверждается платежным поручением N 389 от 04.02.2014 года.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1 000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная ООО ПО "ТОКЕМ" государственная пошлина в сумме 1 000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26 ноября 2013 года по делу N А27-14478/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Производственное объединение "ТОКЕМ" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 389 от 04.02.2014, в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)