Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) - Завьялов А.В., доверенность от 11.06.2014,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) - Лапо С.А., доверенность от 21.12.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
заявителя ООО "Раритет-торг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 сентября 2014 года
по делу N А60-25605/2014
принятое судьей Ю.А.Куричевым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 14 марта 2014 г. N 14700 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года; из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб.; пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Раритет-торг" 19 января 2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., при этом налоговая база была определена по Постановлению Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП. Суммы налога по декларации за 2011 г. налогоплательщиком уплачены не были (срок уплаты 15 февраля 2012 г., авансовые платежи за налоговый период 2011 г. не оплачивались), что подтверждается выпиской из лицевого счета за 2012 г.
23 октября 2013 г. ООО "Раритет-торг" представило в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области уточненную налоговую декларацию N 1 по земельному налогу за 2011 г., согласно которой налогоплательщик исчислил земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, руководствуясь решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО "Раритет-торг".
По результатам камеральной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 17 марта 2014 г. N 14700 о привлечении ООО "Раритет-торг" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым:
1) налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 58 667 руб. 90 коп., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
2) начислены пени по состоянию на 17 марта 2014 г. в сумме 52 048 руб. 21 коп. за несвоевременную уплату налогов;
3) предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 г. на сумму 586 679 руб.
Основанием для принятия решения от 17 марта 2014 г. N 14700 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Раритет-торг" при исчислении земельного налога за 2011 г. рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011. При исчислении земельного налога за 2011 г. налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 490 324 880 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) от 19 мая 2014 г. N 540/14 решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
ООО "Раритет-торг", не согласившись с решением налогового органа, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года; из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб.; пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу п. 4 ст. 398 НК РФ Общество обязано предоставлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Эта же обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего заявителю. Результаты этой оценки применялись в целях налогообложения за период: с 2009 по 2011 годы.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 г. по спорному земельному участку по уточненной налоговой декларации ООО "Раритет-торг" определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011.
Однако, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего ООО "Раритет-торг", установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть до 07 марта 2012 г.
Таким образом, при исчислении ООО "Раритет-торг" земельного налога за 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области, в связи с чем, налоговым органом правомерно сделан вывод о занижении ООО "Раритет-торг" суммы земельного налога в размере 586 679 руб. и доначислении соответствующей суммы земельного налога по сроку 15 февраля 2012 г.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года, отклоняется на основании вышеизложенного.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб., отклоняется, поскольку сведения о кадастровой стоимости, равной рыночной, указанные в справке от 23.11.2012, внесены в ГКИ на основании решения суда после его вступления в законную силу, то есть не могут применяться для расчета базы по земельному налогу за 2011 год.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений Росреестра, не принимается, поскольку Росреестр не относится к тем уполномоченным органам, которым дано право на разъяснения законодательства о налогах и сборах (п. 8 ст. 75 НК РФ - финансовые, налоговые и иные уполномоченные органы).
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2014 года по делу N А60-25605/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 17АП-14078/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-25605/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 17АП-14078/2014-АК
Дело N А60-25605/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (ИНН 7722691141, ОГРН 1097746421222) - Завьялов А.В., доверенность от 11.06.2014,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) - Лапо С.А., доверенность от 21.12.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
заявителя ООО "Раритет-торг"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 сентября 2014 года
по делу N А60-25605/2014
принятое судьей Ю.А.Куричевым
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 14 марта 2014 г. N 14700 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.09.2014 заявленные требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Раритет-торг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 58 667 руб. 90 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года; из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб.; пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Раритет-торг" 19 января 2012 г. представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., при этом налоговая база была определена по Постановлению Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП. Суммы налога по декларации за 2011 г. налогоплательщиком уплачены не были (срок уплаты 15 февраля 2012 г., авансовые платежи за налоговый период 2011 г. не оплачивались), что подтверждается выпиской из лицевого счета за 2012 г.
23 октября 2013 г. ООО "Раритет-торг" представило в Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области уточненную налоговую декларацию N 1 по земельному налогу за 2011 г., согласно которой налогоплательщик исчислил земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, руководствуясь решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость указанного земельного участка признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО "Раритет-торг".
По результатам камеральной налоговой проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 17 марта 2014 г. N 14700 о привлечении ООО "Раритет-торг" к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым:
1) налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в сумме 58 667 руб. 90 коп., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
2) начислены пени по состоянию на 17 марта 2014 г. в сумме 52 048 руб. 21 коп. за несвоевременную уплату налогов;
3) предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 г. на сумму 586 679 руб.
Основанием для принятия решения от 17 марта 2014 г. N 14700 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Раритет-торг" при исчислении земельного налога за 2011 г. рыночной (равной кадастровой) стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011. При исчислении земельного налога за 2011 г. налоговым органом применена налоговая база исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 490 324 880 руб., утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области) от 19 мая 2014 г. N 540/14 решение Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
ООО "Раритет-торг", не согласившись с решением налогового органа, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года; из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб.; пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В силу п. 4 ст. 398 НК РФ Общество обязано предоставлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Эта же обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости с иного, более раннего момента, не предусмотрена.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 1347-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего заявителю. Результаты этой оценки применялись в целях налогообложения за период: с 2009 по 2011 годы.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 признана равной рыночной по состоянию на 15 декабря 2010 г. в размере 99 205 260 руб.
При исчислении земельного налога за 2011 г. по спорному земельному участку по уточненной налоговой декларации ООО "Раритет-торг" определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011.
Однако, правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой, и должна применяться в новом, измененном виде.
Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007, принадлежащего ООО "Раритет-торг", установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 декабря 2011 г. по делу N А60-34924/2011, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога до даты вступления в законную силу решения, то есть до 07 марта 2012 г.
Таким образом, при исчислении ООО "Раритет-торг" земельного налога за 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0501001:0007 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области, в связи с чем, налоговым органом правомерно сделан вывод о занижении ООО "Раритет-торг" суммы земельного налога в размере 586 679 руб. и доначислении соответствующей суммы земельного налога по сроку 15 февраля 2012 г.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в судебном акте стоимость земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2011 года, отклоняется на основании вышеизложенного.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что из данных кадастрового паспорта и справки следует, что стоимость земельного участка составляет 99 205 260 руб., отклоняется, поскольку сведения о кадастровой стоимости, равной рыночной, указанные в справке от 23.11.2012, внесены в ГКИ на основании решения суда после его вступления в законную силу, то есть не могут применяться для расчета базы по земельному налогу за 2011 год.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пени не начисляются на недоимку, если неуплата налога была вызвана совершением действий (бездействий) исходя из письменных разъяснений Росреестра, не принимается, поскольку Росреестр не относится к тем уполномоченным органам, которым дано право на разъяснения законодательства о налогах и сборах (п. 8 ст. 75 НК РФ - финансовые, налоговые и иные уполномоченные органы).
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 сентября 2014 года по делу N А60-25605/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)