Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А42-7537/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А42-7537/2013


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Бурматовой Г.Е., Пастуховой М.В., при участии от Центрального банка Российской Федерации Рогова Е.В. (доверенность от 06.08.2014 N 51АА0495447), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску Бесовой Н.Н. (доверенность от 08.05.2014 N 14-27/016509), рассмотрев 22.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014 (судья Кабикова Е.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 (судьи Горбачева О.В., Абакумова И.Д., Семиглазов В.А.) по делу N А42-7537/2013,

установил:

Центральный банк Российской Федерации, место нахождения: 107016, Москва, Неглинная ул., д. 12, ОГРН 103770013020, ИНН 7702235133 (далее - Банк), в лице Главного управления по Мурманской области обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, место нахождения: 183038, Мурманск, Комсомольская ул., д. 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360 (далее - Инспекция), от 04.10.2013 N 2052 об отказе в осуществлении зачета (возврата) 151 958 руб. земельного налога: 75 979 руб. за 2011 год и 75 979 руб. - за 2012 год. Банк также просил обязать Инспекцию осуществить возврат указанных сумм налога.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.06.2014, заявленные Банком требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить вынесенные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области" (далее - постановление N 425-ПП), подлежит применению при исчислении земельного налога за 2013 год. Исчисление земельного налога за 2011 - 2012 годы, по мнению Инспекции, должно производиться исходя из кадастровой стоимости, утвержденной до принятия указанного выше постановления, то есть установленной постановлением правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" (далее - постановление N 447-ПП). Кроме того, податель жалобы указывает, что Банк обратился с заявлением о возврате налога ранее получения результатов проведения камеральной проверки.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Банка возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Банку принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 51:20:0002058:2, расположенный по адресу: Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 11;
- - с кадастровым номером 51:20:0002123:14, расположенный по адресу: Мурманск, ул. Ленина, д. 31-а;
- - с кадастровым номером 51:20:0003202:7, расположенный по адресу: Мурманск, ул. Чумбарова-Лучинского, д. 14;
- - с кадастровым номером 51:20:0001319:1, расположенный по адресу: Мурманск, Автопарковый проезд.
Банк 20.06.2013 представил в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 - 2012 годы.
При исчислении налога налогоплательщик использовал кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с постановлением N 425-ПП.
Налогоплательщик 19.09.2013 обратился в Инспекцию с заявлениями N 11-4-18/3544 и 11-4-18/3543 о возврате на его расчетный счет 151 958 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2011 - 2012 годы.
Инспекция в период с 20.06.2013 по 20.09.2013 провела камеральные проверки уточненных деклараций Банка, по результатам которых составила акты от 20.09.2013 N 20218 и 20219 и вынесла решения от 05.11.2013 N 30026 и 30027 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанными решениями Банку доначислено 75 979 руб. земельного налога за 2011 год и 75 979 руб. - за 2012 год.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 24.12.2012 N 416 и 417 названные выше решения Инспекции оставлены без изменения.
Инспекция решением от 04.10.2013 N 2052 отказала Банку в возврате налога, установив занижение налогоплательщиком земельного налога: подлежащего уплате 01.02.2012 на сумму 75 979 руб. и 01.02.2013 - на 75 979 руб.
Считая решение Инспекции об отказе в осуществлении возврата земельного налога не соответствующим требованиям налогового законодательства Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанция пришли к выводу о правомерном использовании налогоплательщиком кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с постановлением N 425-ПП и посчитали, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа Банку в возврате 151 958 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2011 - 2012 годы, поэтому удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные к жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Следовательно, для исчисления земельного налога за 2011 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011, за 2012 год - по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Мурманской области постановлением N 447-ПП утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Мурманской области по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением N 425-ПП правительство Мурманской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области, определенные по состоянию на 01.01.2011. Постановление N 447-ПП признано утратившим силу.
Признавая правомерным уменьшение Банком своих налоговых обязательств за спорные периоды, суды исходили из того, что постановление N 425-ПП улучшает положение налогоплательщиков и распространяется в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ на прошлые налоговые периоды; при этом указание в рассматриваемом постановлении на 01.01.2011 означает, что именно с этой даты применяется новая кадастровая стоимость земельных участков.
Между тем судами не учтено следующее.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в означенном Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК РФ).
Из содержания постановления N 425-ПП не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Следовательно, выводы судов о возникновении права на уплату земельного налога в измененном размере ранее принятия нормативно-правового акта компетентным органом являются ошибочными.
Позиция кассационной инстанции аналогична правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14 по делу N А41-14050/2013.
Положенное в основу расчета кадастровой стоимости земельного участка постановление N 422-ПП Банком в судебном порядке не обжаловалось, в том числе и в части условий введения в действие.
Таким образом, правовых оснований для применения при расчете земельного налога за 2011 - 2012 годы кадастровой стоимости, установленной постановлением N 425-ПП, не имеется, в связи с чем Инспекция правомерно приняла решения от 05.11.2013 N 30026 и 30027 о доначислении Банку 75 979 руб. земельного налога за 2011 год и 75 979 руб. - за 2012 год.
Поскольку Инспекция установила занижение налогоплательщиком земельного налога за 2011 - 2012 годы в общей сумме 151 958 руб., то основания для возврата земельного налога отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт - об отказе Банку в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу N А42-7537/2013 отменить.
В удовлетворении заявления Центрального банка Российской Федерации отказать.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
М.В.ПАСТУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)