Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.02.2014 N 15АП-21185/2013 ПО ДЕЛУ N А32-14192/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. N 15АП-21185/2013

Дело N А32-14192/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Н.В. Шимбаревой, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Красиной А.Ю.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 по делу N А32-14192/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колумб XXI" (ИНН 2315080902, ОГРН 1022302393420) к (1) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, (2) Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, при участии третьего лица: ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, о признании незаконными решений
принятое в составе судьи Шкира Д.М.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Колумб XXI" (далее - ООО "Колумб XXI", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, третье лицо: ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, с требованием, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- 1. Признать незаконным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 01.11.2012 N 58067 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 15 742 руб., суммы земельного налога за 2011 г. в размере 157 418 руб., пени в сумме 31 639,09 руб.;
- 2. Признать незаконным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 06.11.2012 N 58068 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 21 754,8 руб., суммы земельного налога за 2010 г. в размере 93 738 руб., пени в сумме 32 126,15 руб.
Решением суда от 25.10.2013 признано незаконным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 01.11.2012 N 58067 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 15 742 руб., суммы земельного налога за 2011 г. в размере 157 418 руб., соответствующие пени. Признано незаконным решение ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 06.11.2012 N 58068 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 21 754,8 руб., суммы земельного налога за 2010 г. в размере 93 738 руб., соответствующие пени. В остальной части заявленных требований отказано.
ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и просила отменить решение суда от 25.10.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно сведений, представленных регистрирующим органом в соответствии со статьей 85, пунктов 11 - 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговым органом правомерно произведен расчет земельного налога за 2010-2011 гг. с применением налоговой ставки 0,4%. Судом не учтено, что заявитель не оспаривает кадастровую стоимость спорного земельного участка, рассчитанную исходя из 9-го вида разрешенного использования, однако оспаривает ставку 0,4%, примененную инспекцией правомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117001:0009 зарегистрировано за ООО "Колумб XXI" для эксплуатации фермы по декоративному и экзотическому птицеводству, производственных мастерских и складских помещений (см. свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2010 г. серии 23-АИ N 526531).
Согласно Уставу и Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.03.2012 основным видом деятельности общества является разведение сельскохозяйственной птицы, дополнительным - разведение прочих животных, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).
За 2010-2011 годы общество представило налоговые декларации по земельному налогу в соответствии с разрешенным землепользованием - земли сельскохозяйственного назначения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной ООО "Колумб XXI" в налоговый орган 04.05.2012, налоговым органом вынесено решение от 06.11.2012 N 58068 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде штрафов в общей сумме 45 122,05 руб., налогоплательщику предложено перечислить в бюджет сумму земельного налога за 2010 год в размере 187 204 руб., пени в размере 32 126,15 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной ООО "Колумб XXI" в налоговый орган 07.06.2012, налоговым органом вынесено решение от 01.11.2012 N 58067 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафов в общей сумме 28 858,5 руб., налогоплательщику предложено перечислить в бюджет сумму земельного налога за 2011 год в размере 288 585 руб., пени в размере 31 639,09 руб.
Основанием для вынесения решения от 01.11.2012 N 58067 явилось следующее: в нарушение п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ при определении налоговой базы за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117001:0009 ООО "Колумб XXI" применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 911 703 руб., в то время как кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляла 77 601 961 руб.
По мнению налогового органа, в нарушение п. п. 2.9 Решения Городской Думы г. Новороссийска от 23.10.2007 N 462 "О земельном налоге" ставка налога применена налогоплательщиком в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка. При этом, для категории земель "земли поселений" с видом разрешенного использования "эксплуатация фермы по декоративному и экзотическому птицеводству, производственных мастерских и складских помещений" установлена ставка в размере 0,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка, что привело к неуплате земельного налога за 2011 год в размере 288 585 руб.
Основанием для вынесения решения от 06.11.2012 N 58068 явилось следующее: в нарушение п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ при определении налоговой базы за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117001:0009 ООО "Колумб XXI" применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 407 959 руб., в то время как кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляла 187 475 627 руб.
По мнению налогового органа, в нарушение п. п. 2.9 Решения Городской Думы г. Новороссийска от 23.10.2007 N 462 "О земельном налоге" ставка налога применена налогоплательщиком в размере 0,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка. При этом, для категории земель "земли поселений" с видом разрешенного использования "эксплуатация фермы по декоративному и экзотическому птицеводству, производственных мастерских и складских помещений" установлена ставка в размере 0,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка, что привело к неуплате земельного налога за 2010 год в размере 187 204 руб.
Полагая указанные решения незаконными, общество обратилось в УФНС России по Краснодарскому краю с апелляционными жалобами.
Решением от 18.01.2013 N 20-12-20 УФНС России по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества на решение от 06.11.2012 N 58068 без удовлетворения, утвердив решение налогового органа.
Решением от 18.01.2013 N 20-12-21 УФНС России по Краснодарскому краю оставило апелляционную жалобу общества на решение от 01.11.2012 N 58067 без удовлетворения, утвердив решение налогового органа.
Общество, не согласившись с решениями налогового органа, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 19.08.2010 N 1432-КП за обществом зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117001:0009 для эксплуатации фермы по декоративному и экзотическому птицеводству, производственных мастерских и складских помещений (см. свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2010 г. серии 23-АИ N 526531).
После формирования земельный участок приобрел кадастровый номер 23:47:0117001:117.
Следовательно, заявитель на основании статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как указано в статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Как указано в пунктах 5 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пунктов 11 и 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 397 НК РФ).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
Постановление N 1202-р отменено. Принятое постановление от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - постановление N 58).
Постановление N 58 содержит такой же перечень видов разрешенного использования, такую же кадастровую оценку земли по видам разрешенного использования, что и постановление N 1202-р. Постановление N 58 не ухудшает положения налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, так как содержит те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов, которые были установлены в постановлении N 1202-р.
Отмена постановления N 1202-р не свидетельствует об отмене земельного налога, освобождении от исполнения налоговой обязанности или изменении данной налоговой обязанности. Таким образом, налоговая база по земельному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ по состоянию на 01.01.2010 установлена и не изменялась в течение налогового периода - 2010 года.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117001:0009 (после формирования кадастровый номер 23:47:0117001:117) по состоянию на 01.01.2010 г. составляла 187 475 627 руб., по состоянию на 01.01.2011 г. составляла 77 601 961 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка сторонами не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакциях, действовавших в спорный период - от 30.12.2006 N 268-ФЗ и от 24.07.2007 N 216-ФЗ) налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства (и других категорий, которые по настоящему делу не рассматриваются) и 1,5% - в отношении прочих земель.
Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.10.2007 N 462 установлены следующие налоговые ставки по земельному налогу.
В соответствии с п. п. 2.9 решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.10.2007 N 462 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок установлена ставка 0,4.
Согласно п. п. 2.15 решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.10.2007 N 462 для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, установлена ставка 0,2.
Из вышеприведенных норм следует, что для применения ставки налога 0,2% необходимо подтверждение факта использования земель для сельскохозяйственного производства как установленного налоговым законодательством условия применения указанной ставки.
Налоговым органом при исчислении земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117001:117 за 2010, 2011 год применена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,4 процента от кадастровой стоимости земельного участка на основании п. п. 2.9 решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.10.2007 г. N 462 "О земельном налоге" в зависимости от категории земель и видов разрешенного использования, как земли, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок.
Между тем, участок с кадастровым номером 23:47:0117001:117 согласно свидетельству о регистрации права собственности участок предназначен для эксплуатации фермы по декоративному и экзотическому птицеводству, производственных мастерских и складских помещений.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Статья 77 ЗК РФ устанавливает земли, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием, принципы и порядок которого устанавливаются федеральными законами.
В пункте 3.1 Устава общества указаны виды деятельности, относящиеся к сельскому хозяйству, в том числе: производство, закупка, перевозка, переработка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции и животноводческого сырья; разведение и содержание сельскохозяйственной, декоративной и экзотической птицы и прочих животных; растениеводство в сочетании с животноводством.
Вид деятельности "производство, закупка, перевозка, переработка, хранение, реализация сельскохозяйственной продукции и животноводческого сырья" указан в Уставе общества, справке - подтверждении основного вида экономической деятельности от 15.04.2013 г., ветеринарном заключении ГУ КК "Управление ветеринарии г. Новороссийска" от 11.04.2011 N 02-430193, акте ГУ КК "Управление ветеринарии г. Новороссийска" от 04.04.2011 N 000735, уведомлении о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 08.04.2011.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 77 ЗК РФ (в редакциях, действовавших в спорный период), пунктом 1 статьи 78 и пунктами 1 и 11 статьи 85 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений (в редакции от 22.07.2008 N 141-ФЗ - за "границами населенного пункта") и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для указанных в этой норме целей, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производств, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. В состав земель населенных пунктов могут входить участки сельскохозяйственного использования.
Таким образом, к землям сельскохозяйственного назначения закон относит земли с учетом их целевого назначения - использование для нужд сельского хозяйства.
По положениям пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них назначением.
Указанные положения земельного и налогового законодательства в их системном толковании допускают применение ставки земельного налога 0,2% при соблюдении двух обязательных условий: отнесение участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использование для сельскохозяйственного производства.
Материалами дела подтверждается отнесение земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117001:117 к землям сельскохозяйственного назначения и их использование для сельскохозяйственного производства.
При этом довод инспекции о том, что использование части земельного участка, а не всего участка не позволяет применять налогоплательщику ставку налога 0,2% не может быть принят судом во внимание.
Данный земельный участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок. В представленных инспекцией доказательствах не указано, каким образом и какими способами измерений, расчетами установлено частичное использование указанной в этих документах площади участка.
Относительно штрафов, начисленных по решению N 58068 от 06.11.2012, судом установлено следующее.
По состоянию на 01.01.2010 стоимость земельного участка составляла 187 475 627 руб., налоговая ставка - 0,2%, количество полных месяцев владения для исчисления земельного налога - 3 (0,25).
При таких обстоятельствах судом верно установлено, что сумма земельного налога составляет 93 738 (187475627х0,2х0,25/100) руб.
Обществом произведена оплата налога в размере 272 руб., в связи с чем сумма земельного налога, подлежащего уплате, составила 93 466 (93738-272) руб.
На основании п. 1 ст. 122 НК РФ обществу начислен штраф, составляющий 20% от неуплаченной суммы налога по итогам 2010 года.
С учетом суммы неоплаченного налога - 93466 руб. сумма штрафа составила 18693,2 (93466 х 20/100) руб.
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих обстоятельств.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ налоговый орган или суд может рассматривать и учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются, в том числе иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
На основании п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Принимая во внимание, что общество ранее не привлекалось к налоговой ответственности, суд пришел к обоснованному выводу о возможности уменьшения размера штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, до 9 346,6 (18693,2/2) руб.
Кроме того, налоговым органом начислен обществу штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации по земельному налогу за 2010 г.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2010 г. составляет 93 466 руб., с учетом суммы незачтенной переплаты по земельному налогу в размере 11 193 руб., сумма налога, подлежащего доплате, составляет 82273 руб.
Таким образом, сумма штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, составляет 24 681,9 (82273 х 30% /100%) руб.
Принимая во внимание, что общество ранее не привлекалось к налоговой ответственности, суд пришел к правильному выводу о возможности уменьшения размера штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, до 12 341 (24681/2) руб.
Относительно штрафов, начисленных по решению N 58067 от 01.11.2012, судом установлено следующее.
По решению N 58067 от 01.11.2012 стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составляла 77 601 961 руб.
Сумма земельного налога за 2011 составляет 155 204 (77 601 961 х 0,2 х 1/100) руб.
Обществом было оплачено 24037 руб. (платежные поручения N 33 от 19.08.2011, N 27 от 25.04.2011, N 50 от 18.10.2011, N 8 от 10.02.2012), в связи с чем сумма земельного налога, подлежащего уплате, составила 131 167 (155 204-24 037) руб.
На основании п. 1 ст. 122 НК РФ обществу начислен штраф, составляющий 20% от неуплаченной суммы налога по итогам 2011 года.
С учетом суммы неоплаченного налога - 131 167 руб. сумма штрафа составила 26 233 (131 167 х 20/100) руб.
Принимая во внимание, что общество ранее не привлекалось к налоговой ответственности, суд пришел к правильному выводу о возможности уменьшения размера штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, до 13 117 (26233/2) руб.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя о признании недействительными решения ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 01.11.2012 N 58067 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 15 742 руб., суммы земельного налога за 2011 г. в размере 157 418 руб., соответствующие пени, а также решения ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 06.11.2012 N 58068 в части взыскания с ООО "Колумб XXI" штрафа в сумме 21 754,8 руб., суммы земельного налога за 2010 г. в размере 93 738 руб., соответствующие пени.
При этом, доводы обществ о том, что пени в данном случае не подлежат начислению правомерно не приняты судом во внимание.
Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Поскольку налогоплательщиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 75 НК РФ, суд пришел к верному выводу о том, что основания для освобождения общества от уплаты пеней в данном случае отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах действующего законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2013 по делу N А32-14192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ

Судьи
Н.В.ШИМБАРЕВА
Н.В.СУЛИМЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)