Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шлычковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27-29 января 2015 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года, принятое по делу N А55-19545/2014, судья Шабанов А.Н.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), город Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" (ОГРН 1026301710951, ИНН 6319015394), город Самара,
о взыскании неосновательного обогащения 420 944 руб.,
с участием в судебном заседании: от истца - Малинин М.С. (представитель по доверенности от 30.12.2014 г.), от ответчика - Герасимов Д.С. (представитель по доверенности от 09.09.2014 г.),
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" о взыскании неосновательного обогащения в размере 420 944 руб. 16 коп.
Требование истца обосновано использованием ответчиком земельного участка площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе для использования под нежилое здание (корпус N 5) в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г. без оплаты за пользование землей.
Возражая против иска, ООО "Фирма "Аякс" просило об уменьшении размера платы за пользование земельным участком с 01.04.2012 г. до размера земельного налога (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка), поскольку общество обращалось за выкупом спорного земельного участка, но ему было необоснованно в выкупе отказано.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года иск удовлетворен.
С ООО "Фирма "Аякс" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскано неосновательное обогащение в размере 420 944 руб. 16 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Герасимов Д.С. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в жалобе основаниям.
Представители истца Малинин М.С. (до перерыва) и Тупчий В.А. (после перерыва) против удовлетворения требования заявителя апелляционной жалобы возражают.
В судебном заседании 27.01.2015 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 29.01.2015 г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости изменения судебного акта по следующим основаниям.
Согласно кадастровому паспорту от 18.03.2014 г. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, находящегося по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, площадь земельного участка составляет 2177 кв. м, его кадастровая стоимость - 5 498 187 руб. 66 коп. Часть земельного участка занята объектом недвижимости - корпус N 5, литера У, У1, у, у1, кадастровый (условный) номер 63-63-01/274/2005-125.
Кадастровым паспортом спорного земельного участка от 19.06.2012 г. подтверждается, что его кадастровая стоимость составляет 5 455 562 руб.
На основании договора купли-продажи недвижимости от 26.01.2006 г. ООО "Фирма "Аякс" стало собственником объекта - корпус N 5, назначение нежилое, площадью 2104,50 кв. м, этажность 1, литера У, У1, у, у1, инвентарный номер 36:401:002:000034830:0000, адрес объекта - Самарская область, город Самара, Красноглинский район, поселок Мехзавод, Московское шоссе, дом 20. Право общество зарегистрировано 24.03.2006 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2006 г.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2014 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0338005:611, находящийся по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, площадью 2177 кв. м относится к числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Закона Самарской области "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки; совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством; распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года; осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым уполномоченным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим распоряжение в городском округе Самара земельными участками, права на которые не разграничены, для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Таким образом Министерство имущественных отношений Самарской области вопреки необоснованных возражений ответчика является уполномоченным органом, обладающим компетенцией осуществлять распоряжение спорным земельным участком, в том числе и взыскивать плату за пользование указанным земельным участком.
Заявляя исковые требования, истец определил размер неосновательного обогащения ответчика за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., исходя из площади земельного участка (2177,0 кв. м), удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (2506,0 руб. /кв. м), при этом истец использовал методику исчисления размера арендной платы, установленную в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Рассчитанная на основании указанной методики задолженность, по мнению истца, составила 420 944 руб. 16 коп., что подтверждается расчетом истца (л.д. 14-18).
Вместе с тем, при этом истцом не учтены следующие обстоятельства.
Из представленных ответчиком дополнительных доказательств усматривается, что объект недвижимости (корпус N 5), находящийся на спорном земельном участке, приобретен ответчиком у ОАО "Салют" на основании договора купли-продажи от 26.01.2006 г.
ОАО "Салют" в соответствии с представленным свидетельством о праве собственности на землю обладало правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком фактически занимаемым заводом по Московскому шоссе в Красноглинском районе. Площадь земельного участка - 78,44 га, основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования - постановление Администрации города Самары от 06.05.1993 г. N 707. Приобретенный ответчиком объект недвижимости находился на указанном земельном участке, в последующем из этого был выделен земельный участок, занимаемый ответчиком в связи с размещением на нем принадлежащего ему здания корпуса N 5.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1) предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом в соответствии с указанными нормами при приобретении здания на основании договора купли-продажи от 26.01.2006 г. ответчик стал обладателем и права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, однако соответствующее право ответчиком не оформлено.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, при этом формам платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку земельный налог может быть уплачен только титульным владельцем земельного участка, а ответчик таким не является, единственной формой платы за пользование землей для ответчика является уплата арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 утверждены основные принципы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом установлен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации N 582 утверждены также и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 указанных Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу изложенного неосновательное обогащение ответчика в связи с использованием им земельного участка в спорном периоде надлежит исчислять исходя из указанной выше нормы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 8 (в редакции, действующей с 01.09.2011 г.) указанных выше правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В соответствии с федеральными законами о бюджете на 2012 и на 2013 годы установлен размер уровня инфляции 6,0% (2012 год) и 5,5% (2013 год).
Кадастровая стоимость земельного участка согласно сведениям из кадастрового паспорта в спорном периоде - 5 455 562 руб.
Таким образом размер неосновательного обогащения ответчика в спорном периоде (01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.) составил:
- - 01.01.2011 г. - 31.12.2011 г. - 109 111 руб. 24 коп. (5 455 562 руб. х 2%);
- - 01.01.2012 г. - 31.12.2012 г. - 115 657 руб. 91 коп. (5 455 562 руб. х 2% х 1,06);
- - 01.01.2013 г. - 31.12.2013 г. - 122 019 руб. 10 коп. (5 455 562 руб. х 2% х 1,06 х 1,055).
Общая сумма неосновательного обогащения, подлежащего взысканию с ответчика 346 788 руб. 25 коп. В остальной части в удовлетворении иска следует отказать.
Изменение размера кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 в силу пункта 8 Правил применяются для целей определения размера арендной платы с 01.01.2014 г., а поэтому в рассматриваемом деле учтены быть не могут.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 г. N 12790/13 установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение) и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер.
В силу этого доводы ответчика о том, что в спорном периоде он компенсировал уплату земельного налога ОАО "Салют" какого-либо правового значения не имеют.
Суд апелляционной инстанции не может признать в качестве доказанного обстоятельства факт уклонения Министерства имущественных отношений Самарской области от исполнения обязанности по продаже спорного земельного участка ответчику в собственность, поскольку указанное обстоятельство является предметом самостоятельного спора в отдельном деле (А55-21965/2014), решение по которому не вступило в законную силу.
В то же время, указанное обстоятельство (в случае признания его судом доказанным) не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства, а возможные убытки, понесенные обществом в связи с этим, подлежат возмещению в соответствии с законом.
Учитывая, что ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду первой инстанции надлежащие доказательства в подтверждение того обстоятельства, что он приобрел объект недвижимости у лица, обладавшего правом постоянного (бессрочного) пользования землей, суд апелляционной инстанции полагает ответчика лицом, злоупотребившим своими процессуальными правами и в силу статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возлагает на ответчика независимо от результатов рассмотрения жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не представлены надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе. Представленная ответчиком копия платежного поручения от 19.12.2014 г. судом апелляционной инстанции не принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем суд при принятии апелляционной жалобы обязал ответчика представить оригинал платежного поручения, однако ответчиком указанное требование суда оставлено без внимания и не исполнено.
В силу указанного суд полагает необходимым изменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года, принятое по делу N А55-19545/2014, изменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области неосновательное обогащение 346 788 руб. 25 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску 9 407 руб. 27 коп.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возложить на ответчика.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 2 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ю.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2015 N 11АП-19948/2014 ПО ДЕЛУ N А55-19545/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2015 г. по делу N А55-19545/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шлычковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27-29 января 2015 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года, принятое по делу N А55-19545/2014, судья Шабанов А.Н.,
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), город Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" (ОГРН 1026301710951, ИНН 6319015394), город Самара,
о взыскании неосновательного обогащения 420 944 руб.,
с участием в судебном заседании: от истца - Малинин М.С. (представитель по доверенности от 30.12.2014 г.), от ответчика - Герасимов Д.С. (представитель по доверенности от 09.09.2014 г.),
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" о взыскании неосновательного обогащения в размере 420 944 руб. 16 коп.
Требование истца обосновано использованием ответчиком земельного участка площадью 2177,0 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, Московское шоссе для использования под нежилое здание (корпус N 5) в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г. без оплаты за пользование землей.
Возражая против иска, ООО "Фирма "Аякс" просило об уменьшении размера платы за пользование земельным участком с 01.04.2012 г. до размера земельного налога (1,5% от кадастровой стоимости земельного участка), поскольку общество обращалось за выкупом спорного земельного участка, но ему было необоснованно в выкупе отказано.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года иск удовлетворен.
С ООО "Фирма "Аякс" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области взыскано неосновательное обогащение в размере 420 944 руб. 16 коп.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Герасимов Д.С. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в жалобе основаниям.
Представители истца Малинин М.С. (до перерыва) и Тупчий В.А. (после перерыва) против удовлетворения требования заявителя апелляционной жалобы возражают.
В судебном заседании 27.01.2015 г. в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 29.01.2015 г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости изменения судебного акта по следующим основаниям.
Согласно кадастровому паспорту от 18.03.2014 г. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0338005:611, находящегося по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, площадь земельного участка составляет 2177 кв. м, его кадастровая стоимость - 5 498 187 руб. 66 коп. Часть земельного участка занята объектом недвижимости - корпус N 5, литера У, У1, у, у1, кадастровый (условный) номер 63-63-01/274/2005-125.
Кадастровым паспортом спорного земельного участка от 19.06.2012 г. подтверждается, что его кадастровая стоимость составляет 5 455 562 руб.
На основании договора купли-продажи недвижимости от 26.01.2006 г. ООО "Фирма "Аякс" стало собственником объекта - корпус N 5, назначение нежилое, площадью 2104,50 кв. м, этажность 1, литера У, У1, у, у1, инвентарный номер 36:401:002:000034830:0000, адрес объекта - Самарская область, город Самара, Красноглинский район, поселок Мехзавод, Московское шоссе, дом 20. Право общество зарегистрировано 24.03.2006 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2006 г.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.03.2014 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0338005:611, находящийся по адресу: Самарская область, город Самара, Красноглинский район, Московское шоссе, участок б/н, площадью 2177 кв. м относится к числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Закона Самарской области "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки; совершает действия, направленные на изъятие земельных участков в случаях принудительного прекращения прав на земельные участки, предусмотренных федеральным законодательством; распоряжается в случаях, предусмотренных действующим законодательством, земельными участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам до 1 июля 2006 года; осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым уполномоченным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим распоряжение в городском округе Самара земельными участками, права на которые не разграничены, для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Таким образом Министерство имущественных отношений Самарской области вопреки необоснованных возражений ответчика является уполномоченным органом, обладающим компетенцией осуществлять распоряжение спорным земельным участком, в том числе и взыскивать плату за пользование указанным земельным участком.
Заявляя исковые требования, истец определил размер неосновательного обогащения ответчика за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., исходя из площади земельного участка (2177,0 кв. м), удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (2506,0 руб. /кв. м), при этом истец использовал методику исчисления размера арендной платы, установленную в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 г. N 308.
Рассчитанная на основании указанной методики задолженность, по мнению истца, составила 420 944 руб. 16 коп., что подтверждается расчетом истца (л.д. 14-18).
Вместе с тем, при этом истцом не учтены следующие обстоятельства.
Из представленных ответчиком дополнительных доказательств усматривается, что объект недвижимости (корпус N 5), находящийся на спорном земельном участке, приобретен ответчиком у ОАО "Салют" на основании договора купли-продажи от 26.01.2006 г.
ОАО "Салют" в соответствии с представленным свидетельством о праве собственности на землю обладало правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком фактически занимаемым заводом по Московскому шоссе в Красноглинском районе. Площадь земельного участка - 78,44 га, основание возникновения права постоянного (бессрочного) пользования - постановление Администрации города Самары от 06.05.1993 г. N 707. Приобретенный ответчиком объект недвижимости находился на указанном земельном участке, в последующем из этого был выделен земельный участок, занимаемый ответчиком в связи с размещением на нем принадлежащего ему здания корпуса N 5.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1) предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом в соответствии с указанными нормами при приобретении здания на основании договора купли-продажи от 26.01.2006 г. ответчик стал обладателем и права постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка, однако соответствующее право ответчиком не оформлено.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип платности использования земли, при этом формам платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку земельный налог может быть уплачен только титульным владельцем земельного участка, а ответчик таким не является, единственной формой платы за пользование землей для ответчика является уплата арендной платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 утверждены основные принципы определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом установлен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 г. N 15837/11 учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации N 582 утверждены также и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 указанных Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если: земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В силу изложенного неосновательное обогащение ответчика в связи с использованием им земельного участка в спорном периоде надлежит исчислять исходя из указанной выше нормы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 8 (в редакции, действующей с 01.09.2011 г.) указанных выше правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В соответствии с федеральными законами о бюджете на 2012 и на 2013 годы установлен размер уровня инфляции 6,0% (2012 год) и 5,5% (2013 год).
Кадастровая стоимость земельного участка согласно сведениям из кадастрового паспорта в спорном периоде - 5 455 562 руб.
Таким образом размер неосновательного обогащения ответчика в спорном периоде (01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.) составил:
- - 01.01.2011 г. - 31.12.2011 г. - 109 111 руб. 24 коп. (5 455 562 руб. х 2%);
- - 01.01.2012 г. - 31.12.2012 г. - 115 657 руб. 91 коп. (5 455 562 руб. х 2% х 1,06);
- - 01.01.2013 г. - 31.12.2013 г. - 122 019 руб. 10 коп. (5 455 562 руб. х 2% х 1,06 х 1,055).
Общая сумма неосновательного обогащения, подлежащего взысканию с ответчика 346 788 руб. 25 коп. В остальной части в удовлетворении иска следует отказать.
Изменение размера кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610 в силу пункта 8 Правил применяются для целей определения размера арендной платы с 01.01.2014 г., а поэтому в рассматриваемом деле учтены быть не могут.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 г. N 12790/13 установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение) и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер.
В силу этого доводы ответчика о том, что в спорном периоде он компенсировал уплату земельного налога ОАО "Салют" какого-либо правового значения не имеют.
Суд апелляционной инстанции не может признать в качестве доказанного обстоятельства факт уклонения Министерства имущественных отношений Самарской области от исполнения обязанности по продаже спорного земельного участка ответчику в собственность, поскольку указанное обстоятельство является предметом самостоятельного спора в отдельном деле (А55-21965/2014), решение по которому не вступило в законную силу.
В то же время, указанное обстоятельство (в случае признания его судом доказанным) не может служить обстоятельством, освобождающим ответчика от обязанности оплачивать фактическое пользование земельным участком в соответствии с нормами действующего законодательства, а возможные убытки, понесенные обществом в связи с этим, подлежат возмещению в соответствии с законом.
Учитывая, что ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду первой инстанции надлежащие доказательства в подтверждение того обстоятельства, что он приобрел объект недвижимости у лица, обладавшего правом постоянного (бессрочного) пользования землей, суд апелляционной инстанции полагает ответчика лицом, злоупотребившим своими процессуальными правами и в силу статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возлагает на ответчика независимо от результатов рассмотрения жалобы.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не представлены надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе. Представленная ответчиком копия платежного поручения от 19.12.2014 г. судом апелляционной инстанции не принята в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего уплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, в связи с чем суд при принятии апелляционной жалобы обязал ответчика представить оригинал платежного поручения, однако ответчиком указанное требование суда оставлено без внимания и не исполнено.
В силу указанного суд полагает необходимым изменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 ноября 2014 года, принятое по делу N А55-19545/2014, изменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области неосновательное обогащение 346 788 руб. 25 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску 9 407 руб. 27 коп.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возложить на ответчика.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 2 000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Аякс" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ю.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)