Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной К.Р. (доверенность от 01.04.2014),
ответчика - Нуриева Р.Р. (доверенность от 28.02.2014),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-15352/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой", г. Казань (ИНН 1650141723, ОГРН 1061650054344) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
установил:
открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой", г. Казань (далее - ОАО "Спецкаучукремстрой", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган, инспекция) от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 в части доначисления ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме, не превышающей 959 421 рубль. В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что доначисление земельного налога на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Спецкаучукремстрой" возражает против доводов инспекции и просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ОАО "Спецкаучукремстрой" по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 15.04.2013 N 22593.
В данной налоговой декларации налогоплательщик указал кадастровую стоимость земельных участков, установленную решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 24 035 122 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 547 175 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 152 754 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 15 587 540 рублей.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговый орган вынес решение от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 47 258 737 рублей и исчисленной суммы земельного налога на 1 107 292 рубля вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков за 2011 год. По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 119 161 351 рубль; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 59 805 912 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 702 672 рубля; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 73 978 200 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013293@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, обжалованное решение налогового органа - без изменения.
Полагая, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление в полном объеме, указал, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, обоснованно придя к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Рыночная стоимость спорных земельных участков, принадлежащих обществу, была установлена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012, что влечет возможность применения рыночной стоимости земельных участков с налогового периода 2012 года.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указал апелляционный суд, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суд апелляционной инстанции правомерно признал несостоятельным.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, налогоплательщик неправомерно указал в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровую стоимость земельных участков, установленную равной их рыночной стоимости с 2012 года.
Из материалов дела следует, что суд апелляционной инстанции определением от 27.02.2014 предложил налогоплательщику и налоговому органу представить расчет земельного налога на указанные земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Сторонами указанное определение суда было выполнено и расчет представлен.
Исходя из указанных расчетов, общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, составляет 1 395 065 рублей. Общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, составляет 959 421 рубль.
Доначисление инспекцией налогоплательщику земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 959 421 рубль, является неправомерным.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 в части доначисления ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме, не превышающей 959 421 рубль.
В остальной части решение суда первой инстанции правомерно оставлено без изменения.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 по делу N А65-15352/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-15352/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N А65-15352/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Хайруллиной К.Р. (доверенность от 01.04.2014),
ответчика - Нуриева Р.Р. (доверенность от 28.02.2014),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-15352/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой", г. Казань (ИНН 1650141723, ОГРН 1061650054344) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474, с участием третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
установил:
открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой", г. Казань (далее - ОАО "Спецкаучукремстрой", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС России по Московскому району г. Казани, налоговый орган, инспекция) от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2013 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным решения ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 в части доначисления ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме, не превышающей 959 421 рубль. В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что доначисление земельного налога на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 является правомерным.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Спецкаучукремстрой" возражает против доводов инспекции и просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Московскому району г. Казани была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ОАО "Спецкаучукремстрой" по земельному налогу за 2011 год, по результатам которой составлен акт от 15.04.2013 N 22593.
В данной налоговой декларации налогоплательщик указал кадастровую стоимость земельных участков, установленную решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012: с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 24 035 122 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 547 175 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 152 754 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 15 587 540 рублей.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговый орган вынес решение от 23.05.2013 N 6474 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Основанием для доначисления налоговым органом земельного налога послужил вывод инспекции об уменьшении налогоплательщиком налоговой базы на 47 258 737 рублей и исчисленной суммы земельного налога на 1 107 292 рубля вследствие неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков за 2011 год. По мнению инспекции при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:11, общей площадью 13 450 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 119 161 351 рубль; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:15, общей площадью 6910 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 59 805 912 рублей; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:20, общей площадью 81 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 702 672 рубля; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310102:22, общей площадью 8584 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, в районе станции Химическая, 73 978 200 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013293@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, обжалованное решение налогового органа - без изменения.
Полагая, что решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление в полном объеме, указал, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, обоснованно придя к следующим выводам.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 28.06.2011 N 913/11, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце 4 пункта 2.2 Определения от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Рыночная стоимость спорных земельных участков, принадлежащих обществу, была установлена решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2012 по делу N А65-16604/2012, что влечет возможность применения рыночной стоимости земельных участков с налогового периода 2012 года.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указал апелляционный суд, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, а именно, в Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости (в размере рыночной) на более ранние налоговые периоды, т.е. с 01.01.2011, суд апелляционной инстанции правомерно признал несостоятельным.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Таким образом, налогоплательщик неправомерно указал в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровую стоимость земельных участков, установленную равной их рыночной стоимости с 2012 года.
Из материалов дела следует, что суд апелляционной инстанции определением от 27.02.2014 предложил налогоплательщику и налоговому органу представить расчет земельного налога на указанные земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Сторонами указанное определение суда было выполнено и расчет представлен.
Исходя из указанных расчетов, общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, составляет 1 395 065 рублей. Общая сумма земельного налога, исчисленная из кадастровой стоимости земельных участков, установленной в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, составляет 959 421 рубль.
Доначисление инспекцией налогоплательщику земельного налога за 2011 год в размере, превышающем 959 421 рубль, является неправомерным.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения ИФНС России по Московскому району г. Казани от 23.05.2013 N 6474 в части доначисления ОАО "Спецкаучукремстрой" земельного налога за 2011 год в сумме, не превышающей 959 421 рубль.
В остальной части решение суда первой инстанции правомерно оставлено без изменения.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2014 по делу N А65-15352/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)