Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья: И.И. Басыров
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей М.В. Милых, И.П. Козлова,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Д. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года по делу по заявлению Д. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области по формированию недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Д. обратился в суд с указанным выше заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником двух земельных участков, расположенных в *** районе Московской области. Как собственник указанного недвижимого имущества он обязан уплачивать земельный налог, который исчисляется налоговыми органами исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Между тем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области заложило в данные кадастра недостоверную кадастровую стоимость земельных участков, которая в несколько раз превышает рыночную, что, соответственно, приводит к существенному увеличению земельного налога и нарушает права заявителя.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления Д. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области по формированию недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, обязании внести сведения об удельном показателе в размере * руб. за 2011 год, 2012 год, 2013 год отказать.
В апелляционной жалобе Д. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Д. и его представитель адвокат М.А. Батова, по ордеру от 25 апреля 2014 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Д., его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Д. является собственником расположенных в ***, земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами*, площадью * кв. м, и *, площадью * кв. м.
Вид разрешенного использования в отношении указанных земельных участков с "ведения крестьянского (фермерского) хозяйства был изменен для "дачного строительства" в 2011 году.
Согласно кадастровой справке, выданной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, кадастровая стоимость указанных земель составляет ***. и *** руб., соответственно.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд согласился с возражениями ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, которое исходило из того, что при отсутствии значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений по *** муниципальному району Московской области для расчета кадастровой стоимости земельных участков заявителя расчет произведен на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 2 402,59 рублей.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статья 65, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, для проведения работ по государственной оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3) и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 26 августа 2002 г. N П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
После получения указанных сведений и акта проверки территориальный орган исполнительной власти Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 г. N 681/27, утверждение результатов кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входит в компетенцию данного Министерства.
Из обстоятельств дела усматривается, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Московской области" принято данным Министерством с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодательством к принятию таких правовых актов, что подтверждено Определением Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2012 г. N 4-АПГ12-2, а потому у суда не имелось оснований для того, чтобы заинтересованное лицо не руководствовалось данным Распоряжением.
При этом Верховным Судом РФ установлено, что 6 июня 2008 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт N 6 на проведение работы по государственной кадастровой оценке земель всех садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на территории Московской области. 25 ноября 2008 года ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен Отчет N 03/11-08 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. В результате проведенной Росреестром проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области нарушений федеральных нормативно-правовых актов, в том числе Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений выявлено не было, о чем был составлен соответствующий акт, направленный с письмом за N 3-4562-ГЕ и с приложением обобщенных результатов оценки в Управление Роснедвижимости по Московской области. 23 июля 2009 года результаты работ по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области Управлением Роснедвижимости по Московской области направлены на утверждение в Министерство экологии и природопользования Московской области. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. Данное распоряжение официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" 17, 20 и 25 февраля 2010 года.
При этом судом первой инстанции установлено, что *** муниципальном районе утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости за 1 квадратный метр земель дачных объединений в размере 2 402,59 рубля.
В апелляционной жалобе заявитель не оспаривает, что вид разрешенного использования в отношении его земельных участков с "ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" был изменен для "дачного строительства" в 2011 году.
Пункт 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 17.11.2011) устанавливает, что они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1.3 названных Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 9 марта 2011 г. N Д06-1441 разъяснено следующее.
"Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2005 г. N 145), отнесение к группам земельных участков, предназначенных для дачного строительства, не предусмотрено.
Пунктом 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г N 222 (далее - Методические указания, утвержденные Приказом N 222), установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
С учетом изложенного в случае смены вида разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство" определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний, утвержденных Приказом N 222, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, определенных в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденными Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Эти требования закона действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области соблюдены.
Изложенное опровергает доводы жалобы о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области совершили незаконные действия, выразившиеся в формировании недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы заявителя фактически сводятся к тому, что кадастровая стоимость их земельных участков, указанная в государственном кадастре недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость.
Между тем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области не осуществляет проверку соответствия утверждаемых результатов кадастровой оценки земли, ее рыночной стоимости.
Не входит указанная обязанность и в компетенцию Министерства экологии Московской области.
В силу положений пункта 31 Административного регламента по исполнению государственной функции по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии Московской области N 112-РМ от 12 ноября 2008 г., данное Министерство проверяет представленные результаты государственной кадастровой оценки земель лишь на наличие технических ошибок без права корректировки цифровых значений.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таком положении заявитель вправе обратиться с соответствующим иском в арбитражный суд.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-15095
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-15095
судья: И.И. Басыров
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей М.В. Милых, И.П. Козлова,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Д. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года по делу по заявлению Д. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области по формированию недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Д. обратился в суд с указанным выше заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что является собственником двух земельных участков, расположенных в *** районе Московской области. Как собственник указанного недвижимого имущества он обязан уплачивать земельный налог, который исчисляется налоговыми органами исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Между тем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области заложило в данные кадастра недостоверную кадастровую стоимость земельных участков, которая в несколько раз превышает рыночную, что, соответственно, приводит к существенному увеличению земельного налога и нарушает права заявителя.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года постановлено: в удовлетворении заявления Д. о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области по формированию недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, обязании внести сведения об удельном показателе в размере * руб. за 2011 год, 2012 год, 2013 год отказать.
В апелляционной жалобе Д. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Д. и его представитель адвокат М.А. Батова, по ордеру от 25 апреля 2014 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Д., его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Д. является собственником расположенных в ***, земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами*, площадью * кв. м, и *, площадью * кв. м.
Вид разрешенного использования в отношении указанных земельных участков с "ведения крестьянского (фермерского) хозяйства был изменен для "дачного строительства" в 2011 году.
Согласно кадастровой справке, выданной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, кадастровая стоимость указанных земель составляет ***. и *** руб., соответственно.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд согласился с возражениями ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области, которое исходило из того, что при отсутствии значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для дачных объединений по *** муниципальному району Московской области для расчета кадастровой стоимости земельных участков заявителя расчет произведен на основании Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 2 402,59 рублей.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации).
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (статья 65, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, для проведения работ по государственной оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством (пункт 1). Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3) и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, ввиду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 26 августа 2002 г. N П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, Приказом от 28 июня 2007 г. N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков Российской Федерации; выбор исполнителя работ по кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Пунктами 9.1, 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составляется Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации. Проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
После получения указанных сведений и акта проверки территориальный орган исполнительной власти Росреестра по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17 сентября 2007 г. N 681/27, утверждение результатов кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области входит в компетенцию данного Министерства.
Из обстоятельств дела усматривается, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, и дачных объединений Московской области" принято данным Министерством с соблюдением требований, предъявляемых федеральным законодательством к принятию таких правовых актов, что подтверждено Определением Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2012 г. N 4-АПГ12-2, а потому у суда не имелось оснований для того, чтобы заинтересованное лицо не руководствовалось данным Распоряжением.
При этом Верховным Судом РФ установлено, что 6 июня 2008 года Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" был заключен государственный контракт N 6 на проведение работы по государственной кадастровой оценке земель всех садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на территории Московской области. 25 ноября 2008 года ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен Отчет N 03/11-08 об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. В результате проведенной Росреестром проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области нарушений федеральных нормативно-правовых актов, в том числе Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений выявлено не было, о чем был составлен соответствующий акт, направленный с письмом за N 3-4562-ГЕ и с приложением обобщенных результатов оценки в Управление Роснедвижимости по Московской области. 23 июля 2009 года результаты работ по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области Управлением Роснедвижимости по Московской области направлены на утверждение в Министерство экологии и природопользования Московской области. Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. Данное распоряжение официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" 17, 20 и 25 февраля 2010 года.
При этом судом первой инстанции установлено, что *** муниципальном районе утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости за 1 квадратный метр земель дачных объединений в размере 2 402,59 рубля.
В апелляционной жалобе заявитель не оспаривает, что вид разрешенного использования в отношении его земельных участков с "ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" был изменен для "дачного строительства" в 2011 году.
Пункт 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 17.11.2011) устанавливает, что они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 1.3 названных Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 9 марта 2011 г. N Д06-1441 разъяснено следующее.
"Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2005 г. N 145), отнесение к группам земельных участков, предназначенных для дачного строительства, не предусмотрено.
Пунктом 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г N 222 (далее - Методические указания, утвержденные Приказом N 222), установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
С учетом изложенного в случае смены вида разрешенного использования земельного участка с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство" определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний, утвержденных Приказом N 222, на основе результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, определенных в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденными Приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Эти требования закона действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области соблюдены.
Изложенное опровергает доводы жалобы о том, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области совершили незаконные действия, выразившиеся в формировании недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Доводы заявителя фактически сводятся к тому, что кадастровая стоимость их земельных участков, указанная в государственном кадастре недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость.
Между тем, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Московской области не осуществляет проверку соответствия утверждаемых результатов кадастровой оценки земли, ее рыночной стоимости.
Не входит указанная обязанность и в компетенцию Министерства экологии Московской области.
В силу положений пункта 31 Административного регламента по исполнению государственной функции по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии Московской области N 112-РМ от 12 ноября 2008 г., данное Министерство проверяет представленные результаты государственной кадастровой оценки земель лишь на наличие технических ошибок без права корректировки цифровых значений.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При таком положении заявитель вправе обратиться с соответствующим иском в арбитражный суд.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)