Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2013 ПО ДЕЛУ N А65-10631/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу N А65-10631/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Шарафутдинова И.И. по доверенности от 14.01.2013,
ответчика - Файзрахманова Р.Р. по доверенности от 01.07.2013, Батыршиной Л.М. по доверенности от 05.08.2013,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Канон"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А65-10631/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Канон", г. Казань (ИНН 1659006327, ОГРН 1021603068926) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об отмене решения от 25.03.2013 N 2272,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Канон" (далее - общество, ООО "Канон") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.03.2013 N 2272 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013, заявленные ООО "Канон" требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение Инспекции признано незаконным в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме превышающей 186 600 руб., соответствующих сумм штрафа. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой (с учетом представленных уточнений), в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части признания незаконным решения в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме, превышающей 186 600 руб., соответствующих сумм штрафа.
В свою очередь общество также обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты первой и апелляционной инстанций отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган представил отзыв на кассационную жалобу общества, в котором просит оставить без изменения судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании кассационной инстанции 17.12.2013 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.12.2013 на 14 часов 15 минут. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
После перерыва в порядке статьи 18 АПК РФ и в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности председателя судебного состава от 24.12.2013 N 5-250/13 произведена замена судьи Абдулвагапова Р.Г. на судью Егорову М.В., в связи с болезнью судьи Абдулвагапова Р.Г. Вследствие замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва налогового органа, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа находит кассационную жалобу налогового органа подлежащей удовлетворению, а жалобу общества необоснованной.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом по представленной налогоплательщиком 28.11.2012 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 25.02.2013 N 3314, а 25.03.2013 принято решение N 2272 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 25.03.2013 N 2272 заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 178 455 руб., а также доначислены земельный налог за 2011 в размере 1 028 124 руб. и пени в размере 121 919,98 руб.
Основанием вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ООО "Канон" при расчете земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 кадастровой стоимости - 12 440 000 руб. и налоговой ставки 0,55%, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90413:2 налоговой ставки 0,8%.
Налоговый орган при определении налоговых обязательств общества по земельному налогу за 2011 год применил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:090107:12 в размере 60 384 808 руб., ставка земельного налога - 1,5%, а с кадастровым номером 16:50:0904413:2 в размере 27 253 060 руб., ставка земельного налога - 1,5%.
Устанавливая кадастровую стоимость указанных земельных участков, инспекция сослалась на сведения, представленные в электронном виде органами ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 15.05.2013 решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды с учетом решения представительного органа муниципального образования г. Казани от 08.10.2010 N 8 исходили из того, что налоговый орган правомерно применил ставку 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:90107:12. Между тем, признавая неправомерным доначисление земельного налога за 2011 год по указанному земельному участку из расчета кадастровой стоимости 60 384 808 руб., суды признали правильным применение обществом при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012 по делу N А65-19103/2012. Относительно земельного участка с кадастровым номером 16:50:90413:2 судами установлено, что обществом не было представлено доказательств того, что указанный земельный участок является земельным участком общего пользования и включен в перечень автомобильных дорог.
Изучив материалы дела, кассационная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:50:90107:12 - "Под строительство административных и служебных зданий".
ООО "Канон" 11.04.2011 оформлено свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество по адресу: г. Казань, ул. Красного Химика, д. 6а (на земельный участок 16:50:90107:12) "Административное здание, назначение: нежилое".
Согласно Решению Представительного органа муниципального образования г. Казани (в редакции решения Городской Думы от 03.03.2011 N 14-4) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для строительства (за исключением жилищного), применяется ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Данная ставка применяется с даты государственной регистрации прав на земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Для целей налогообложения налоговая база, определенная на 1 января года не может изменяться в течение налогового периода, в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривает, в частности, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Между тем, судами установлено, что на момент сдачи уточненной налоговой декларации по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 налогоплательщик не подавал заявление в органы Федерального Государственного Учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что налоговый орган правомерно применил в отношении земельного участка ставку в размере 1,5% на 2011 год.
Между тем выводы судов относительно неправомерного доначисления налоговым органом земельного налога за 2011 год по указанному земельному участку из расчета кадастровой стоимости 60 384 808 руб. сделаны без учета следующего.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
Суды пришли к выводу, что заявитель, представляя в налоговый орган уточненную декларацию, правомерно учитывал при расчете земельного налога за 2011 год измененную решением суда от 29.08.2012 по делу N А65-19103/2012 кадастровую стоимость земельного участка.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.08.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 29.08.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Кроме того, как следует из указанного решения, судом установлено несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление от 24.12.2010 N 1102) ее рыночной стоимости.
Однако суды не учли то обстоятельство, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные названным Постановлением от 24.12.2010 N 1102, подлежат применению в соответствии с положениями статьи 5 НК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012, поскольку оно было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления от 24.12.2010 N 1102, а именно, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Таким образом, выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалованные судебные акты подлежат отмене в части признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 25.03.2013 N 2272 в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме превышающей 186 600 руб., соответствующих сумм штрафа, а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит правильно определить налоговую базу по указанному земельному участку и, исходя из нее, определить сумму земельного налога, подлежащую уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств и принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
Относительно доначисления инспекцией налога по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90413:2, суды, учитывая положения статьи 395 НК РФ, верно указали, что для освобождения от уплаты земельного налога по указанному земельному участку, принадлежащего на праве собственности ООО "Канон", он должен быть включен в перечень автомобильных дорог общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального значения, а также включен в Единый государственный реестр автомобильных дорог.
Доводы общества в кассационной жалобе сводятся к тому, что, по его мнению, земельный участок с кадастровым номером 16:50:90413:2 относится к территории общего пользования, поскольку занят государственной автомобильной дорогой, что в силу пункта 2 статьи 395 НК РФ является основанием для освобождения от уплаты земельным налогом.
Статьей 395 НК РФ определены категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения земельным налогом.
Так, согласно пункту 2 статьи 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
Между тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществом не было представлено бесспорных доказательств о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:090413:2 включен в перечень автомобильных дорог и включен в единый государственный реестр автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что у общества отсутствовали основания для освобождения от обложения земельным налогом до включения земельного участка с кадастровым номером 16:50:090413:2 в перечень автомобильных дорог является правомерным.
При этом суды обоснованно учли, что Постановление "Об изъятии земельного участка по ул. Болотников" с кадастровым номером 16:50:090413:002 принято только 18.02.2013 под N 1662 и комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани указано зарегистрировать данное Постановление в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, т.е. с 18.02.2013.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судебных инстанций, направлены на их переоценку, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций в обжалуемой обществом части основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов в указанной части не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу N А65-10631/2013 отменить в части признания незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 25.03.2013 N 2272 в части доначисления земельного налога за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:90107:12 в сумме превышающей 186 600 руб., соответствующих сумм штрафа. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В остальной части судебные акты по делу N А65-10631/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Канон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)