Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.Р. Люлькиной
при участии:
от ОАО "Ленинградскагропромснаб": представитель Ревякин Е.В. по доверенности (в материалах дела)
от МИФНС N 12 по Краснодарскому краю: представитель Грецкая А.С. по доверенности (в материалах дела)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб"
к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю (Краснодарский край, ст. Кущевская)
о признании незаконными действий и понуждении устранить допущенные нарушения
принятое в составе судьи Гладкова В.А.
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 12 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) по выдаче справок от 17.05.2012 N 6073 от 03.06.2012 N 6283, в которых указана задолженность общества по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, а также понуждении налогового органа выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов по состоянию на 03.06.2012 (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 признаны действия Межрайонной инспекции ФНС N 12 по Краснодарскому краю, выраженные в выдаче справок от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6283 о наличии неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей и санкции по состоянию на 17.05.2012 и 03.06.2012 соответственно, возможность взыскания которой утрачена, незаконными, противоречащими Налоговому кодексу РФ. Межрайонная инспекция ФНС N 12 по Краснодарскому краю обязана выдать заявителю справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, по состоянию на 03.06.2012 года.
Не согласившись с решением суда от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 Межрайонная инспекция ФНС N 12 по Краснодарскому краю обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать из личного счета налогоплательщика суммы. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля и наличие в нем сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций не предусматривает указания информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом. Однако содержащиеся в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверным.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании от представителя ОАО "Ленинградскагропромснаб" поступило заявление об уточнении заявленных требований, в которых общество просило признать незаконными действия МИФНС N 12 по Краснодарскому края, выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав только по налогам, штрафам, пеням, указанным в исковом заявлении. От остальных требований общество отказалось.
Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял заявленные уточнения, поскольку они не противоречат закону или нарушают права других лиц.
Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель общества просил решение суда изменить.
25.11.2013 судом апелляционной инстанции в порядке ст. 163 АПК РФ вынесено и объявлено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 26.11.2013 г. в 10 час. 00 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания). О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва 26.11.2013 г. судебное заседание продолжено.
После перерыва стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием обращения общества в арбитражный суд явилось то обстоятельство, что по данным МИФНС N 12 по Краснодарскому краю предприятие имеет задолженность по налогам и сборам, пеням, штрафам на сумму 312 457, 86 руб. (по налогам - 10965,32 руб., пеням - 283839, 11, по штрафам- 17653, 43 руб.).
Предприятие обратилось в налоговый орган с просьбой о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам и сборам с указанием на утрату возможности взыскания числящейся за предприятием задолженности (в связи с истечением срока давности).
Налоговая инспекция в спорной части выдала справки без указания на утрату возможности взыскания числящейся за предприятием задолженности, что нарушило права налогоплательщика, поскольку указанное влияет на возможность получения кредита (письмо ОАО "Крайинвестбанк" от 24.05.2012 N ДО35-30), порочит деловую репутацию предприятия в регионе и создает ему препятствия для осуществления нормальной предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
При этом общество указало, что с 01.01.2008 года находится на упрощенной системе налогообложения и не уплачивает налоги, указанные в выданной справке.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Из заявления судом апелляционной инстанции установлено, что предприятием первоначально заявлены требования в следующей редакции:
- - признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена;
- - обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем внесения изменений в состояние расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам и исключения задолженности:
1. По НДС в сумме 10919 руб., налогу на реализацию ГСМ в сумме 1 руб.
2. По пеням: НДС - 174016, 09 руб.; налогу на имущество - 207, 35 руб., налогу на прибыль (районный бюджет) - 52 395, 57 руб.; налогу на имущество до 2003-7027, 11 руб.; налогу за пользование автодорог - 31783, 10 руб.; налогу на реализацию ГСМ - 2044, 14 руб., налогу с продаж - 3095, 44 руб., сбору на нужды общеобразовательных учреждений - 0, 48 руб.; ЕСН в пенсионный фонд - 1397, 53 руб.; ЕСН в федеральный фонд медицинского страхования - 298, 32 руб. ЕСН в территориальный фонд медицинского страхования - 21,95 руб.
3. По штрафам: по налогу на прибыль (в федеральный бюджет) - 2780,83 руб., НДС - 1411,60 руб.; налогу на прибыль (районный бюджет) - 12804 руб.
- просило выдать справку, не содержащую сведения о наличии указанной задолженности.
Как указывалось судом апелляционной инстанции приняты уточнения заявленных требований, которые изложены обществом в следующей редакции: признать незаконными действия МИФНС N 12 по Краснодарскому края, выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав только по налогам, штрафам, пеням, указанным в исковом заявлении. От остальных требований общество отказывается.
Из справок N 6283, выданной инспекцией по состоянию на 03.06.2012, N 6073 выданной инспекцией по состоянию на 17.05.2012, а также пояснений налогового органа, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
1) Задолженность по НДС в сумме 10 919 руб. образовалась по сроку уплаты 20.11.2007 г., согласно декларации за октябрь 2007 г.
Меры принудительного взыскания инспекцией по данной задолженности не применялись.
Сумма задолженности по пене 174 016 руб. 09 коп. образовалась входящим сальдо на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес ООО "Ленинградскагропромснаб" направлены следующие требования: N 11 от 1.03.2004 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 228 от 27.02.2006 г., N 291 от 4.05.2004 г., N 543 от 15.06.2004 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1039 от:.07.2006 г., N 1469 от 27.09.2005 г.. N 1895 от 12.10.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г., N 2209 от 10.01.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 932 от 08.06.2007 г.
Штраф по НДС в сумме 1 411 руб. 60 коп. начислен по решению камеральной налоговой проверки N 691 от 13.05.2005 г. Данное решение уничтожено, в связи с истечением срока хранения, согласно акту N 1 от 17.05.2010 г. "О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению".
По указанной задолженности в адрес общества направлено требование N 47 от 26.07.2005 г.
2) Задолженность по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1 рубль образовалась по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
Пеня по налогу на реализацию ГСМ, начислена на вышеуказанную недоимку по налогу в сумме 0, 80 коп. Сумма задолженности по пене 2 044 руб. 14 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог". Общая сумма задолженности по пене 2 044 руб. 14 коп. образовалась за период с 01.01.2004 по 01.01.2012 г.
По данной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 591 от г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г.
3) Штраф по налогу на прибыль в федеральный бюджет начислен в сумме 1764,60 руб. согласно решению камеральной проверки от 10.07.2007 г. N 1593. Задолженность по штрафу в сумме 1016 руб. 23 коп. образовалось входящим сальдо на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог".
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
4) Пеня по налогу на прибыль в районный бюджет в сумме 52 395 руб. 57 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 109 от 19.03.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г. N 228 от 27.02.2006 г., N 543 от 15.05.2004 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 591 от 02.06.2005 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1469 от 27.09.2005 г., N 2012 от 26.11.2005 г.
Штраф по данному налогу в сумме 12 804 руб. образовался входящим сальдо по состоянию 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
5) Пеня по налогу на имущество юридических лиц не в ЕСГ в сумме 207 руб. 35 коп. образовалась за период с 01.05.2006 г. по 01.09.2006 г.
По указанной задолженности в адрес общества направлены требования: N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
6) Пеня по налогу на имущество предприятий по расчетам до 2003 г. в сумме 7 027 руб. 11 коп. начислена за период с 01.01.2004 г.и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 584 от 05.05.2006 г, N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
7) Задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог 31 783 руб. 10 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По указанной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.04.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 291 от 14.05.2004 г., N 543 от 15.06.2004 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1408 от 04.11.2004 г., N 1486 от 17.11.2004 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
8) Сумма задолженности по пене по налогу с продаж в сумме 3 095 руб. 44 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г., при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 291 от 14.05.2004 г. N 543 от 15.06.2004 г. N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1408 от 04.11.2004 г., N 1486 от 17.11.2004 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
9) Сумма задолженности по пене по сбору за нужды образовательных учреждений в сумме 0, 48 коп., образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
10) Сумма пени по ЕСН в Пенсионный фонд 1 397 руб. 53 коп., образовалась за период с 01.09.2005 г. по 20.09.2007 г. Начислено по расчетам за 2004-2005 гг.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 1432 от 23.08.2007 г., N 1835 от 10.10.2007 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
11) Сумма пени по ЕСН в федеральный фонд мед. страх. 298 руб. 32 коп., образовалась за период 01.02.2006 г. по 26.04.2007 г. Начислено по расчетам за 2006-2007 гг.
По указанной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 993 от 08.06.2007 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
12) Сумма пени по ЕСН в территориальный фонд мед. страх. 21 руб. 95 коп. образовалась за период 01.12.2005 г. по 01.04.2008 г. Начислено по расчетам за 2005-2007 гг.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 584 от 05.05.2006 г., N 2341 от 17.12.2007 г., N 1217 от 13.04.2010 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46, пунктом 2 статьи 48 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику согласно правилам статьи 70 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Из обстоятельств дела следует, что инспекция пропустила предусмотренный НК РФ срок на взыскание недоимки по налогам и штрафам и пени, начисленной на недоимку, срок взыскания которой истек, не представила доказательства того, что приняла меры для взыскания в установленные законом сроки этой недоимки и пеням, а также штрафов.
Анализ положений статей 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, выполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Учитывая вышеизложенное, при отсутствии доказательств взыскания недоимки и истечении срока на ее принудительное взыскание, не подлежат начислению и уплате пени на сумму недоимки, взыскание которой невозможно в связи с истечением усмотренного законом срока для реализации процедуры взыскания в судебном порядке.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога до даты фактической уплаты задолженности. Проверка соблюдения налоговым органом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
Налоговой инспекцией не представлены в материалы дела документы, подтверждающие образование недоимки и пене и доказательства, подтверждающие принятие мер по внесудебному порядку взыскания налога и соответствующих пеней.
Следовательно, сроки для взыскания пеней, установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущены, что подтверждалось налоговым органом в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Из материалов дела следует, что предусмотренные НК РФ сроки для взыскания спорных налогов, пеней, штрафов истекли и инспекцией утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.
Следовательно, содержащиеся в справках от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6073 сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом без указания на то, что утрачена возможность взыскания спорной задолженности, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
В п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57 Пленум ВАС РФ разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в установлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент выдачи налоговой инспекцией справок судебный акт об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания отсутствовал, таким образом указанная задолженность не была признана безнадежной ко взысканию в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.
Ввиду отсутствия упомянутого судебного акта, в выданных налоговой инспекцией справках должно было быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, по состоянию на 03.06.2012.
При таких обстоятельствах, действия налоговой инспекции, выразившиеся в выдаче справок от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6283 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам содержащих данные о задолженности общества по пене по недоимке без отражения информации об утрате налоговым органом возможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке, являются незаконными и налоговая инспекция должны устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.
С учетом принятия уточнений заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по заявлению в части отказа от заявленных требований.
В остальной части в удовлетворении требований надлежит отказать.
При этом, настоящее постановление апелляционного суда согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса является основанием для исключения соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Ленинградскагропромснаб" надлежит взыскать госпошлину в сумме 2000 руб. по заявлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6283 по состоянию на 03.06.2012 г., N 6073 по состоянию на 17.05.2012 г. в отношении НДС в сумме 10919 руб., налога на реализацию ГСМ в сумме 1 руб., пени по НДС в сумме 174016,09 руб., пени по налогу на имущество в сумме 207,35 руб., пени по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 52395,57 руб., пени по налогу на имущество до 2003 г. в сумме 7027,11 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 31783,10 руб., пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 2044,14 руб., пени по налогу с продаж в сумме 3095,44 руб., пени по сбору на нужды общеобразовательных учреждений в сумме 0,48 руб., пени по ЕСН в пенсионный фонд в сумме 1397,53 руб., пени по ЕСН в ФФМС в сумме 298,32 руб., пени по ЕСН в ТФМС в сумме 21,95 руб., штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 2780,83 руб., штрафа по НДС в сумме 1411,60 руб., штрафа по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 12804 руб. без указания сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю выдать ОАО "Ленинградскагропромснаб" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 03.06.2012 г. и по состоянию на 17.05.2012 г. в отношении НДС в сумме 10919 руб., налога на реализацию ГСМ в сумме 1 руб., пени по НДС в сумме 174016,09 руб., пени по налогу на имущество в сумме 207,35 руб., пени по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 52395,57 руб., пени по налогу на имущество до 2003 г. в сумме 7027,11 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 31783,10 руб., пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 2044,14 руб., пени по налогу с продаж в сумме 3095,44 руб., пени по сбору на нужды общеобразовательных учреждений в сумме 0,48 руб., пени по ЕСН в пенсионный фонд в сумме 1397,53 руб., пени по ЕСН в ФФМС в сумме 298,32 руб., пени по ЕСН в ТФМС в сумме 21,95 руб., штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 2780,83 руб., штрафа по НДС в сумме 1411,60 руб., штрафа по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 12804 руб. с указанием сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В части отказа от требований производство по делу прекратить.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Ленинградскагропромснаб" госпошлину в сумме 2000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР
Судьи
Н.В.ШИМБАРЕВА
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 N 15АП-11876/2013 ПО ДЕЛУ N А32-17759/2012
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. N 15АП-11876/2013
Дело N А32-17759/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.Р. Люлькиной
при участии:
от ОАО "Ленинградскагропромснаб": представитель Ревякин Е.В. по доверенности (в материалах дела)
от МИФНС N 12 по Краснодарскому краю: представитель Грецкая А.С. по доверенности (в материалах дела)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб"
к заинтересованному лицу: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю (Краснодарский край, ст. Кущевская)
о признании незаконными действий и понуждении устранить допущенные нарушения
принятое в составе судьи Гладкова В.А.
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 12 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) по выдаче справок от 17.05.2012 N 6073 от 03.06.2012 N 6283, в которых указана задолженность общества по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, а также понуждении налогового органа выдать справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов по состоянию на 03.06.2012 (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 признаны действия Межрайонной инспекции ФНС N 12 по Краснодарскому краю, выраженные в выдаче справок от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6283 о наличии неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей и санкции по состоянию на 17.05.2012 и 03.06.2012 соответственно, возможность взыскания которой утрачена, незаконными, противоречащими Налоговому кодексу РФ. Межрайонная инспекция ФНС N 12 по Краснодарскому краю обязана выдать заявителю справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, по состоянию на 03.06.2012 года.
Не согласившись с решением суда от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 Межрайонная инспекция ФНС N 12 по Краснодарскому краю обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными к взысканию и исключать из личного счета налогоплательщика суммы. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля и наличие в нем сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций не предусматривает указания информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом. Однако содержащиеся в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверным.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании от представителя ОАО "Ленинградскагропромснаб" поступило заявление об уточнении заявленных требований, в которых общество просило признать незаконными действия МИФНС N 12 по Краснодарскому края, выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав только по налогам, штрафам, пеням, указанным в исковом заявлении. От остальных требований общество отказалось.
Суд на основании ст. 49 АПК РФ принял заявленные уточнения, поскольку они не противоречат закону или нарушают права других лиц.
Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель общества просил решение суда изменить.
25.11.2013 судом апелляционной инстанции в порядке ст. 163 АПК РФ вынесено и объявлено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 26.11.2013 г. в 10 час. 00 мин. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания). О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса.
После перерыва 26.11.2013 г. судебное заседание продолжено.
После перерыва стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием обращения общества в арбитражный суд явилось то обстоятельство, что по данным МИФНС N 12 по Краснодарскому краю предприятие имеет задолженность по налогам и сборам, пеням, штрафам на сумму 312 457, 86 руб. (по налогам - 10965,32 руб., пеням - 283839, 11, по штрафам- 17653, 43 руб.).
Предприятие обратилось в налоговый орган с просьбой о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам и сборам с указанием на утрату возможности взыскания числящейся за предприятием задолженности (в связи с истечением срока давности).
Налоговая инспекция в спорной части выдала справки без указания на утрату возможности взыскания числящейся за предприятием задолженности, что нарушило права налогоплательщика, поскольку указанное влияет на возможность получения кредита (письмо ОАО "Крайинвестбанк" от 24.05.2012 N ДО35-30), порочит деловую репутацию предприятия в регионе и создает ему препятствия для осуществления нормальной предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
При этом общество указало, что с 01.01.2008 года находится на упрощенной системе налогообложения и не уплачивает налоги, указанные в выданной справке.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Из заявления судом апелляционной инстанции установлено, что предприятием первоначально заявлены требования в следующей редакции:
- - признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена;
- - обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем внесения изменений в состояние расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам и исключения задолженности:
1. По НДС в сумме 10919 руб., налогу на реализацию ГСМ в сумме 1 руб.
2. По пеням: НДС - 174016, 09 руб.; налогу на имущество - 207, 35 руб., налогу на прибыль (районный бюджет) - 52 395, 57 руб.; налогу на имущество до 2003-7027, 11 руб.; налогу за пользование автодорог - 31783, 10 руб.; налогу на реализацию ГСМ - 2044, 14 руб., налогу с продаж - 3095, 44 руб., сбору на нужды общеобразовательных учреждений - 0, 48 руб.; ЕСН в пенсионный фонд - 1397, 53 руб.; ЕСН в федеральный фонд медицинского страхования - 298, 32 руб. ЕСН в территориальный фонд медицинского страхования - 21,95 руб.
3. По штрафам: по налогу на прибыль (в федеральный бюджет) - 2780,83 руб., НДС - 1411,60 руб.; налогу на прибыль (районный бюджет) - 12804 руб.
- просило выдать справку, не содержащую сведения о наличии указанной задолженности.
Как указывалось судом апелляционной инстанции приняты уточнения заявленных требований, которые изложены обществом в следующей редакции: признать незаконными действия МИФНС N 12 по Краснодарскому края, выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам и сборам, а также обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав только по налогам, штрафам, пеням, указанным в исковом заявлении. От остальных требований общество отказывается.
Из справок N 6283, выданной инспекцией по состоянию на 03.06.2012, N 6073 выданной инспекцией по состоянию на 17.05.2012, а также пояснений налогового органа, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
1) Задолженность по НДС в сумме 10 919 руб. образовалась по сроку уплаты 20.11.2007 г., согласно декларации за октябрь 2007 г.
Меры принудительного взыскания инспекцией по данной задолженности не применялись.
Сумма задолженности по пене 174 016 руб. 09 коп. образовалась входящим сальдо на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес ООО "Ленинградскагропромснаб" направлены следующие требования: N 11 от 1.03.2004 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 228 от 27.02.2006 г., N 291 от 4.05.2004 г., N 543 от 15.06.2004 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1039 от:.07.2006 г., N 1469 от 27.09.2005 г.. N 1895 от 12.10.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г., N 2209 от 10.01.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 932 от 08.06.2007 г.
Штраф по НДС в сумме 1 411 руб. 60 коп. начислен по решению камеральной налоговой проверки N 691 от 13.05.2005 г. Данное решение уничтожено, в связи с истечением срока хранения, согласно акту N 1 от 17.05.2010 г. "О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению".
По указанной задолженности в адрес общества направлено требование N 47 от 26.07.2005 г.
2) Задолженность по налогу на реализацию ГСМ в сумме 1 рубль образовалась по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
Пеня по налогу на реализацию ГСМ, начислена на вышеуказанную недоимку по налогу в сумме 0, 80 коп. Сумма задолженности по пене 2 044 руб. 14 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог". Общая сумма задолженности по пене 2 044 руб. 14 коп. образовалась за период с 01.01.2004 по 01.01.2012 г.
По данной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 591 от г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г.
3) Штраф по налогу на прибыль в федеральный бюджет начислен в сумме 1764,60 руб. согласно решению камеральной проверки от 10.07.2007 г. N 1593. Задолженность по штрафу в сумме 1016 руб. 23 коп. образовалось входящим сальдо на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог".
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
4) Пеня по налогу на прибыль в районный бюджет в сумме 52 395 руб. 57 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 109 от 19.03.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г. N 228 от 27.02.2006 г., N 543 от 15.05.2004 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 591 от 02.06.2005 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1469 от 27.09.2005 г., N 2012 от 26.11.2005 г.
Штраф по данному налогу в сумме 12 804 руб. образовался входящим сальдо по состоянию 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
5) Пеня по налогу на имущество юридических лиц не в ЕСГ в сумме 207 руб. 35 коп. образовалась за период с 01.05.2006 г. по 01.09.2006 г.
По указанной задолженности в адрес общества направлены требования: N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
6) Пеня по налогу на имущество предприятий по расчетам до 2003 г. в сумме 7 027 руб. 11 коп. начислена за период с 01.01.2004 г.и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 584 от 05.05.2006 г, N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 1895 от 12.10.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
7) Задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог 31 783 руб. 10 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По указанной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 11 от 31.04.2004 г., N 50 от 24.02.2005 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 291 от 14.05.2004 г., N 543 от 15.06.2004 г., N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1408 от 04.11.2004 г., N 1486 от 17.11.2004 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
8) Сумма задолженности по пене по налогу с продаж в сумме 3 095 руб. 44 коп. образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г., при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 11 от 31.03.2004 г., N 181 от 16.04.2004 г., N 291 от 14.05.2004 г. N 543 от 15.06.2004 г. N 694 от 19.07.2004 г., N 879 от 12.08.2004 г., N 1036 от 14.09.2004 г., N 1408 от 04.11.2004 г., N 1486 от 17.11.2004 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
9) Сумма задолженности по пене по сбору за нужды образовательных учреждений в сумме 0, 48 коп., образовалась входящим сальдо по состоянию на 01.01.2004 г. при переходе на программный продукт АИС "Налог" и является задолженностью прошлых лет.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
10) Сумма пени по ЕСН в Пенсионный фонд 1 397 руб. 53 коп., образовалась за период с 01.09.2005 г. по 20.09.2007 г. Начислено по расчетам за 2004-2005 гг.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 2012 от 26.11.2005 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 1432 от 23.08.2007 г., N 1835 от 10.10.2007 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
11) Сумма пени по ЕСН в федеральный фонд мед. страх. 298 руб. 32 коп., образовалась за период 01.02.2006 г. по 26.04.2007 г. Начислено по расчетам за 2006-2007 гг.
По указанной задолженности в адрес общества направлены следующие требования: N 228 от 27.02.2006 г., N 584 от 05.05.2006 г., N 1039 от 12.07.2006 г., N 1241 от 17.08.2006 г., N 2399 от 16.11.2006 г., N 993 от 08.06.2007 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
12) Сумма пени по ЕСН в территориальный фонд мед. страх. 21 руб. 95 коп. образовалась за период 01.12.2005 г. по 01.04.2008 г. Начислено по расчетам за 2005-2007 гг.
По данной задолженности в адрес общества направлены требования: N 584 от 05.05.2006 г., N 2341 от 17.12.2007 г., N 1217 от 13.04.2010 г.
Меры принудительного взыскания по данной задолженности не применялись.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46, пунктом 2 статьи 48 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику согласно правилам статьи 70 Кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Из обстоятельств дела следует, что инспекция пропустила предусмотренный НК РФ срок на взыскание недоимки по налогам и штрафам и пени, начисленной на недоимку, срок взыскания которой истек, не представила доказательства того, что приняла меры для взыскания в установленные законом сроки этой недоимки и пеням, а также штрафов.
Анализ положений статей 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, выполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Учитывая вышеизложенное, при отсутствии доказательств взыскания недоимки и истечении срока на ее принудительное взыскание, не подлежат начислению и уплате пени на сумму недоимки, взыскание которой невозможно в связи с истечением усмотренного законом срока для реализации процедуры взыскания в судебном порядке.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога до даты фактической уплаты задолженности. Проверка соблюдения налоговым органом срока давности взыскания пеней осуществляется судом в отношении каждого дня просрочки.
Налоговой инспекцией не представлены в материалы дела документы, подтверждающие образование недоимки и пене и доказательства, подтверждающие принятие мер по внесудебному порядку взыскания налога и соответствующих пеней.
Следовательно, сроки для взыскания пеней, установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущены, что подтверждалось налоговым органом в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Из материалов дела следует, что предусмотренные НК РФ сроки для взыскания спорных налогов, пеней, штрафов истекли и инспекцией утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.
Следовательно, содержащиеся в справках от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6073 сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом без указания на то, что утрачена возможность взыскания спорной задолженности, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
В п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57 Пленум ВАС РФ разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в установлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на момент выдачи налоговой инспекцией справок судебный акт об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания отсутствовал, таким образом указанная задолженность не была признана безнадежной ко взысканию в установленном Налоговым кодексом РФ порядке.
Ввиду отсутствия упомянутого судебного акта, в выданных налоговой инспекцией справках должно было быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, по состоянию на 03.06.2012.
При таких обстоятельствах, действия налоговой инспекции, выразившиеся в выдаче справок от 17.05.2012 N 6073, от 03.06.2012 N 6283 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам содержащих данные о задолженности общества по пене по недоимке без отражения информации об утрате налоговым органом возможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке, являются незаконными и налоговая инспекция должны устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.
С учетом принятия уточнений заявленных требований, суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по заявлению в части отказа от заявленных требований.
В остальной части в удовлетворении требований надлежит отказать.
При этом, настоящее постановление апелляционного суда согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса является основанием для исключения соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 110 НК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом изложенного с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Ленинградскагропромснаб" надлежит взыскать госпошлину в сумме 2000 руб. по заявлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2013 по делу N А32-17759/2012 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю выразившиеся в выдаче справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6283 по состоянию на 03.06.2012 г., N 6073 по состоянию на 17.05.2012 г. в отношении НДС в сумме 10919 руб., налога на реализацию ГСМ в сумме 1 руб., пени по НДС в сумме 174016,09 руб., пени по налогу на имущество в сумме 207,35 руб., пени по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 52395,57 руб., пени по налогу на имущество до 2003 г. в сумме 7027,11 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 31783,10 руб., пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 2044,14 руб., пени по налогу с продаж в сумме 3095,44 руб., пени по сбору на нужды общеобразовательных учреждений в сумме 0,48 руб., пени по ЕСН в пенсионный фонд в сумме 1397,53 руб., пени по ЕСН в ФФМС в сумме 298,32 руб., пени по ЕСН в ТФМС в сумме 21,95 руб., штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 2780,83 руб., штрафа по НДС в сумме 1411,60 руб., штрафа по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 12804 руб. без указания сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю выдать ОАО "Ленинградскагропромснаб" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 03.06.2012 г. и по состоянию на 17.05.2012 г. в отношении НДС в сумме 10919 руб., налога на реализацию ГСМ в сумме 1 руб., пени по НДС в сумме 174016,09 руб., пени по налогу на имущество в сумме 207,35 руб., пени по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 52395,57 руб., пени по налогу на имущество до 2003 г. в сумме 7027,11 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 31783,10 руб., пени по налогу на реализацию ГСМ в сумме 2044,14 руб., пени по налогу с продаж в сумме 3095,44 руб., пени по сбору на нужды общеобразовательных учреждений в сумме 0,48 руб., пени по ЕСН в пенсионный фонд в сумме 1397,53 руб., пени по ЕСН в ФФМС в сумме 298,32 руб., пени по ЕСН в ТФМС в сумме 21,95 руб., штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 2780,83 руб., штрафа по НДС в сумме 1411,60 руб., штрафа по налогу на прибыль (районный бюджет) в сумме 12804 руб. с указанием сведений об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В части отказа от требований производство по делу прекратить.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Ленинградскагропромснаб" госпошлину в сумме 2000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР
Судьи
Н.В.ШИМБАРЕВА
Н.В.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)