Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Улановой В.А. (доверенность от 24.06.2013 N 6-01/011300), Ларионовой Н.В. (доверенность от 14.01.2014 N 6-05/1), Некрасова Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 6-05/7), Семерни М.В. (доверенность от 18.02.2013 N 6-01/002829), от открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" Фомина В.Е. (доверенность от 17.01.2013 N 013/181), рассмотрев 20.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А44-191/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант", место нахождения: 173001, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 62, ОГРН 1045300659997 (далее - Инспекция), от 20.11.2012 N 14-16/41 в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в сумме 712 329 руб., на основании статьи 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 214 057 руб., взыскания пеней по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., пеней по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., недоимки по НДС в сумме 7 211 321 руб., удержания и перечисления в бюджет неудержанного НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013, заявленные требования Общества удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 о взыскании штрафных санкций в сумме 164 057 руб., начисленных на основании статьи 123 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить по эпизоду принятия Обществом к вычету НДС за счет бюджетных инвестиций.
Податель жалобы ссылается на неправомерность вывода судов о том, что денежные средства, перечисленные Обществу в качестве бюджетных инвестиций, получены безвозмездно. Кроме того, Общество указывает, что выполнило все условия, предусмотренные требованиями действующего законодательства для принятия к вычету НДС. Вместе с тем суды не проверили законность указания в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС". Также Общество считает необоснованным и вывод судов о том, что им не представлено доказательств увеличения уставного фонда Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе по НДС, за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 12.09.2012 N 14-16/41 и принято решение от 20.11.2012 N 14-16/41 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 712 329 руб., за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 3645 руб., на основании статьи 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа в сумме 214 057 руб. Кроме того, данным решением Обществу предложено уплатить НДС в сумме 7 211 321 руб., транспортный налог в сумме 18 225 руб., пени по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., пени по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., удержать и перечислить в бюджет неудержанный НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 11.01.2013 N 5-10/00134 решение Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 изменено: уменьшена сумма исчисленных Инспекцией завышенных убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 947 033 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций требования Общества удовлетворили в части признания недействительным решения Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 о взыскании штрафных санкций в сумме 164 057 руб., начисленных на основании статьи 123 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований суды Обществу отказали, поскольку пришли к выводу о том, что Обществом неправомерно заявлен вычет по НДС и указали на то, что передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном предъявлении Обществом к вычету НДС за IV квартал 2010 года в размере 3 623 532 руб., за III и IV кварталы 2011 года в общей сумме 3 719 586 руб. по приобретенным товарам за счет бюджетных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение Общества.
Основанием для доначисления Обществу НДС послужил вывод налогового органа о том, что бюджетные инвестиции выделены с учетом НДС; при формировании первоначальной стоимости основных средств (оборудования), капитальных вложений, оплаченных за счет средств федерального бюджета, сумма НДС не выделялась, а учитывалась в стоимости основных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций при принятии решения и постановления правомерно руководствовались положениями пунктов 1, 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 НК РФ, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 08.04.2004 N 169-О и от 04.11.2004 N 324-О.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.04.2004 N 169-О, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Производственное объединение "Квант" (далее - ФГУП "ПО "Квант"), правопреемником которого является Общество, и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство) заключены договоры от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001 с дополнениями и изменениями к ним о взаимодействии сторон при осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение ФГУП "ПО Квант", указанного в перечне строек и объектов специального и производственного назначения по государственному оборонному заказу на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годов, для федеральных государственных нужд на 2011 год, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенные в государственный оборонный заказ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, в форме капитальных вложений в основные средства заказчика (застройщика), и осуществлению контроля за целевым использование заказчиком (застройщиком) перечисленных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных договоров сумма подлежащих оплате денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в 2010 году составляет 38 400 000 млн руб., в том числе НДС; в 2011 году - 36 216 400 руб., в том числе НДС.
Пунктами 4.2 данных договоров предусмотрено, что источником финансирования является федеральный бюджет.
Перечисление бюджетных ассигнований произведено платежными поручениями: от 12.11.2010 N 647 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 8 280 000 руб., в том числе НДС - 1 263 050 руб. 85 коп.; от 21.04.2010 N 390 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 33 120 000 руб., в том числе НДС - 5 052 203 руб. 39 коп.; от 07.12.2011 N 335 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 7 243 280 руб., в том числе НДС - 1 104 907 руб. 12 коп.; от 22.06.2011 N 381 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 28 973 120 руб., в том числе НДС - 4 419 628 руб. 47 коп.
Таким образом, во исполнение указанных договоров Министерством произведено перечисление бюджетных ассигнований в 2010 году на общую сумму 41 400 000 руб., в 2011 году - на общую сумму 36 216 400 руб., в том числе НДС.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что целевые денежные средства выделялись ФГУП "ПО "Квант" с учетом средств на покрытие не только сумм понесенных им расходов, но и сумм НДС, которые в дальнейшем были предъявлены поставщиками и подрядчиками в составе стоимости выполненных ими работ, услуг и поставленных товаров.
Общество в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства того, что уплаченные им суммы НДС поставщикам товаров (работ, услуг) превышают суммы, выделенные на эти цели из федерального бюджета.
Таким образом, вывод судов о том, что принятие к вычету сумм НДС, уплаченных за счет средств федерального бюджета, фактически приведет к повторному возмещению налога из бюджета, является обоснованным.
Доводы подателя жалобы о том, что получение Обществом денежных средств по договорам, заключенным с Министерством производилось на возмездной основе, не нашли своего документального подтверждения и правомерно отклонены судами при рассмотрении дела.
Суды отметили, что указанные договоры не содержат условий о возврате в дальнейшем полученных денежных средств. Пунктом 5.2 договоров предусмотрено, что возврат полученных денежных средств возможен только в случае установления фактов нецелевого использования бюджетных инвестиций.
Обоснованно отклонена судами ссылка Общества на соглашение от 05.06.2013 N 01-09/137 о прекращении обязательств путем зачета денежных требований, заключенное между Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, министерством и ОАО "НПО "Квант", так как из данного соглашения не следует, что оно заключено в счет погашения задолженности Общества по бюджетным инвестициям, перечисленным вышеназванными платежными поручениями во исполнение договоров от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001.
На основании изложенного, вывод судов о том, что денежные средства перечислены из бюджета ФГУП "ПО "Квант" на безвозмездной и безвозвратной основе основан на имеющихся в деле доказательствах и является правомерным.
Следовательно, передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат, в связи с чем у Общества не имеется оснований для применения налоговых вычетов по операциям с использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах выводы Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по НДС за IV квартал 2010, за III и IV кварталы 2011 года и неуплате налога за указанные периоды являются обоснованными, доначисление НДС, а также начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечение Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в спорных суммах произведены правомерно.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о том, что суды не проверили законность указания в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС" и им не представлено доказательств увеличения уставного фонда Общества.
Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа, в связи с чем у судов отсутствуют основания для проверки законности указания при перечислении Обществу денежных средств в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС".
Вывод судов о том, что Обществом не представлено доказательств увеличения ФГУП "ПО "Квант" уставного фонда основан на имеющихся в деле документах.
Средства, выделенные из федерального бюджета на ранее указанную сумму, освоены Обществом в 2011 году, а увеличение уставного капитала в 2013 году произошло за счет имущества Общества, а не за счет оплаты уставного капитала денежными средствами, выделенными из федерального бюджета.
В целом доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А44-191/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А44-191/2013
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А44-191/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Улановой В.А. (доверенность от 24.06.2013 N 6-01/011300), Ларионовой Н.В. (доверенность от 14.01.2014 N 6-05/1), Некрасова Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 6-05/7), Семерни М.В. (доверенность от 18.02.2013 N 6-01/002829), от открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" Фомина В.Е. (доверенность от 17.01.2013 N 013/181), рассмотрев 20.01.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А44-191/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант", место нахождения: 173001, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 62, ОГРН 1045300659997 (далее - Инспекция), от 20.11.2012 N 14-16/41 в части привлечения к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в сумме 712 329 руб., на основании статьи 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 214 057 руб., взыскания пеней по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., пеней по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., недоимки по НДС в сумме 7 211 321 руб., удержания и перечисления в бюджет неудержанного НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013, заявленные требования Общества удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 о взыскании штрафных санкций в сумме 164 057 руб., начисленных на основании статьи 123 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить по эпизоду принятия Обществом к вычету НДС за счет бюджетных инвестиций.
Податель жалобы ссылается на неправомерность вывода судов о том, что денежные средства, перечисленные Обществу в качестве бюджетных инвестиций, получены безвозмездно. Кроме того, Общество указывает, что выполнило все условия, предусмотренные требованиями действующего законодательства для принятия к вычету НДС. Вместе с тем суды не проверили законность указания в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС". Также Общество считает необоснованным и вывод судов о том, что им не представлено доказательств увеличения уставного фонда Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе по НДС, за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 12.09.2012 N 14-16/41 и принято решение от 20.11.2012 N 14-16/41 о привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 712 329 руб., за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 3645 руб., на основании статьи 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ в виде штрафа в сумме 214 057 руб. Кроме того, данным решением Обществу предложено уплатить НДС в сумме 7 211 321 руб., транспортный налог в сумме 18 225 руб., пени по НДС в сумме 680 173 руб. 72 коп., пени по НДС (налоговый агент) в сумме 29 434 руб. 04 коп., удержать и перечислить в бюджет неудержанный НДС в сумме 183 099 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 11.01.2013 N 5-10/00134 решение Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 изменено: уменьшена сумма исчисленных Инспекцией завышенных убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на 947 033 руб. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций требования Общества удовлетворили в части признания недействительным решения Инспекции от 20.11.2012 N 14-16/41 о взыскании штрафных санкций в сумме 164 057 руб., начисленных на основании статьи 123 НК РФ. В удовлетворении остальной части требований суды Обществу отказали, поскольку пришли к выводу о том, что Обществом неправомерно заявлен вычет по НДС и указали на то, что передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном предъявлении Обществом к вычету НДС за IV квартал 2010 года в размере 3 623 532 руб., за III и IV кварталы 2011 года в общей сумме 3 719 586 руб. по приобретенным товарам за счет бюджетных инвестиций на реконструкцию и техническое перевооружение Общества.
Основанием для доначисления Обществу НДС послужил вывод налогового органа о том, что бюджетные инвестиции выделены с учетом НДС; при формировании первоначальной стоимости основных средств (оборудования), капитальных вложений, оплаченных за счет средств федерального бюджета, сумма НДС не выделялась, а учитывалась в стоимости основных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций при принятии решения и постановления правомерно руководствовались положениями пунктов 1, 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 НК РФ, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 08.04.2004 N 169-О и от 04.11.2004 N 324-О.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные законом налоговые вычеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.04.2004 N 169-О, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между федеральным государственным унитарным предприятием "Производственное объединение "Квант" (далее - ФГУП "ПО "Квант"), правопреемником которого является Общество, и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство) заключены договоры от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001 с дополнениями и изменениями к ним о взаимодействии сторон при осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение ФГУП "ПО Квант", указанного в перечне строек и объектов специального и производственного назначения по государственному оборонному заказу на 2008 год и на плановый период 2009 - 2010 годов, для федеральных государственных нужд на 2011 год, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, включенные в государственный оборонный заказ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации, в форме капитальных вложений в основные средства заказчика (застройщика), и осуществлению контроля за целевым использование заказчиком (застройщиком) перечисленных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктами 4.1 указанных договоров сумма подлежащих оплате денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в 2010 году составляет 38 400 000 млн руб., в том числе НДС; в 2011 году - 36 216 400 руб., в том числе НДС.
Пунктами 4.2 данных договоров предусмотрено, что источником финансирования является федеральный бюджет.
Перечисление бюджетных ассигнований произведено платежными поручениями: от 12.11.2010 N 647 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 8 280 000 руб., в том числе НДС - 1 263 050 руб. 85 коп.; от 21.04.2010 N 390 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 12.09.2008 (кап. строительство)" в сумме 33 120 000 руб., в том числе НДС - 5 052 203 руб. 39 коп.; от 07.12.2011 N 335 с назначением платежа "бюджетные инвестиции по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 7 243 280 руб., в том числе НДС - 1 104 907 руб. 12 коп.; от 22.06.2011 N 381 с назначением платежа "перечисление аванса на осуществление бюджетных инвестиций по договору от 13.04.2011 (кап. строительство)" в сумме 28 973 120 руб., в том числе НДС - 4 419 628 руб. 47 коп.
Таким образом, во исполнение указанных договоров Министерством произведено перечисление бюджетных ассигнований в 2010 году на общую сумму 41 400 000 руб., в 2011 году - на общую сумму 36 216 400 руб., в том числе НДС.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что целевые денежные средства выделялись ФГУП "ПО "Квант" с учетом средств на покрытие не только сумм понесенных им расходов, но и сумм НДС, которые в дальнейшем были предъявлены поставщиками и подрядчиками в составе стоимости выполненных ими работ, услуг и поставленных товаров.
Общество в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства того, что уплаченные им суммы НДС поставщикам товаров (работ, услуг) превышают суммы, выделенные на эти цели из федерального бюджета.
Таким образом, вывод судов о том, что принятие к вычету сумм НДС, уплаченных за счет средств федерального бюджета, фактически приведет к повторному возмещению налога из бюджета, является обоснованным.
Доводы подателя жалобы о том, что получение Обществом денежных средств по договорам, заключенным с Министерством производилось на возмездной основе, не нашли своего документального подтверждения и правомерно отклонены судами при рассмотрении дела.
Суды отметили, что указанные договоры не содержат условий о возврате в дальнейшем полученных денежных средств. Пунктом 5.2 договоров предусмотрено, что возврат полученных денежных средств возможен только в случае установления фактов нецелевого использования бюджетных инвестиций.
Обоснованно отклонена судами ссылка Общества на соглашение от 05.06.2013 N 01-09/137 о прекращении обязательств путем зачета денежных требований, заключенное между Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, министерством и ОАО "НПО "Квант", так как из данного соглашения не следует, что оно заключено в счет погашения задолженности Общества по бюджетным инвестициям, перечисленным вышеназванными платежными поручениями во исполнение договоров от 12.09.2008 N 8209.1003902.11.0019 и от 13.04.2011 N 11209.1000400.11.010001.
На основании изложенного, вывод судов о том, что денежные средства перечислены из бюджета ФГУП "ПО "Квант" на безвозмездной и безвозвратной основе основан на имеющихся в деле доказательствах и является правомерным.
Следовательно, передача денежных средств, полученных из бюджета безвозмездно, не приобретает характера реальных затрат, в связи с чем у Общества не имеется оснований для применения налоговых вычетов по операциям с использованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах выводы Инспекции о занижении Обществом налогооблагаемой базы по НДС за IV квартал 2010, за III и IV кварталы 2011 года и неуплате налога за указанные периоды являются обоснованными, доначисление НДС, а также начисление пеней за несвоевременную уплату данного налога и привлечение Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в спорных суммах произведены правомерно.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества о том, что суды не проверили законность указания в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС" и им не представлено доказательств увеличения уставного фонда Общества.
Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа, в связи с чем у судов отсутствуют основания для проверки законности указания при перечислении Обществу денежных средств в платежных поручениях и договорах сведений "в т.ч. НДС".
Вывод судов о том, что Обществом не представлено доказательств увеличения ФГУП "ПО "Квант" уставного фонда основан на имеющихся в деле документах.
Средства, выделенные из федерального бюджета на ранее указанную сумму, освоены Обществом в 2011 году, а увеличение уставного капитала в 2013 году произошло за счет имущества Общества, а не за счет оплаты уставного капитала денежными средствами, выделенными из федерального бюджета.
В целом доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что к полномочиям суда кассационной инстанции по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 07.05.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А44-191/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)