Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Андреева Е.А. - доверенность от 05.11.2014 N 21
Карганова А.И. - доверенность от 01.10.2014 N 16
от ответчика (должника): Иванов В.И. - доверенность от 02.09.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17572/2015) МИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-25131/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ФГК военное образовательное учреждение ВПО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации
к МИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения от 16.01.2015 N 12-07/166
установил:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.01.2015 N 12-07/166 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 30.06.2014 по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год (корректировка N 14), согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет составила 0 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год инспекцией был составлен акт от 14.10.2014 N 12-07/12999 и вынесено решение от 16.01.2015 N 12-07/166 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику был доначислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 78:10:052101:10 в сумме 1035409,00 руб., исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2013 в сумме 1725682261,00 руб. и налоговой ставки 0,06%, установленной ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге Санкт-Петербурга" для земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения объектов образования". Налогоплательщику начислены пени в сумме 138 240 руб. Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 207081,00 руб., предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 258851,00 руб.
Основанием для вынесения данного решения, послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно воспользовалось льготой, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку учреждением для подтверждения права на льготу, предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ (действующую с 01.01.2013), в инспекцию не были представлены документы, подтверждающие наличие на земельном участке с кадастровым номером 78:10:521001:10 зданий, сооружений, находящихся в федеральной собственности, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, указанный земельный участок не может быть признан изъятым из оборота в целях налогообложения земельным налогом.
Решение налогового органа от 16.01.2015 N 12-07/166, было обжаловано заявителем в Управление ФНС по Санкт-Петербургу, которое своим решением от 24.03.2015 N 16-13/21271 оставило решение инспекции без изменения, апелляционную общества без удовлетворения.
Налогоплательщик считает решение инспекции необоснованным и подлежащим отмене, по мнению заявителя, выводы, изложенные инспекцией, не соответствуют нормам налогового законодательства. Поскольку, по мнению налогоплательщика при расчете земельного налога за 2013 год он правомерно воспользовалось льготой, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ (в редакции, действовавшей с 2013 года).
Заявитель указывает о том, что, учреждение входит в единую систему органов Министерства обороны Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 78:10:052101:10, находится в Федеральной собственности, принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, следовательно, является изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, в силу пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, принадлежащий обществу спорный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.
В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Инспекцией было установлено, что учреждению принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 272 577 м кв. с кадастровым номером 78:10:052101:10 (предыдущий кадастровый номер 78:52:10А: 10), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тихорецкий, д. 3 (вид разрешенного использования "Для размещения объектов образования") с категорией земель "земли населенных пунктов".
Данный земельный участок не был отражен учреждением в качестве объекта налогообложения по земельному налогу со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с чем в Инспекцию был представлен расчет с нулевыми показателями за 2013 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом. Подпунктом 3 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом. Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В то же время суд апелляционной инстанции обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 года. (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
Согласно абз. 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что для обеспечения обороны, безопасности спорный участок непосредственно заявителю не представлялся.
Как установлено судом, спорный участок был выделен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГК военное образовательное учреждение ВПО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации (вид разрешенного использования "Для размещения объектов образования") с категорией земель "земли населенных пунктов".
Пунктом 7 Устава ВАС, утвержденного Министром обороны 04.12.2011 г., установлено, что Академия является некоммерческой организацией, созданной в целях выполнения работ и оказания услуг для решения задач Министерства обороны РФ в сфере образовательной и научной деятельности, В соответствии с п. 6 Устава, Академия является организацией, подведомственной Минобороны России.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Таким образом, данный нормативный акт разделяет понятия "Вооруженные Силы РФ" и "подведомственные Министерству обороны организации".
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Кроме того, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Министерство экономического развития РФ отмечало в Письме от 06.06.2014 N Д23и-1999 что законодательством не предусмотрено отдельных документов, подтверждающих отнесение земельного участка к землям изъятым из оборота или ограниченным в обороте, а такой вывод следует сделать на основании документов, свидетельствующих о категории земель, виде разрешенного использования и т.п. характеристиках земельного участка.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2010 N ВАС-3199/10 при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности". Соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В отношении земельного участка по адресу Тихорецкий пр., д. З, занимаемого Военной Академией связи, в ходе налоговой проверки представлены документы, относящие данный земельный участок к землям населенных пунктов (раздел "Категория земель"), а по виду разрешенного использования - "Для размещения объектов образования".
Доказательств предоставления и использования участка исключительно для нужд обороны и безопасности в материалах дела не имеется.
Учитывая военный профиль образовательного учреждения размещенного на данном земельном участке, Инспекция пришла к выводу что данный земельный участок используется для обеспечения нужд обороны и безопасности и в силу пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ является ограниченным в гражданском обороте.
Вместе с тем оснований считать данный земельный участок изъятым из оборота не имеется, поскольку как указывает Министерство финансов РФ в Письме от 11.09.2013 N 03-05-04-02/37381 не признаются объектом налогообложения земельные участки, на которых располагаются войсковые части Министерства обороны РФ. Из Устава Академии следует, что она является некоммерческой организацией, а не войсковой частью.
Инспекция в ходе проверки обратилась в орган исполнительный власти субъекта РФ - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с запросом о правовом статусе используемого Академией спорного земельного участка.
Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в ответе от 30.12.14 N 45686 сообщило что земельный участок с кадастровым номером 78:10:0521001:10 (ранее кадастровый номер 78:5210А:10) к земельным участкам, изъятым из оборота, не относится.
Поскольку видом разрешенного использования в отношении данного земельного участка является "для размещения объектов образования", что соответствует уставным целям деятельности Академии и фактическому использованию участка, применению подлежат ставки налога, установленные для указанных объектов Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-25131/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2015 N 13АП-17572/2015 ПО ДЕЛУ N А56-25131/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. по делу N А56-25131/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Андреева Е.А. - доверенность от 05.11.2014 N 21
Карганова А.И. - доверенность от 01.10.2014 N 16
от ответчика (должника): Иванов В.И. - доверенность от 02.09.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17572/2015) МИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-25131/2015 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ФГК военное образовательное учреждение ВПО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации
к МИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения от 16.01.2015 N 12-07/166
установил:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.01.2015 N 12-07/166 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом 30.06.2014 по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную ИФНС России N 18 по Санкт-Петербургу была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год (корректировка N 14), согласно которой сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет составила 0 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год инспекцией был составлен акт от 14.10.2014 N 12-07/12999 и вынесено решение от 16.01.2015 N 12-07/166 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику был доначислен земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 78:10:052101:10 в сумме 1035409,00 руб., исходя из кадастровой стоимости, установленной на 01.01.2013 в сумме 1725682261,00 руб. и налоговой ставки 0,06%, установленной ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге Санкт-Петербурга" для земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения объектов образования". Налогоплательщику начислены пени в сумме 138 240 руб. Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 207081,00 руб., предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 258851,00 руб.
Основанием для вынесения данного решения, послужил вывод инспекции о том, что общество неправомерно воспользовалось льготой, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, поскольку учреждением для подтверждения права на льготу, предусмотренную пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ (действующую с 01.01.2013), в инспекцию не были представлены документы, подтверждающие наличие на земельном участке с кадастровым номером 78:10:521001:10 зданий, сооружений, находящихся в федеральной собственности, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, указанный земельный участок не может быть признан изъятым из оборота в целях налогообложения земельным налогом.
Решение налогового органа от 16.01.2015 N 12-07/166, было обжаловано заявителем в Управление ФНС по Санкт-Петербургу, которое своим решением от 24.03.2015 N 16-13/21271 оставило решение инспекции без изменения, апелляционную общества без удовлетворения.
Налогоплательщик считает решение инспекции необоснованным и подлежащим отмене, по мнению заявителя, выводы, изложенные инспекцией, не соответствуют нормам налогового законодательства. Поскольку, по мнению налогоплательщика при расчете земельного налога за 2013 год он правомерно воспользовалось льготой, установленной пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ (в редакции, действовавшей с 2013 года).
Заявитель указывает о том, что, учреждение входит в единую систему органов Министерства обороны Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером 78:10:052101:10, находится в Федеральной собственности, принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, следовательно, является изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, в силу пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ, принадлежащий обществу спорный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу.
В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Инспекцией было установлено, что учреждению принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 272 577 м кв. с кадастровым номером 78:10:052101:10 (предыдущий кадастровый номер 78:52:10А: 10), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Тихорецкий, д. 3 (вид разрешенного использования "Для размещения объектов образования") с категорией земель "земли населенных пунктов".
Данный земельный участок не был отражен учреждением в качестве объекта налогообложения по земельному налогу со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с чем в Инспекцию был представлен расчет с нулевыми показателями за 2013 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом. Подпунктом 3 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом. Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В то же время суд апелляционной инстанции обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 года. (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
Согласно абз. 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела усматривается, что для обеспечения обороны, безопасности спорный участок непосредственно заявителю не представлялся.
Как установлено судом, спорный участок был выделен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГК военное образовательное учреждение ВПО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного" Министерства обороны Российской Федерации (вид разрешенного использования "Для размещения объектов образования") с категорией земель "земли населенных пунктов".
Пунктом 7 Устава ВАС, утвержденного Министром обороны 04.12.2011 г., установлено, что Академия является некоммерческой организацией, созданной в целях выполнения работ и оказания услуг для решения задач Министерства обороны РФ в сфере образовательной и научной деятельности, В соответствии с п. 6 Устава, Академия является организацией, подведомственной Минобороны России.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Таким образом, данный нормативный акт разделяет понятия "Вооруженные Силы РФ" и "подведомственные Министерству обороны организации".
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Кроме того, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Министерство экономического развития РФ отмечало в Письме от 06.06.2014 N Д23и-1999 что законодательством не предусмотрено отдельных документов, подтверждающих отнесение земельного участка к землям изъятым из оборота или ограниченным в обороте, а такой вывод следует сделать на основании документов, свидетельствующих о категории земель, виде разрешенного использования и т.п. характеристиках земельного участка.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2010 N ВАС-3199/10 при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности". Соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В отношении земельного участка по адресу Тихорецкий пр., д. З, занимаемого Военной Академией связи, в ходе налоговой проверки представлены документы, относящие данный земельный участок к землям населенных пунктов (раздел "Категория земель"), а по виду разрешенного использования - "Для размещения объектов образования".
Доказательств предоставления и использования участка исключительно для нужд обороны и безопасности в материалах дела не имеется.
Учитывая военный профиль образовательного учреждения размещенного на данном земельном участке, Инспекция пришла к выводу что данный земельный участок используется для обеспечения нужд обороны и безопасности и в силу пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ является ограниченным в гражданском обороте.
Вместе с тем оснований считать данный земельный участок изъятым из оборота не имеется, поскольку как указывает Министерство финансов РФ в Письме от 11.09.2013 N 03-05-04-02/37381 не признаются объектом налогообложения земельные участки, на которых располагаются войсковые части Министерства обороны РФ. Из Устава Академии следует, что она является некоммерческой организацией, а не войсковой частью.
Инспекция в ходе проверки обратилась в орган исполнительный власти субъекта РФ - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с запросом о правовом статусе используемого Академией спорного земельного участка.
Управление землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в ответе от 30.12.14 N 45686 сообщило что земельный участок с кадастровым номером 78:10:0521001:10 (ранее кадастровый номер 78:5210А:10) к земельным участкам, изъятым из оборота, не относится.
Поскольку видом разрешенного использования в отношении данного земельного участка является "для размещения объектов образования", что соответствует уставным целям деятельности Академии и фактическому использованию участка, применению подлежат ставки налога, установленные для указанных объектов Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2015 по делу N А56-25131/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)