Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2015 N Ф07-5185/2015 ПО ДЕЛУ N А13-12728/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган сделал вывод о занижении обществом земельного налога. Общество ссылается на то, что налог подлежит расчету на основании регионального нормативного акта, в соответствии с которым кадастровая стоимость принадлежащих обществу участков уменьшена более чем в пять раз.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А13-12728/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" Гришиной О.И. (доверенность от 03.03.2015 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области Ковалевой О.А. (доверенность от 19.03.2015 N 5), рассмотрев 07.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.02.2015 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А13-12728/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 162135, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 129, ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Вологодской области, место нахождения: 162139, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 43, ОГРН 1043500684820, ИНН 3527009445 (далее - Инспекция), от 10.06.2014 N 1713 и требования N 2983 по состоянию на 27.08.2014.
Решением от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.04.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение от 09.02.2015 и постановление от 10.04.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что поскольку приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - приказ N 206) улучшает положения налогоплательщика, то он правомерно исчислял земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной данным приказом.
В отзыве Инспекция просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2013 году Обществу на праве собственности принадлежало 40 земельных участков, расположенных на территории Сокольского района Вологодской области - в городе Соколе.
Общество 30.01.2014 представило в Инспекцию декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой исчислило к уплате 450 343 руб. налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной приказом N 206.
По результатам камеральной проверки представленной декларации Инспекция составила акт от 30.04.2014 N 6425 и вынесла решение от 10.06.2014 N 1713.
Указанным решением Обществу доначислено 3 335 567 руб. земельного налога, начислено 29 577 руб. 62 коп. пеней и 177 001 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 18.08.2014 N 07-09/09168@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Инспекция выставила Обществу требование N 2983 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 27.08.2014.
Общество оспорило решение и требование налогового органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Следовательно, для исчисления земельного налога за 2013 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Вологодской области постановлением от 30.12.2009 N 2154 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2013 по делу N А13-9878/2012 установлено, что кадастровая оценка земель проведена по состоянию на 01.01.2007.
Постановление от 30.12.2009 N 2154 признано утратившим силу.
Приказом N 206 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащих Обществу земельных участков уменьшена более чем в 5 раз.
Податель жалобы считает, что поскольку приказ N 206 улучшает положение налогоплательщиков и уменьшает кадастровую стоимость земельных участков, то он правомерно исчислял земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, установленной этим приказом.
Данный довод суды оценили и отклонили, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в означенном Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК РФ).
Суды обоснованно отметили, что из содержания приказа N 206 не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256).
Согласно пункту 3 приказа N 206 данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Следовательно, по правилам абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 НК РФ приказ N 206 вступил в силу 18.01.2013.
Положенный в основу расчета кадастровой стоимости земельных участков приказ N 206 Общество в судебном порядке не обжаловало, в том числе и в части условий введения его в действие.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Общества правовых оснований для применения при расчете земельного налога за 2013 год кадастровой стоимости, установленной приказом N 206.
Поскольку Инспекция установила занижение налогоплательщиком земельного налога за 2013 год, то она правомерно доначислила ему 3 335 567 руб. налога, а также начислила 29 577 руб. 62 коп. пеней и 177 001 руб. штрафа.
Возражений по размеру доначисленного налога, начисленных пеней и штрафа Общество не заявляло.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
При подаче кассационной жалобы Общество платежным поручением от 16.06.2015 N 1398 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб.
С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2015) заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 16.06.2015 N 1398.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А13-12728/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 162135, Вологодская обл., г. Сокол, Советская ул., д. 129, ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 16.06.2015 N 1398.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)