Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А68-6709/2013

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А68-6709/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Крыжской Л.А.,
судей Ахромкиной Т.Ф., Козеевой Е.М.,
при участии в заседании:
- от заявителя жалобы: Ефимов П.А. - представитель ОАО "Тулачермет", доверенность N 502 от 21.11.2013;
- от иных участвующих в деле лиц: Цветкова Е.А. - представитель ЗАО "РК-Реестр", доверенность N 48 от 19.07.2012; Романова С.В. - представитель ЗАО "РК-Реестр", доверенность N 57 от 27.08.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тулачермет" на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А68-6709/2013,

установил:

Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "РК-РЕЕСТР" (далее - ЗАО "РК-РЕЕСТР") о признании незаконным отказа ЗАО "РК-РЕЕСТР", оформленного уведомлением от 24.05.2013 исх. N ТЧМ-238, во внесении записи в систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг открытого акционерного общества "Тулачермет" (далее - ОАО "Тулачермет"), о признании незаконным отказа ЗАО "РК-РЕЕСТР", оформленного уведомлением от 06.06.2013 исх. N ТЧМ-269, в предоставлении информации; об обязании ЗАО "РК-РЕЕСТР" в трехдневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу внести запись в систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" в отношении Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области с указанием следующих данных:
- полное наименование: Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области;
- юрисдикция: Российская Федерация;
- сведения о регистрации юридического лица, зарегистрированного до 2002 г.: документ: Постановление N 45, дата регистрации: 27.11.1991, кем выдан: Глава администрации Тульской области;
- сведения о регистрации юридического лица, зарегистрированного после 2002 г.: документ: свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 71 N 002305359 дата регистрации 10.10.2002; кем выдан: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Тульской области; ОГРН 1027100970247 от 10.10.2002; юридический адрес: 300012, Тульская область, г. Тула, ул. Жаворонкова, д. 2; место нахождения: 300012, Тульская область, г. Тула, ул. Жаворонкова, д.; ИНН зарегистрированного юридического лица 7107025522, КПП зарегистрированного юридического лица 710601001, ОКПО 24715465 ОКВЭД 75.11.21; должность руководителя: Ликвидатор, Ф.И.О. руководителя: Федотов Сергей Павлович; телефон: (4872) 363242, факс: (4872) 364518, e-mail: fito@tula.net; банковские реквизиты: р/с 40201810900000100005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области, БИК 0477003001, ИНН Банка 7107025522, КПП Банка 710601001.
В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "Тулачермет" (далее - общество), Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 30.10.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 (судьи Токарева М.В., Можеева Е.И., Сентюрина И.Г.) решение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ОАО "Тулачермет" обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда области и апелляционное постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области не обладает полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом - ни федеральным, ни субъекта Российской Федерации. Также обращает внимание суда на то обстоятельство, что истцом при обращении к ЗАО "РК-РЕЕСТР" с анкетой зарегистрированного лица в целях внесения изменений в реестр акционеров ОАО "Тулачермет" был представлен недействующий документ, подтверждающий вносимые изменения. Пояснил, что на данный момент имеется судебный спор, в рамках которого подлежит разрешению вопрос о собственнике спорного пакета акций общества.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "Тулачермет" доводы кассационной жалобы поддержал, просит ее удовлетворить.
Представители ЗАО "РК-РЕЕСТР" считают доводы кассационной жалобы обоснованными, просят ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым решение суда области и апелляционное постановление оставить без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с постановлением Губернатора Тульской области от 17.04.1996 N 232 "Об объектах социальной инфраструктуры СП АК "Тулачермет" (далее - постановление Губернатора Тульской области N 232) и решением Комитета по управлению имуществом администрации Тульской области N 119 от 23.09.1996 "О внесении изменений в план приватизации СП АК "Тулачермет" в связи с включением в план приватизации СП АК "Тулачермет" объектов социально-бытового назначения, была осуществлена дополнительная эмиссия обыкновенных голосующих акций предприятия в количестве 50 000 штук, номинальной стоимостью одной акции - 1 000 руб., сумма эмиссии - 50 000 000 руб. (номер государственной регистрации 66-1-817 от 04.10.1996).
В соответствии с пунктом 2 постановления Губернатора Тульской области N 232 соответствующий пакет акций СП АК "Тулачермет" в размере 50 000 шт., что составило 4,25% от числа голосующих акций и соответствовало стоимости объектов социально-бытового назначения (по перечню, имеющемуся в приложении к постановлению N 232), был закреплен в государственной собственности.
В свою очередь, пунктом 3 того же постановления Губернатора Тульской области на Комитет по управлению имуществом администрации Тульской области была возложена обязанность по оформлению соответствующих документов по приему-передаче и закреплению в государственной собственности указанного пакета акций.
Согласно справке от 30.09.2013 (исх. N 3-2-34) по состоянию на 30.09.2013 в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" содержится запись о том, что владельцем 5 тысяч обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 10 руб. гос. рег. номер: 1-02-02-02072-А, является Комитет по управлению имуществом Тульской области.
Постановлением Правительства Тульской области от 01.04.2013 N 140 принято решение о ликвидации Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области. Ликвидатором назначен Федотов Сергей Павлович.
Ликвидатор Комитета по управлению государственным имуществом Тульской области 22.05.2013 представил в ЗАО "РК-РЕЕСТР" комплект документов для внесения записи в систему ведения реестра именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет".
Уведомлением исх. ТЧМ-238 от 24.05.2013 Тульский филиал ЗАО "РК-РЕЕСТР" отказало истцу во внесении записи в систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" со ссылкой на непредставление заявителем документов, на основании которых осуществляет свою деятельность Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области (поскольку постановление Администрации Тульской области от 13.12.2001 N 46, которым было утверждено Положение о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области, утратило силу).
Ликвидатор комитета по управлению государственным имуществом Тульской области 04.06.2013 обратился в Тульский филиал ЗАО "РК-РЕЕСТР" с запросом о предоставлении выписки из реестра акционеров ОАО "Тулачермет" о количестве акций, принадлежащих Комитету по управлению государственным имуществом Тульской области.
Уведомлением исх. ТЧМ-269 от 06.06.2013 Тульский филиал ЗАО "РК-РЕЕСТР" отказал истцу в предоставлении истребуемой информации со ссылкой на отсутствие в реестре информации о лице, требующем ее предоставления.
Считая, что ЗАО "РК-РЕЕСТР" неправомерно отказало во внесении в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" информации о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области, как о владельце (носителе прав владельца) спорных ценных бумаг, а также неправомерно отказало в выдаче выписки из реестра акционеров ОАО "Тулачермет" о количестве акций, владельцем (носителем прав владельца) которых является Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, в полном объеме исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно статье 34 в ее взаимосвязи со статьей 74 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области формирует исполнительные органы субъекта, уполномоченные представлять интересы его, в том числе по управлению имуществом Тульской области, к которым относится Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области.
В силу приведенных норм отсутствие действующего положения о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области не лишает последнего права и не освобождает его от обязанности представлять соответствующие интересы Тульской области по управлению имуществом.
Между тем, исходя из анализа информации, содержащейся в реестре владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" в отношении спорных ценных бумаг по состоянию на 30.09.2013 (соответствующая информация предоставлена ответчиком по предложению суда в материалы дела в виде справки) и документов, предоставленных истцом в адрес ответчика для осуществления записи об изменении информации о зарегистрированном лице, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истцом в распоряжение ответчика был предоставлен комплект документов, необходимых и достаточных для внесения соответствующей записи об истце в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет".
Реестр именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" в отношении спорных ценных бумаг на момент рассмотрения настоящего спора судом содержит лишь информацию о том, что "владельцем" их является Комитет по управлению имуществом Тульской области (лицевой счет 17295).
Постановлением главы администрации Тульской области от 27.11.1991 N 45 "О вопросах комитета по управлению имуществом Тульской области" было утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Тульской области.
Постановлением администрации Тульской области от 13.12.2001 N 46 "О Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области" постановление главы администрации Тульской области от 27.11.1991 N 45 признано утратившим силу и утверждено Положение о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 названного Положения Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области являлся правопреемником комитета по управлению имуществом Тульской области.
Как справедливо отмечено судами первой и апелляционной инстанций, утверждение в 2004 году в отношении истца нового Положения, не может повлечь в качестве последствий вывод о том, что истец перестал быть правопреемником Комитета по управлению имуществом Тульской области. Требование регистратором действующего положения о комитете, без которого, по мнению ответчика, невозможно внесение требуемой истцом записи в реестр, верно оценено судами обеих инстанций как основанное на неверном толковании норм Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 N 27.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у ответчика не имелось достаточных правовых оснований для отказа истцу во внесении в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО "Тулачермет" информации о Комитете по управлению государственным имуществом Тульской области, как о владельце (носителе прав владельца) спорных ценных бумаг, а соответственно, впоследствии истцу было неправомерно отказано и в выдаче выписки из реестра акционеров ОАО "Тулачермет" о количестве акций, владельцем (носителем прав владельца) которых является Комитет по управлению государственным имуществом Тульской области, в связи с чем суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод заявителя жалобы о том, что полномочия ликвидатора не были надлежащим образом подтверждены, что также послужило основанием для отказа истцу в его заявлении, противоречат материалам дела и действующему законодательству. Ликвидатор комитета был назначен постановлением Правительства Тульской области от 01.04.2013 N 140 и обладал в силу положений статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствующими полномочиями на подачу заявления регистратору.
Судом апелляционной инстанции отклонены как необоснованные доводы заявителя жалобы о том, что возможно спорный пакет акций является федеральной собственностью. По мнению судебной коллегии, каких-либо документальных данных, подтверждающих данное обстоятельство, суду представлено не было. Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебном заседании апелляционной инстанции 02.04.2014 пояснил, что спорные акции в реестре федеральной собственности не значатся, какие-либо сведения о них отсутствуют. Судом апелляционной инстанции отмечено, что ни одна из названных ответчиком и третьим лицом организация, за исключением истца, не претендует на спорный пакет акций, не заявляет в отношении него каких-либо требований. Напротив, как указано выше, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, прямо заявляют об отсутствии правопритязаний относительно него.
Вместе с тем, апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что спорные акции являются собственностью субъекта Российской Федерации - Тульской области.
Однако, суд округа не может согласиться с данным выводом суда апелляционной инстанции. В предмет доказывания по настоящему спору не входит выяснение вопроса о собственнике спорного пакета акций. Более того, как пояснил в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "Тулачермет", на сегодняшний день вопрос о собственнике акций решается в судебном порядке. Ввиду изложенного данный вывод суда апелляционной инстанции подлежит исключению из мотивировочной части постановления от 02.06.2014. Однако, данный вывод не привел к принятию неправомерного судебного акта, в связи с чем данное обстоятельство не может служить основанием для отмены судебного акта апелляционной инстанции.
Возражения общества относительно правомерности приватизации объектов социально-бытового назначения справедливо отклонены судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет доказывания по делу.
Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, либо опровергали выводы арбитражных судов, кассационная жалоба не содержит. Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, с данной им правовой оценкой, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебных актов
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А68-6709/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.А.КРЫЖСКАЯ

Судьи
Т.Ф.АХРОМКИНА
Е.М.КОЗЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)