Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2015 N Ф07-1060/2015 ПО ДЕЛУ N А52-744/2014

Требование: О признании частично недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Обществу доначислен земельный налог в связи с занижением кадастровой стоимости земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N А52-744/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Востриковой И.М. (доверенность от 17.04.2014), Кузнецовой И.С. (доверенность от 17.10.2014 N 262), рассмотрев 13.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УНО-трейд-инвест" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.07.2014 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 (судьи Докшина А.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А52-744/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УНО-трейд-инвест", место нахождения: 180004, г. Псков, Октябрьский пр., д. 54, ОГРН 1026000969653, ИНН 6027073871 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области, место нахождения: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 2а, ОГРН 1046000330683, ИНН 6027022228 (далее - Инспекция) от 18.12.2013 N 14-05/1212.
Решением от 17.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.12.2014, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 17.07.2014 и постановление от 16.12.2014 отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговый орган неправомерно доначислил земельный налог, поскольку налогоплательщиком правильно определены кадастровая стоимость земельных участков и налоговая база по земельному налогу, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, составляющего 729 руб. 43 коп., поскольку земельные участки относятся к 8 группе разрешенного использования ("земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения").
В судебном заседании представители Инспекции отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты Обществом налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.12.2013 N 14-05/1212, которым заявителю доначислено 2 253 358 руб. налогов, начислено 225 335 руб. 80 коп. штрафа и 282 922 руб. 07 коп. пеней.
Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области решением от 24.02.2014 N 2.5-07/1401 решение Инспекции оставило без изменения.
Общество частично оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя, указав, что согласно представленным Инспекцией доказательствам на 01.01.2012 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (далее - КН) 60:27:010208:44 составлял 3 308,6 руб. / кв. м, что соответствует 7 группе разрешенного использования. На 01.01.2013 Обществу были известны размеры спорных земельных участков и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с КН 60:27:010208:44, в результате деления которого образовались спорные земельные участки с КН 60:27:0080102:59, 60:27:0080102:60; на момент подачи налогоплательщиком уточненной декларации 04.12.2013 по земельному налогу за 2012 год имевшиеся технические ошибки в кадастровых сведениях были устранены, представителями Общества были получены соответствующие выписки, подтверждающие кадастровую стоимость земельных участков с КН 60:27:0080102:59 в размере 146 183 873 руб. 80 коп. и с КН 60:27:0080102:60 в размере 46 376 646 руб. 20 коп.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В статье 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 393 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, за Обществом 13.01.2011 было зарегистрировано право собственности на земельные участки с КН 60:27:0080102:59 (44 183 кв. м) и 60:27:0080102:60 (14 017 кв. м). Указанные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с КН 60:27:0080102:44.
По сведениям федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") информация о созданных земельных участках внесена в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010.
Общество 30.01.2013 представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой отразило кадастровую стоимость, а также налоговую базу по земельному участку с КН 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., а по земельному участку с КН 60:27:0080102:60 в размере 46 376 646 руб.; сумма исчисленного налогоплательщиком к уплате земельного налога составила 1 179 076 руб.
Затем, Общество 31.01.2013 представило уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой указало кадастровую стоимость, а также налоговую базу по земельному участку с КН 60:27:0080102:59 в размере 9 402 584 руб., по земельному участку с КН 60:27:0080102:60 в размере 2 982 958 руб.; в результате сумма исчисленного к уплате налога составила 185 783 руб.
Далее, Общество 04.12.2013 представило в Инспекцию вторую уточненную декларацию по земельному налогу за 2012 год, отразив кадастровую стоимость, а также налоговую базу по земельному участку с КН 60:27:0080102:59 в размере 32 228 406 руб., по земельному участку с КН 60:27:0080102:60 в размере 10 224 420 руб.; сумма исчисленного к уплате налога составила 636 792 руб.
В ходе налоговой проверки ФГБУ "ФКП Росреестра" в ответ на запрос Инспекции представило сведения о том, что с 01.01.2012 кадастровая стоимость спорных земельных участков с КН 60:27:0080102:59 составляет 146 183 873 руб. 80 коп., с КН 60:27:0080102:60 составляет 46 376 646 руб. 20 коп.
Основываясь на этих данных, налоговый орган исчислил земельный налог по ставке 1,5%, в результате чего сделал вывод о занижении Обществом земельного налога за 2012 год.
Податель жалобы полагает, что правомерно исчислил сумму налога, так как по состоянию на 01.01.2013 в отношении спорных земельных участков возможно было применять лишь тот удельный показатель кадастровой стоимости и вид разрешенного использования, которые были установлены для первоначального участка с КН 60:27:0080102:44, а именно: удельный показатель кадастровой стоимости, равный 729, 43 руб., и восьмой вид разрешенного использования.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), предусмотрено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации данного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области утверждены постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 (далее - постановление N 477), которое было опубликовано в газете "Псковская Правда" (без приложений) 31.11.2011, вместе с приложениями постановление размещено в сети Интернет на портале государственных органов Псковской области, ссылка на опубликование приложений 1 и 2 к постановлению N 477 на данном сайте дана в тексте публикации.
В соответствии с постановлением N 477 кадастровая стоимость земельного участка КН 60:27:010208:44 рассчитана с применением удельного показателя 3308,6 руб. /кв. м и составляет 192 560 520 руб., расчет произведен исходя из общей площади этого участка - 58 200 кв. м (44 183 кв. м + 14 017 кв. м).
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков осуществляется органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В пункте 2.1.17 Методических указаний N 222 предусмотрено, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Поскольку на 01.01.2012 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с КН 60:27:010208:44 составлял 3 308,6 руб. /кв. м и данная информация была доступна для Общества, то налогоплательщик имел возможность определить налоговую базу и правильно исчислить земельный налог по каждому спорному земельному участку за 2012 год.
Факт осведомленности налогоплательщика о данных показателях подтверждается также тем, что при подаче первичной декларации за 2012 год 30.01.2013 в отношении земельного участка с КН 60:27:0080102:60 им была правильно указана налоговая база в размере 46 376 646 руб. (с учетом удельного показателя кадастровой стоимости равного 3 308,6 руб. /кв. м в отношении земельного участка с КН 60:27:010208:44).
Более того, 04.12.2013 при представлении Обществом второй уточненной декларации по земельному налогу за 2012 год, он имел возможность при отражении кадастровой стоимости, а также налоговой базы по земельному участку с КН 60:27:0080102:59 учесть данные, отраженные в кадастровых сведениях без технических ошибок.
Как установлено судом первой инстанции, 18.11.2013 представителями Общества были получены кадастровые выписки, подтверждающие кадастровую стоимость земельного участка с КН 60:27:0080102:59 в размере 146 183 873 руб. 80 коп., земельного участка с КН 60:27:0080102:60 в размере 46 376 646 руб. 20 коп.
Однако данные сведения не были учтены налогоплательщиком при представлении им уточненной налоговой декларации 04.12.2013.
Судами также принято во внимание, что вступившим в силу решением Арбитражного суда Псковской области от 28.05.2014 по делу N А52-461/2014 установлено отсутствие ошибки во внесенных в кадастр сведениях о спорных земельных участках в части, касающейся удельного показателя кадастровой стоимости 3308,60 руб. /кв. м, соответствующего виду разрешенного использования группы 7, поскольку в данном случае внесенные сведения соответствовали исходным данным, на основании которых они были внесены в Государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 17.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А52-744/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УНО-трейд-инвест" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)