Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2015 N Ф06-24797/2015 ПО ДЕЛУ N А65-22351/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, указав на применение налогоплательщиком ненадлежащей кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N Ф06-24797/2015

Дело N А65-22351/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Чукаевой Н.Б., доверенность от 12.01.2015 N 2.4-0-14/000027,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-22351/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атланта-Хим", (ОГРН 1071690035339, ИНН 1656039074) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения и устранении допущенного нарушения, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Атланта-Хим" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3595 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 заявление удовлетворено частично, оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 1 222 730 рублей земельного налога за 2013 год, начисления соответствующих сумм пени и штрафа; суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявления, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.
Заявителем в налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена исходя из кадастровой стоимости участка в размере 7 465 000 рублей, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-22351/2014.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 15.05.2014 N 2.11-0-19/2287 и принято решение от 10.07.2014 N 2.11-0-19/3595, которым заявителю начислено 1 263 289 рублей земельного налога.
По мнению налогового органа, кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-22351/2014 и внесенная в государственный реестр 04.02.2013, может быть применена только с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2014. Соответственно, при исчислении земельного налога за 2013 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в управление, которое оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель сослался на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка. Общество указало на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-22351/2014 установлена иная кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:33:080710:78, расположенного в г. Казани Республики Татарстан. Следовательно, исходя из названного решения суда, при исчислении земельного налога за 2013 год подлежит применению данная кадастровая стоимость.
Удовлетворяя заявление общества частично, суды правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Кодекса должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 по делу N А65-22351/2014 кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:33:080710:78 установлена в размере 7 465 000 рублей. Решение суда исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с названным решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.12.2012 внесена в кадастр 04.02.2013. Следовательно, кадастровая стоимость (7 465 000 рублей) спорного земельного участка подлежит применению при расчете земельного налога за 2013 год с даты внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
До указанной даты, в силу статьи 391 Кодекса и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением N 1102.
При этом суды признали обоснованным довод заявителя о неправомерном применении налоговым органом ставки земельного налога в размере 1,5 процента, поскольку необходимость применения ставки земельного налога 0,61 процента установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.09.2014 по делу N А65-13013/2014, которое имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела. В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеуказанным судебным актом установлено неправомерное применение налоговым органом при расчете земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 16:33:080710:78 налоговой ставки в размере 1,5 процента кадастровой стоимости и обоснованность отнесения его обществом к 9 виду разрешенного использования, которому соответствует ставка 0,61 процента.
С учетом изложенного, суды установили, что земельный налог, подлежащий уплате заявителем в бюджет за 2013 год, составляет 86 096 рублей. Поэтому доначисление налоговым органом 1 222 730 рублей земельного налога по спорному земельному участку с кадастровым номером 16:33:080710:78 судами обоснованно признано неправомерным.
Суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для изменения либо отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2015 по делу N А65-22351/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)