Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 N 5-АПГ15-50

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-50


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Радиофизика" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 21 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ПАО "Радиофизика" Власовой Э.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1025, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 10, корп. 1 (пункт 4677), принадлежащее до 13 августа 2015 г. публичному акционерному обществу "Радиофизика" (далее - ПАО "Радиофизика") на праве собственности.
Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующими пункт 4677 Перечня со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указывало на то, что оно является собственником нежилых помещений в указанном здании и земельный участок, на котором расположена эта часть здания, имеет вид разрешенного использования "эксплуатация научно-исследовательских, лабораторно-конструкторских и производственных корпусов", что подтверждается кадастровой выпиской и договором аренды, и не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ. При визуальном обследовании здания 22,5% от его общей площади используется под офисные помещения другим собственником здания. Общество полагало, что определение вида фактического использования объектов необходимо производить раздельно. Помещения, принадлежащие ОАО "Радиофизика" на праве собственности, входят в один научно-производственный комплекс и используются исключительно под научно-производственные цели.
Решением Московского городского суда от 21 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Радиофизика" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, по неправильно определенным фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд пришел к ошибочному выводу, что здание, в котором расположены принадлежащие обществу нежилые помещения, фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Относительно апелляционной жалобы Правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375, подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом указанное здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относятся, в том числе, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции названного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Основанием для включения в пункт 4677 Перечня здания с кадастровым номером 77:08:0003004:1025 общей площадью 13 476,2 кв. м, в котором ПАО "Радиофизика" являлось собственником нежилых помещений общей площадью 10 448,7 кв. м (кадастровый номер 77:01:0003049:2659), послужило отнесение его к административно-деловому центру.
Вторым собственником помещений общей площадью 3027,5 кв. м в здании является ОАО "МОЭК" (кадастровый номер 77:01:0003049:2660).
Здание располагается одновременно на двух земельных участках: с кадастровым номером 77:08:0003004:2057, виды разрешенного использования "объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, мадиаорганизаций, инновационных центров" (1.2.7), "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения" (1.2.7), "объекты размещения учреждений образования для взрослых (1.2.17), арендуемом ОАО "Радиофизика", и с кадастровым номером 77:08:0003006:030 вид разрешенного использования "эксплуатация административных помещений", арендуемом ОАО "МОЭК".
С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что здание расположено на земельных участках виды разрешенного использования которых, в том числе предусматривают размещение на них зданий административного и коммерческого назначения.
Кроме того, согласно акту обследования фактического использования принадлежащего обществу здания от 18 сентября 2014 г., составленного Госинспекцией в соответствии с положениями Порядка, при визуальном обследовании 22,5% от общей площади здания используется под офисные помещения.
Общая площадь здания составляет более 3 000 кв. м, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Указанные обстоятельства в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ позволяют отнести здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1025 к административно-деловому центру.
Судебная коллегия отмечает, что буквальное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ во взаимной связи с положениями пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, позволяет сделать вывод, что если собственниками административно-делового центра являются несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения, расположенные в здании, отвечающем признакам административно-делового центра, фактически используются не в целях делового, административного или коммерческого назначения, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником, также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 21 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Радиофизика" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)