Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.08.2014 по делу N А32-7394/2014
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новороссийске Краснодарского края (далее - УПФР в г. Новороссийске, управление) о признании незаконным решения от 21.01.2014 N 033/019/6046-2013 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части включения в сумму занижения облагаемой базы в 2011-2012 суммы оплаты дополнительных выходных дней, представленных для ухода за детьми-инвалидами в размере 12 287,14 руб., а также в части включения в сумму занижения облагаемой базы в 2011-2012 суммы оплаты суточных при направлении работников в командировку, превышающей сто рублей на одного человека, в размере 34 800 руб.; об обязании изменить вышеуказанное решение в части исчисления размера штрафа и пени, исходя из новой суммы занижения облагаемой базы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами не облагаются страховыми взносами. Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемых в целях налогообложения доходов физических лиц. При превышении указанного размера с работников не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Не согласившись с данным судебным актом, УПФР в г. Новороссийске обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 20.08.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами с 01.01.2010 осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Оплата работнику дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами не предусмотрена в статье 9 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", как не подлежащая обложению страховыми взносами. В перечнях видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральном законе от 19.05.19995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" данные выплаты также не поименованы. Коллективным договором учреждения установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется в размерах и порядке, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729, в соответствии с которым расходы на оплату суточных за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке. Суммы оплаты суточных свыше размера, установленного коллективным договором и постановлением N 729, являются сверхнормативными, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами. Повышенный размер суточных установлен изначально до установления факта экономии бюджетных средств.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УПФР в г. Новороссийске проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносом - Филиалом N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю.
В ходе проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование выявлено занижение облагаемой базы за 2011-2012 (выявлены выплаты, на которые в соответствии с действующим законодательством следует доначислить страховые взносы).
По результатам проверки управлением составлен акт от 12 декабря 2013 года N 033/019/6076-2013, на основании которого 21 января 2014 года вынесено решение N 033/019/6076-20132235 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с п. 4 указанного решения заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 3 285 рублей 47 коп.
Согласно пункта 5 данного решения заявителю начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общей сумме 2 537 рублей 73 коп.
Пунктом 6 заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 13 571 рубль 23 коп., а также уплатить штрафы и пени, указанные в п. 4 и 5 решения.
В соответствии с пунктом 7 решения предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Полагая, что указанное решение является незаконным и подлежит отмене, учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения решения от 21.01.2014 N 033/019/6046-2013 в обжалуемой части послужило установление управлением факта занижения учреждением базы для начисления страховых взносов, а именно: на сумму 12 287,14 рублей, выплаченную за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами и на сумму 34 800 рублей, выплаченную работникам в составе командировочных расходов, превышающих размер суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
Признавая недействительным решение Пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов, начисленных на сумму выплаты работникам учреждения за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П и в определении от 22.03.2012 N 521-О-О указано, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
Таким образом, произведенные заявителем выплаты в связи с предоставлением выходных дней для ухода за детьми-инвалидами не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорные выплаты не относятся к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, судебной коллегией отклоняется.
Таким образом, учреждение правомерно не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало их при определении базы для исчисления страховых взносов. Следовательно, доначисление заявителю страховых взносов, начисленных на сумму 12 287,14 руб., и привлечение его к ответственности за неуплату указанной суммы взносов неправомерно.
Основанием для доначисления учреждению страховых взносов и привлечению к ответственности послужил также вывод управления о занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 34 800 рублей, выплаченную работникам в составе командировочных расходов, превышающих размер суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В пункте 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Следовательно, в силу названных норм суточные не подлежат обложению страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.
Так, пунктом 6.1.9 раздела VI коллективного договора филиала N 1 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю" определено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации осуществляется в размерах и порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
В силу подп. "б" п. 1 указанного Постановления расходы на выплату суточных определены в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 450 установлена норма суточных расходов гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в размере не более 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Учитывая, что сумма выплаченных работнику суточных освобождена от обложения страховыми взносами на основании ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а нормы суточных в данном случае определены локальным нормативным актом работодателя (ч. 2 ст. 168 ТК РФ), следовательно, выплаченные в пределах этих норм суточные не облагаются страховыми взносами.
Данную позицию подтверждают и контролирующие органы - Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985 и Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 29.09.2010 N 30-21/10260 (п. 4).
Управление не ссылается на доказательства, подтверждающие выплаты работникам учреждения суточных сверх нормы, установленной коллективным договором или локальным нормативным актом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 по делу N А32-7394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2014 N 15АП-18429/2014 ПО ДЕЛУ N А32-7394/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2014 г. N 15АП-18429/2014
Дело N А32-7394/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.08.2014 по делу N А32-7394/2014
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края
о признании недействительным решения
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новороссийске Краснодарского края (далее - УПФР в г. Новороссийске, управление) о признании незаконным решения от 21.01.2014 N 033/019/6046-2013 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части включения в сумму занижения облагаемой базы в 2011-2012 суммы оплаты дополнительных выходных дней, представленных для ухода за детьми-инвалидами в размере 12 287,14 руб., а также в части включения в сумму занижения облагаемой базы в 2011-2012 суммы оплаты суточных при направлении работников в командировку, превышающей сто рублей на одного человека, в размере 34 800 руб.; об обязании изменить вышеуказанное решение в части исчисления размера штрафа и пени, исходя из новой суммы занижения облагаемой базы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что выплаты работникам по уходу за детьми-инвалидами не облагаются страховыми взносами. Установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 минимальный размер суточных не может быть признан нормой суточных, применяемых в целях налогообложения доходов физических лиц. При превышении указанного размера с работников не могут взиматься денежные средства в виде НДФЛ, если суточные выплачиваются в пределах норм, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
Не согласившись с данным судебным актом, УПФР в г. Новороссийске обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 20.08.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами с 01.01.2010 осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Оплата работнику дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами не предусмотрена в статье 9 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", как не подлежащая обложению страховыми взносами. В перечнях видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в Федеральном законе от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Федеральном законе от 19.05.19995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" данные выплаты также не поименованы. Коллективным договором учреждения установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками, осуществляется в размерах и порядке, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729, в соответствии с которым расходы на оплату суточных за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке. Суммы оплаты суточных свыше размера, установленного коллективным договором и постановлением N 729, являются сверхнормативными, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами. Повышенный размер суточных установлен изначально до установления факта экономии бюджетных средств.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, УПФР в г. Новороссийске проведена выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносом - Филиалом N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю.
В ходе проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование выявлено занижение облагаемой базы за 2011-2012 (выявлены выплаты, на которые в соответствии с действующим законодательством следует доначислить страховые взносы).
По результатам проверки управлением составлен акт от 12 декабря 2013 года N 033/019/6076-2013, на основании которого 21 января 2014 года вынесено решение N 033/019/6076-20132235 о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с п. 4 указанного решения заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июня 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 3 285 рублей 47 коп.
Согласно пункта 5 данного решения заявителю начислены пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общей сумме 2 537 рублей 73 коп.
Пунктом 6 заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 13 571 рубль 23 коп., а также уплатить штрафы и пени, указанные в п. 4 и 5 решения.
В соответствии с пунктом 7 решения предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Полагая, что указанное решение является незаконным и подлежит отмене, учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения решения от 21.01.2014 N 033/019/6046-2013 в обжалуемой части послужило установление управлением факта занижения учреждением базы для начисления страховых взносов, а именно: на сумму 12 287,14 рублей, выплаченную за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами и на сумму 34 800 рублей, выплаченную работникам в составе командировочных расходов, превышающих размер суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
Признавая недействительным решение Пенсионного фонда в части доначисления страховых взносов, начисленных на сумму выплаты работникам учреждения за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П и в определении от 22.03.2012 N 521-О-О указано, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
Таким образом, произведенные заявителем выплаты в связи с предоставлением выходных дней для ухода за детьми-инвалидами не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Учитывая изложенное, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорные выплаты не относятся к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, судебной коллегией отклоняется.
Таким образом, учреждение правомерно не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало их при определении базы для исчисления страховых взносов. Следовательно, доначисление заявителю страховых взносов, начисленных на сумму 12 287,14 руб., и привлечение его к ответственности за неуплату указанной суммы взносов неправомерно.
Основанием для доначисления учреждению страховых взносов и привлечению к ответственности послужил также вывод управления о занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 34 800 рублей, выплаченную работникам в составе командировочных расходов, превышающих размер суточных, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В пункте 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Следовательно, в силу названных норм суточные не подлежат обложению страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.
Так, пунктом 6.1.9 раздела VI коллективного договора филиала N 1 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю" определено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации осуществляется в размерах и порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729.
В силу подп. "б" п. 1 указанного Постановления расходы на выплату суточных определены в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 450 установлена норма суточных расходов гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в размере не более 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Учитывая, что сумма выплаченных работнику суточных освобождена от обложения страховыми взносами на основании ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а нормы суточных в данном случае определены локальным нормативным актом работодателя (ч. 2 ст. 168 ТК РФ), следовательно, выплаченные в пределах этих норм суточные не облагаются страховыми взносами.
Данную позицию подтверждают и контролирующие органы - Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985 и Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 29.09.2010 N 30-21/10260 (п. 4).
Управление не ссылается на доказательства, подтверждающие выплаты работникам учреждения суточных сверх нормы, установленной коллективным договором или локальным нормативным актом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2014 по делу N А32-7394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)