Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2014 N 09АП-44737/2013АК ПО ДЕЛУ N А40-96318/13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. N 09АП-44737/2013АК

Дело N А40-96318/13

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей Е.А. Солоповой, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Абрамовым, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Дружба" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2013 по делу N А40-96318/13, принятое 30.10.2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Дружба" (ОГРН 1023202736754, 241020, г. Брянск, ул. Уральская, д. 113) к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (129223, г. Москва, пр-т Мира, ВВЦ, ср. 194) о признании незаконным письма Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и об обязании этой же Инспекции произвести действия
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Курилов С.А. по дов. N 424 от 11.07.2013
от заинтересованного лица - Никитина Е.Г. по дов. N 33 от 09.08.2013

установил:

Решением от 30.10.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Магистральные нефтепроводы Дружба" требований о признании незаконными действия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по отказу в принятии решения о признании безнадежным к взысканию и списании налога на прибыль организаций за 9 месяцев 1998 года в сумме 2 045 649 руб., списанного с расчетного счета ОАО "МН "Дружба" в ОАО "АБ "Инкомбанк" по платежному поручению от 28.10.1998 г. N 1405, но не перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации, а также об обязании вынести указанное решение и произвести списание спорных денежных средств в сумме 2 045 649 руб. Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы Дружба" не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель ОАО "Магистральные нефтепроводы Дружба" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы Дружба" (далее - Заявитель, Общество) направило в ОАО "АБ "Инкомбанк" платежное поручение N 1405 от 28.10.1998 на перечисление в бюджет налога на прибыль организаций за 9 месяцев 1998 года в сумме 2 045 649 рублей. Указанные денежные средства были списаны банком с расчетного счета Общества, однако не были зачислены в бюджетную систему Российской Федерации. В дальнейшем, решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2000 по делу N А40-35610/98-95-27Б ОАО "АБ "Инкомбанк" было признано несостоятельным (банкротом). При этом судебными актами по делу N А09-13337/03-3 спорная сумма налога была признана в качестве уплаченной в бюджет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Согласно пункту 5 статьи 59 Кодекса, совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393 @ утвержден порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию. В соответствии с пунктом 1 Порядка списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации (далее - задолженность).
В соответствии с пунктом 2.5 Порядка, порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы. Согласно пункту 3 Порядка, решение о признании указанной суммы безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика. Пунктом 4 Порядка установлено, что в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, Инспекция оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам и выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Пунктом 5 Порядка установлено, что решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Приложением N 2 к приказу от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утвержден перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 5 Перечня при наличии основания, указанного в пункте 2.5 Порядка, документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, являются:
- - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о государственной регистрации банка в связи с его ликвидацией;
- - копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банке, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, заверенная гербовой печатью соответствующего суда;
- - справка налогового органа по месту учета задолженности, подлежащей списанию.
В данном случае из карточки Заявителя "Расчеты с бюджетом" следует, что на дату обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган, у ОАО "МН "Дружба" отсутствовала задолженность, возникшая в результате неперечисления в бюджетную систему сумм налогов, списанных со счета Общества по платежному поручению от 28.10.1998 N 1405. Указанная сумма числится в качестве уплаченной в соответствии с решением Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2004 N А09-13337/03-3. Таким образом, у Общества отсутствует задолженность, которая может быть признана безнадежной к взысканию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 59 Кодекса.
Отражение в лицевом счете Общества суммы налога в размере 2 045 649 рублей в качестве уплаченной и числящейся в учете Межрегиональной инспекции как "Кроме того, денежные средства, списанные с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджета" само по себе не нарушает прав и законных интересов Общества, так как не устанавливает каких-либо обязанностей по ее уплате, не является основанием для взыскания налога на прибыль организаций и не влечет за собой негативных последствий для Общества. Следовательно, налоговым органом не были нарушены права и законные интересы Заявителя, ввиду чего отклоняются доводы апелляционной жалобы Общества.
Кроме того, пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
В силу статьи 11 Кодекса недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченные в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Излишне уплаченными суммами налогов, пеней штрафов могут считаться суммы, превышающие действительные налоговые обязательства налогоплательщика, приходящиеся на соответствующие налоговые периоды. Повторно уплаченные денежные средства, превышающие налоговые обязательства налогоплательщика, определенные самим налогоплательщиком или вмененные ему налоговым органом, не могут рассматриваться в качестве переплаты по налогам, сборам, пеням и штрафам в смысле статьи 78 Кодекса".
Таким образом, поскольку Обществом, во избежание увеличения суммы пени на задолженность, образовавшуюся в связи с платежами, осуществленными через ОАО АБ "Инкомбанк" и не поступившими на тот момент были произведены платежи в сумме превышающей сумму налога, начисленную и подлежащую уплате в бюджет, упомянутая сумма налога не является переплатой, а у Общества отсутствует задолженность, которая может быть признана безнадежной к взысканию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 59 Кодекса.
Ссылка Общества на судебные акты по делу N А55-12260/2011 и N А07-6297/2011 отклоняется, поскольку в них судебные инстанции исследовали иные фактические обстоятельства. В частности, по делу N А55-12260/2011 судами было установлено, что налоговым органом было отказано в признании безнадежной к взысканию и списании 51 817 564,32 руб., в том числе по НДС в сумме 41 887 236,38 руб., по налогу на прибыль в сумме 9 930 327,94 руб. ввиду того, что до настоящего времени не реализован механизм принятия и отражения в информационном ресурсе местного уровня программы "ЛИС Налог" решений о списании зависших платежей.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам Заявителя и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Дружба".
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2013 по делу N А40-96318/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ

Судьи
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Е.А.СОЛОПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)