Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-157258/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1418)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Страховая Акционерная Компания "Информстрах" (ОГРН 1027739089916)
к Банку России (в лице МУ СБР в ЦФО г. Москвы)
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя:
1) Юдина И.В. по дов. N 04/1Б/1/03/06/13 от 03.06.2013;
2) Савченко В.А. по дов. N 03/1Б/1/03/06/13 от 03.06.2013;
от ответчика:
1) Шерстнев А.В. по дов. N 143 от 03.04.2014;
2) Цыганкова Н.М. по дов. N 77 А Б 1514074 от 23.01.2014;
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2014, принятым по данному делу, удовлетворены требования закрытого акционерного общества "Страховая акционерная компания "Информстрах" (далее - заявитель, ЗАО "САК "Информстрах", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России в Центральном федеральном округе (г. Москва) (далее - ответчик, Банк России, административный орган) о назначении административного наказания от 12.09.2013 N 73-13-12/пн.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители заявителя возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию представителей сторон по делу, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, в связи с нарушением пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон), пункта 12 Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 100н (далее - Порядок) и пункта 4 Требований, предъявляемых к составу и структуре активов принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 101н (далее - Требования), Обществу выдано Предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 (далее - Предписание) об устранении нарушений.
Данным предписанием ЗАО "САК "Информстрах" указывалось в срок до 15.07.2013 представить в РО ФСФР России в ЦФО следующие документы и сведения:
- - информацию о собственных средствах и страховых резервах страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 1 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию об активах страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 2 к настоящему предписанию на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию о структурных соотношениях активов, страховых резервов и собственных средств страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 3 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - сведения об активах, принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховой организации, в разрезе активов организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблиц N 1 - 16, приведенных в Приложении N 4 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию о результатах размещения средств страховых резервов и собственных средств страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 5 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- Правоустанавливающие документы, свидетельствующие о владении, пользовании и распоряжении активом, в том числе прекращении указанных прав, в отношении активов принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика на 01.07.2013, в том числе:
- - в отношении облигаций - платежный документ, свидетельствующий о приобретении, реализации облигации (проспекте облигаций), документ свидетельствующий о номинальной стоимости облигаций, размере (порядок определения размера) процентов (купонов) по облигациям, сроке и порядке выплаты номинальной стоимости и процентов (купонов) по облигациям определенный решением о выпуске облигаций, при документарной форме выпуска - также сертификаты облигаций;
- - в отношении векселей организаций - платежный документ, свидетельствующий о приобретении, реализации векселя, его погашении, номинальной стоимости, размере (порядок определения размера) подлежащих начислению процентов по векселю, сроке и порядке погашения векселя, копии бланка векселя и индоссамента к нему, сведения о нахождении векселя в залоге или под иным обременением;
- - в отношении акций - платежный документ, свидетельствующий об оплате акций в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, выписку из реестра владельцев ценных бумаг с указанием периода владения, пользования, распоряжения. Сведения о номинальной стоимости акций, цене их приобретения согласно договора, виде акций, дате выбытия (реализации);
- - в отношении недвижимого имущества - выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении каждого объекта имущества на 01.07.2013 (Приложение N 11 к Приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2011 г. N 440), подтверждающие переход права собственности на недвижимое имущество от учредителей (акционеров, участников) страховщика к страховщику, а также отсутствие обременении залогом. Сведения о цене приобретения каждого объекта, сумме начисленной амортизации на 01.01.2013, на последнее число месяца выбытия или на 01.07.2013; отчеты независимых оценщиков по переоценке недвижимого имущества;
- - в отношении банковских вкладов (депозитов) - договор банковского вклада (депозита), платежный документ, свидетельствующий о внесении денежных средств во вклад (депозит), документ, свидетельствующий об использовании внесенных денежных средств, документ, свидетельствующий о прекращении банковского вклада (депозита), сведения о начисленных процентах;
- - в отношении денежных средств - выписки банка, сведения из кассовой книги на 01.07.2013, содержащие сведения об остатке денежных средств на счете (в кассе) страховой организации, оборотно-сальдовую ведомость по счетам 51, 52 в разрезе банков на 01.07.2013 (возможно представление оборотно-сальдовой ведомости на электронном носителе в формате excel);
- - иные документы, подтверждающие наличие активов принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств Страховщика на 01.07.2013.
Указанные в предписании документы были представлены Обществом в адрес ответчика 15.07.2013.
Посчитав, что в законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков не выполнено Обществом надлежащим образом, РО ФСФР России в ЦФО 28.08.2013 составлен протокол N 73-13-535/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением РО ФСФР России в ЦФО от 12.09.2013 ЗАО "САК "Информстрах" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О кредитных историях" Банк России проводит контрольно-ревизионные мероприятия на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с п. 6.1 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР России вопросам.
Согласно п. 5.4.15 Положения ФСФР России выдает предписания, в том числе юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемый период ФСФР России являлась органом, уполномоченным на осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
Признавая незаконным и отменяя постановление МУС Банка России ЦФО (г. Москва) о назначении административного наказания суд первой инстанции правомерно указал на то, что Общество исполнило предписание административного органа в полном объеме и предприняло все меры по своевременному исполнению данного предписания.
Затребованные документы были представлены Обществом 15.07.2013, что подтверждается сопроводительным письмом от 11.07.2013 N 556/13 (т. 1, л.д. 38).
Как видно из протокола об административном правонарушении N 73-13-535/пр-ап от 28.08.2013 и уведомлению о неисполнении предписания N 73-13-Нл-27/34335-нпрд от 15.08.2013 ЗАО "САК "ИНФОРМСТРАХ" не представило правоустанавливающие документы, свидетельствующие о владении, пользовании и распоряжении активом, в части облигаций и акций, в отношении активов, принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика на 01.07.2013, с формулировкой о том, что сделки, оформленные Договором купли-продажи ценных бумаг от 25.09.2012 N 25/09/12-ЦБ-2, Выпиской из депозитария N 13-28/09/2012 по состоянию на 28.09.2012, Договором купли-продажи ценных бумаг от 19.10.2012 г N 19/10/12-ЦБ-1, Выпиской из депозитария N 3-31/10/2012 по состоянию на 31.10.2012, Договором купли-продажи ценных бумаг от 12.03.2013 г N 12/03/13-ЦБ-1, Выпиской из депозитария N 19-29/03/2013 по состоянию на 29.03.2013, Соглашением о взаимозачете N 2 от 12.03.2013, Договором купли-продажи ценных бумаг от 04.06.2013 N 04/06/13-Цб-4, Выпиской из депозитария N 01-28/06/2013 по состоянию на 28.06.2013, Соглашением о взаимозачете N 3 от 04.06.2013, предоставленными в ответ на предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 и принятые в покрытие страховых резервов, и собственных средств страховщика на 01.07.2013, не подтверждены отчетностью, предоставленной Депозитарием ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ", в соответствии с совместным Постановлением ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 г. "Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" и распоряжением от 14 августа 2002 N 991/р "Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" за 4 квартал 2012 и 1 и 2 квартал 2013.
ЗАО "САК "Информстрах" сообщил в Контрольный орган о том, что в Постановлении ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 г. "Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" и Распоряжении от 14 августа 2002 г. N 991/р (в Методических рекомендациях по заполнению форм отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг) не указано, что при заполнении своей отчетности Депозитарии обязаны расшифровывать отдельные сделки по каждому своему клиенту.
В Методических рекомендациях по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг указано, что отчетность заполняется в отношении собственных финансовых вложений профессиональных участников рынка ценных бумаг, т.е. то что находится на балансе профессиональных участников рынка ценных бумаг. Все остальное учитывается общей суммой отдельно по акциям и облигациям всех эмитентов ценных бумаг.
В связи с чем, ЗАО "САК "Информстрах" направило запрос исх. N 619/13 от 28.08.2013 на имя генерального директора депозитария ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" с просьбой подтвердить либо опровергнуть факт обращения к ним с запросом из РО ФСФР России в ЦФО по поводу отражения сделок в отчетности депозитария и о действительности, правомерности документов предоставленных ЗАО "САК "ИНФОРМСТРАХ" в ответ на предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013.
В ответ на запрос был получен ответ ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ", согласно которому ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" не получало запросов из РО ФСФР России в ЦФО в отношении ЗАО "САК "Информстрах". ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" также подтверждает действительность сделок по вышеуказанным документам, а также то, что на счете депо на 01.07.2013 г. CR/DEPO-0013 хранились ценные бумаги, принадлежащие ЗАО "САК "Информстрах", что соответствует выписке N 01-28/06-13 от 28.06.2013.
Также ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" подтверждает, что в отчетности, представляемой в ФСФР России, отражается общая сумма по ценным бумагам, хранящимся на счетах депо всех клиентов, при этом по отдельным сделкам и эмитентам ценных бумаг суммы в отчетности не отражаются.
Учитывая изложенное, ЗАО "САК "Информстрах" исполнило предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что уведомление административного органа о неисполнении предписания доставлялось до страховщика фельдъегерской службой 26.08.2013, от получения которой страховщик отказался, как не неподтвержденные материалами дела.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Обществом в надлежащий срок передан в организацию связи ответ на Предписание, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 5.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд первой инстанции правильно применив положения статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, на основании надлежащей оценки представленных в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по исполнению предписания МУС Банка России по ЦФО путем направления в его адрес указанных в предписании документов.
Данное обстоятельство позволяет суду апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, прийти к выводу, что заинтересованным лицом не доказано в порядке ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления административного органа, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с оценкой доказательств и толкованием заинтересованным лицом норм права отличными от суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-157258/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 N 09АП-6240/2014 ПО ДЕЛУ N А40-157258/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. N 09АП-6240/2014
Дело N А40-157258/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей:
Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-157258/2013, принятое судьей Уточкиным И.Н. (92-1418)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Страховая Акционерная Компания "Информстрах" (ОГРН 1027739089916)
к Банку России (в лице МУ СБР в ЦФО г. Москвы)
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя:
1) Юдина И.В. по дов. N 04/1Б/1/03/06/13 от 03.06.2013;
2) Савченко В.А. по дов. N 03/1Б/1/03/06/13 от 03.06.2013;
от ответчика:
1) Шерстнев А.В. по дов. N 143 от 03.04.2014;
2) Цыганкова Н.М. по дов. N 77 А Б 1514074 от 23.01.2014;
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.01.2014, принятым по данному делу, удовлетворены требования закрытого акционерного общества "Страховая акционерная компания "Информстрах" (далее - заявитель, ЗАО "САК "Информстрах", Общество) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Службы Банка России в Центральном федеральном округе (г. Москва) (далее - ответчик, Банк России, административный орган) о назначении административного наказания от 12.09.2013 N 73-13-12/пн.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушением норм процессуального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, а представители заявителя возражали по доводам, изложенным в отзыве.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию представителей сторон по делу, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, в связи с нарушением пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон), пункта 12 Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 100н (далее - Порядок) и пункта 4 Требований, предъявляемых к составу и структуре активов принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 101н (далее - Требования), Обществу выдано Предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 (далее - Предписание) об устранении нарушений.
Данным предписанием ЗАО "САК "Информстрах" указывалось в срок до 15.07.2013 представить в РО ФСФР России в ЦФО следующие документы и сведения:
- - информацию о собственных средствах и страховых резервах страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 1 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию об активах страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 2 к настоящему предписанию на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию о структурных соотношениях активов, страховых резервов и собственных средств страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 3 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - сведения об активах, принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховой организации, в разрезе активов организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблиц N 1 - 16, приведенных в Приложении N 4 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- - информацию о результатах размещения средств страховых резервов и собственных средств страховой организации по состоянию на 01.07.2013 по форме таблицы, приведенной в Приложении N 5 к настоящему предписанию - на бумажном носителе и в электронном виде в формате.xls на сменном носителе информации (компакт-диск CD-R), закрытом от дозаписи информации;
- Правоустанавливающие документы, свидетельствующие о владении, пользовании и распоряжении активом, в том числе прекращении указанных прав, в отношении активов принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика на 01.07.2013, в том числе:
- - в отношении облигаций - платежный документ, свидетельствующий о приобретении, реализации облигации (проспекте облигаций), документ свидетельствующий о номинальной стоимости облигаций, размере (порядок определения размера) процентов (купонов) по облигациям, сроке и порядке выплаты номинальной стоимости и процентов (купонов) по облигациям определенный решением о выпуске облигаций, при документарной форме выпуска - также сертификаты облигаций;
- - в отношении векселей организаций - платежный документ, свидетельствующий о приобретении, реализации векселя, его погашении, номинальной стоимости, размере (порядок определения размера) подлежащих начислению процентов по векселю, сроке и порядке погашения векселя, копии бланка векселя и индоссамента к нему, сведения о нахождении векселя в залоге или под иным обременением;
- - в отношении акций - платежный документ, свидетельствующий об оплате акций в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, выписку из реестра владельцев ценных бумаг с указанием периода владения, пользования, распоряжения. Сведения о номинальной стоимости акций, цене их приобретения согласно договора, виде акций, дате выбытия (реализации);
- - в отношении недвижимого имущества - выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении каждого объекта имущества на 01.07.2013 (Приложение N 11 к Приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2011 г. N 440), подтверждающие переход права собственности на недвижимое имущество от учредителей (акционеров, участников) страховщика к страховщику, а также отсутствие обременении залогом. Сведения о цене приобретения каждого объекта, сумме начисленной амортизации на 01.01.2013, на последнее число месяца выбытия или на 01.07.2013; отчеты независимых оценщиков по переоценке недвижимого имущества;
- - в отношении банковских вкладов (депозитов) - договор банковского вклада (депозита), платежный документ, свидетельствующий о внесении денежных средств во вклад (депозит), документ, свидетельствующий об использовании внесенных денежных средств, документ, свидетельствующий о прекращении банковского вклада (депозита), сведения о начисленных процентах;
- - в отношении денежных средств - выписки банка, сведения из кассовой книги на 01.07.2013, содержащие сведения об остатке денежных средств на счете (в кассе) страховой организации, оборотно-сальдовую ведомость по счетам 51, 52 в разрезе банков на 01.07.2013 (возможно представление оборотно-сальдовой ведомости на электронном носителе в формате excel);
- - иные документы, подтверждающие наличие активов принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств Страховщика на 01.07.2013.
Указанные в предписании документы были представлены Обществом в адрес ответчика 15.07.2013.
Посчитав, что в законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков не выполнено Обществом надлежащим образом, РО ФСФР России в ЦФО 28.08.2013 составлен протокол N 73-13-535/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением РО ФСФР России в ЦФО от 12.09.2013 ЗАО "САК "Информстрах" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ "О кредитных историях" Банк России проводит контрольно-ревизионные мероприятия на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В соответствии с п. 6.1 Положения Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР России вопросам.
Согласно п. 5.4.15 Положения ФСФР России выдает предписания, в том числе юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемый период ФСФР России являлась органом, уполномоченным на осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
Признавая незаконным и отменяя постановление МУС Банка России ЦФО (г. Москва) о назначении административного наказания суд первой инстанции правомерно указал на то, что Общество исполнило предписание административного органа в полном объеме и предприняло все меры по своевременному исполнению данного предписания.
Затребованные документы были представлены Обществом 15.07.2013, что подтверждается сопроводительным письмом от 11.07.2013 N 556/13 (т. 1, л.д. 38).
Как видно из протокола об административном правонарушении N 73-13-535/пр-ап от 28.08.2013 и уведомлению о неисполнении предписания N 73-13-Нл-27/34335-нпрд от 15.08.2013 ЗАО "САК "ИНФОРМСТРАХ" не представило правоустанавливающие документы, свидетельствующие о владении, пользовании и распоряжении активом, в части облигаций и акций, в отношении активов, принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика на 01.07.2013, с формулировкой о том, что сделки, оформленные Договором купли-продажи ценных бумаг от 25.09.2012 N 25/09/12-ЦБ-2, Выпиской из депозитария N 13-28/09/2012 по состоянию на 28.09.2012, Договором купли-продажи ценных бумаг от 19.10.2012 г N 19/10/12-ЦБ-1, Выпиской из депозитария N 3-31/10/2012 по состоянию на 31.10.2012, Договором купли-продажи ценных бумаг от 12.03.2013 г N 12/03/13-ЦБ-1, Выпиской из депозитария N 19-29/03/2013 по состоянию на 29.03.2013, Соглашением о взаимозачете N 2 от 12.03.2013, Договором купли-продажи ценных бумаг от 04.06.2013 N 04/06/13-Цб-4, Выпиской из депозитария N 01-28/06/2013 по состоянию на 28.06.2013, Соглашением о взаимозачете N 3 от 04.06.2013, предоставленными в ответ на предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 и принятые в покрытие страховых резервов, и собственных средств страховщика на 01.07.2013, не подтверждены отчетностью, предоставленной Депозитарием ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ", в соответствии с совместным Постановлением ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 г. "Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" и распоряжением от 14 августа 2002 N 991/р "Методические рекомендации по заполнению форм отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" за 4 квартал 2012 и 1 и 2 квартал 2013.
ЗАО "САК "Информстрах" сообщил в Контрольный орган о том, что в Постановлении ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н от 11.12.2001 г. "Об утверждении Положения об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг" и Распоряжении от 14 августа 2002 г. N 991/р (в Методических рекомендациях по заполнению форм отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг) не указано, что при заполнении своей отчетности Депозитарии обязаны расшифровывать отдельные сделки по каждому своему клиенту.
В Методических рекомендациях по заполнению форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг указано, что отчетность заполняется в отношении собственных финансовых вложений профессиональных участников рынка ценных бумаг, т.е. то что находится на балансе профессиональных участников рынка ценных бумаг. Все остальное учитывается общей суммой отдельно по акциям и облигациям всех эмитентов ценных бумаг.
В связи с чем, ЗАО "САК "Информстрах" направило запрос исх. N 619/13 от 28.08.2013 на имя генерального директора депозитария ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" с просьбой подтвердить либо опровергнуть факт обращения к ним с запросом из РО ФСФР России в ЦФО по поводу отражения сделок в отчетности депозитария и о действительности, правомерности документов предоставленных ЗАО "САК "ИНФОРМСТРАХ" в ответ на предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013.
В ответ на запрос был получен ответ ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ", согласно которому ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" не получало запросов из РО ФСФР России в ЦФО в отношении ЗАО "САК "Информстрах". ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" также подтверждает действительность сделок по вышеуказанным документам, а также то, что на счете депо на 01.07.2013 г. CR/DEPO-0013 хранились ценные бумаги, принадлежащие ЗАО "САК "Информстрах", что соответствует выписке N 01-28/06-13 от 28.06.2013.
Также ООО ИК "ЦЕНТРРЕЗЕРВ" подтверждает, что в отчетности, представляемой в ФСФР России, отражается общая сумма по ценным бумагам, хранящимся на счетах депо всех клиентов, при этом по отдельным сделкам и эмитентам ценных бумаг суммы в отчетности не отражаются.
Учитывая изложенное, ЗАО "САК "Информстрах" исполнило предписание N 73-13-НЛ-27/24069 от 18.06.2013 в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что уведомление административного органа о неисполнении предписания доставлялось до страховщика фельдъегерской службой 26.08.2013, от получения которой страховщик отказался, как не неподтвержденные материалами дела.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Обществом в надлежащий срок передан в организацию связи ответ на Предписание, в связи с чем в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 5.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае суд первой инстанции правильно применив положения статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, на основании надлежащей оценки представленных в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества вины в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по исполнению предписания МУС Банка России по ЦФО путем направления в его адрес указанных в предписании документов.
Данное обстоятельство позволяет суду апелляционной инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, прийти к выводу, что заинтересованным лицом не доказано в порядке ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления административного органа, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований правомерен.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с оценкой доказательств и толкованием заинтересованным лицом норм права отличными от суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2014 по делу N А40-157258/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)