Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N А05-4237/2013

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N А05-4237/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новодвинские перевозки" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июля 2013 года по делу N А05-4237/2013 (судья Чурова А.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новодвинские перевозки" (ОГРН 1022901004851; далее - общество, ООО "Новодвинские перевозки") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1052903900114; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2012 N 09-09/297 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности по физическому показателю - "количество посадочных мест" за 1 квартал 2011 года в количестве - 1767 мест, за 2 квартал 2011 года в количестве - 1518 мест, за 3 квартал 2011 года в количестве - 1200 мест, за 4 квартал 2011 года в количестве - 1103 места, а также в части штрафных санкций в размере 171 162 руб. 80 коп. (статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пеней на сумму 203 389 руб. 56 коп. (требование указано с учетом его уточнения, принятого судом 18.06.2013).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 июля 2013 года признано недействительным, как несоответствующее НК РФ, решение инспекции от 29.12.2012 N 09-09/297 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления обществу ЕНВД для отдельных видов деятельности, соответствующей суммы пеней и штрафа по пункту 3 статьи 122 НК РФ за:
- - 1 квартал 2011 года по транспортному средству Мерседес 0325 (госномер АА568 29), по транспортному средству Икарус-250 (госномер АЕ036 29);
- - 1 - 2 кварталы 2011 года по транспортному средству Вольво В10R (госномер АА509 29);
- - 1 - 4 кварталы 2011 года по транспортному средству Икарус-250 (госномер АЕ078 29).
- 1 - 4 кварталы 2011 годы по транспортному средству Вольво В10М (госномер АА513 29) в части расчета физического показателя, превышающего 45 посадочных мест.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
С инспекции в пользу общества взыскано 4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 29.12.2012 N 09-09/297 в части доначисления ЕНВД для отдельных видов деятельности по физическому показателю - "количество посадочных мест" за 1 квартал 2011 года в количестве - 1282 места, за 2 квартал 2011 года в количестве - 1098 мест, за 4 квартал 2011 года в количестве - 806 мест, а также в части штрафных санкций в размере 171 162 руб. 80 коп. (статья 122 НК РФ) и пеней на сумму 203 389 руб. 56 коп. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что автомобили, не используемые по какой-либо причине в деятельности общества, не подлежат учету при расчете ЕНВД. Ссылается на то, что автобусы марки Вольво арендовались обществом только до 30.09.2007, транспортные средства марки Мерседес АА568, Икарус-250 АЕ036 и АЕ078 использовались и арендовались соответственно до июня 2010 года и 31.12.2010.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 27.09.2012, по результатам которой составлен акт проверка от 03.12.2012 N 09-09/2591 и вынесено решение от 29.12.2012 N 09-09/297 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - УФНС) с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой вышестоящим налоговым органом принято решение от 27.03.2013 N 07-10/1/03392.
Данным решением отменено решение инспекции в части неуплаты налога на прибыль организаций, начисления соответствующих штрафа и пеней по эпизоду, изложенному в пункте 1 решения; инспекции предписано произвести перерасчет, информацию об измененных суммах представить налогоплательщику и в УФНС в 5-дневный срок. С учетом внесенных изменений решение инспекции утверждено.
В связи с этим, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании недействительным решения инспекции.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО "Новодвинские перевозки" имеет лицензию серии ДА 082322 N АСС-29-201042, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия с 15.01.2010 по 25.01.2015.
В проверяемый период заявитель в 2011 году являлся плательщиком ЕНВД в связи с осуществлением деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых организациями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
По результатам налоговой проверки инспекция сделала вывод о том, что ООО "Новодвинские перевозки" при исчислении ЕНВД за 2011 год занизило физический показатель, а именно: количество посадочных мест.
В связи с этим, обществу доначислен ЕНВД за 2011 год на сумму 427 907 руб.
Не согласившись с указанным решением инспекции общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования общества.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения инспекции.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Статьей 346.29 НК РФ определено, что объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
В соответствии с указанной статьей, под транспортными средствами в целях подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест в целях настоящей главы определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Если в техническом паспорте завода-изготовителя автотранспортного средства отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) собственником автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с настоящей главой.
В пункте 3 статьи 346.29 НК РФ установлено, что для исчисления суммы ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров используется физический показатель - количество посадочных мест.
При этом формулировка, изложенная в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ, не содержит каких-либо оговорок относительно фактического использования автомобилей.
Следовательно, из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26, статьи 346.27 НК РФ следует, что применение специального налогового режима в виде ЕНВД связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на транспортные средства.
На основании этого является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в число автотранспортных средств при исчислении ЕНВД включаются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся на техническом осмотре или на ремонте в течение налогового периода. При расчете налога следует учитывать количество посадочных мест во всех транспортных средствах, имеющихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения).
Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.08.2010 N 295-О-О.
Согласно документам, представленным обществом в ходе проверки, для осуществления деятельности в 2011 году им использовались только 6 транспортных средств. В связи с чем при исчислении ЕНВД заявителем была определена величина физического показателя в 1 - 4 кварталах соответственно в размере 516 мест, 490 мест, 576 мест и 702 места.
В ходе проверки налоговый орган установил, что общество использовало для осуществления деятельности по перевозке пассажиров в январе - феврале 2011 года - 20 автобусов, в марте 2011 года - 17 автобусов, в апреле - мае 2011 года - 16 автобусов, в июне - июле 2011 года - 14 автобусов, в августе - сентябре 2011 года - 13 автобусов, в октябре - декабре 2011 года - 14 автобусов.
В связи с этим инспекция посчитала, что физический показатель для исчисления ЕНВД в 1 - 4 кварталах 2011 года составляет соответственно 2337 мест, 1907 мест, 1726 мест, 1791 мест.
При этом налоговый орган исходил из того, что общество необоснованно при определении физического показателя не учло количество посадочных мест по арендованным автобусам Вольво с госномерами АА132, АА133, АА420, АА513, АА678, АА697, АА720, АА721, АА722, АА509, АС358, а также по автобусам Мерседес с госномером АА568, Икарус с госномерами АЕ036, АЕ078, АС617.
Суд первой инстанции не согласился с выводами налогового органа о том, что при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности физический показатель должен быть исчислен исходя из количества мест по транспортным средствам Мерседес 0325 (госномер АА568 29), Икарус-250 (госномер АЕ036 29), Вольво В10R (госномер АА509 29), Икарус-250 (госномер АЕ078 29). Вольво В10М (госномер АА513 29).
При этом суд первой инстанции отклонил доводы общества о том, что при расчете ЕНВД не должны учитываться арендованные автомобили "Вольво" с госномерами АА132, АА133, АА420, АА513, АА678, АА697, АА720, АА721, АА722, поскольку согласно актам они возвращены арендодателю и заявителем в 2011 году не эксплуатировались.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении ЕНВД за 2011 год указанные транспортные средства должны учитываться.
Из материалов дела следует, что указанные автомобили были переданы обществу на основании договоров аренды автотранспортных средств, заключенных в 2006 - 2007 году с обществом с ограниченной ответственностью "СеверАвтоПрокат" (далее - ООО "СеверАвтоПрокат") сроком до 2016 года.
В соответствии с представленным обществом актом приема-передачи спорные автобусы возвращены арендодателю 30.09.2007.
В то же время в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом получен от УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта перечень автотранспортных средств ООО "Новодвинские перевозки", лицензированный и заявленный для перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Все указанные выше автобусы имеют лицензионные карточки сроком действия с 25.01.2010 по 25.01.2015, и соответственно включены в лицензию на перевозки пассажиров общества от 15.01.2010 N АСС-29-201042.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (действовавшего в 2011 году) лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров.
Таким образом, на момент получения лицензии - 15.01.2010, ООО "Новодвинские перевозки" имело спорные автобусы в пользовании на законном основании.
Кроме того, открытое акционерное общество "Страховая компания "Альянс" (далее - ОАО "Страховая компания "Альянс") предоставило договоры (полисы) страхования и платежные документы на транспортные средства застрахованные ООО "Новодвинские перевозки".
Согласно представленным документам заявитель в 2010, 2011 году оформлял полисы ОСАГО на транспортные средства с госномерами АА132, АА133, АА420, АА509, АА513, АА697, АА721, АА722.
Обязанность владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств установлена Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закона N 40-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 указанного Закона владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Статьей 4 Закона N 40-ФЗ определено, что владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном), не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
Таким образом, факт заключения обществом в 2010 - 2011 годах договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на автобусы Вольво также подтверждает наличие у заявителя законного права пользования ими на момент оформления полисов ОСАГО.
В ходе налоговой проверки инспекцией получены доказательства прохождения транспортными средствами с госномерами АА132, АА133, АА420, АА513, АА678, АА697, АА721, АА722 технического диагностирования в обществе с ограниченной ответственностью "АРПАС".
При этом, периодичность проведения осмотра согласно документам, осуществлялась каждые шесть месяцев в соответствии с установленными требованиями о проведении технического осмотра.
Согласно пунктам 9, 10 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008, для проведения технического осмотра заявитель представляет транспортное средство и следующие документы:
а) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства);
б) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
В случае непредставления заявителем указанных документов либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.
Следовательно, факт прохождения технического осмотра автобусами Вольво в 2011 году так же подтверждает наличие у заявителя права на владение (пользование) ими.
Кроме того, в качестве доказательства наличия у заявителя права использования транспортных средств судом первой инстанции правомерно принято заключение 10.12.2010 ООО "Новодвинские перевозки" с Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области договора на выполнение межмуниципальных перевозок по маршруту N 144 Архангельск - Новодвинск, сроком с 10.12.2010 по 10.12.2011, согласно пункту 2.1.2 которого для осуществления перевозок будут использованы 11 автобусов, в том числе Вольво с госномерами АА132, АА133, АА420, АА509, АА513, АА678, АА697, АА720, АА721, АА722.
Также в ходе налоговой проверки инспекцией получена информация из ОГИБДД о том, что сотрудник ООО "Новодвинские перевозки" 14.11.2011 совершил административное правонарушение на автобусе Вольво госномер АА678 29, за что привлечен к административной ответственности.
Согласно пункту 2 Положения "об оплате труда и премирования персонала ООО "Новодвинские перевозки" с 01 января 2011 года" оплата труда кондукторов на автобусах марки Вольво предусмотрена с применением коэффициента К = 1,5.
В соответствии с приложением N 1 к договору на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, заключенным 27.05.2011 между заявителем и государственным учреждением Архангельской области "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии" в целях осуществления перевозок используются в том числе, автомобили Вольво с количеством посадочных мест 42 - 47. Талонами заказчика к путевым листам подтверждается факт перевозок на автобусе Вольво (госномер АА513 29).
По договору на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, заключенным 15.09.2011 между заявителем и Первичной профсоюзной организацией ОАО "АЦБК", общество обязалось осуществлять перевозки пассажиров по заявкам заказчика. Талонами заказчика к путевым листам подтверждается факт перевозок на автобусах Вольво (госномера АА687 29; АА513 29; АА133 29).
В соответствии с приложением 1 к договору на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, заключенным 14.01.2011 между заявителем и открытым акционерным обществом "Быт" в целях осуществления перевозок используются в том числе, автомобили Вольво с количеством посадочных мест 42 - 47. Талонами заказчика к путевым листам подтверждается факт перевозок на автобусах Вольво (госномера АА687 29; АА420 29).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку общества на то, что указанные автобусы были переданы в 2011 году в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Ветераны Северного края" (далее - ООО "Ветераны Северного края"), поскольку указанные выше обстоятельства опровергают факт нахождения автобусов в 2011 году у данной организации.
Кроме того из представленных платежных поручений, свидетельствующим, по мнению заявителя, о перечислении арендной платы ООО "Ветераны Северного края", невозможно идентифицировать транспортные средства за аренду которых вносились платежи. Часть представленных копий поручений с отметками банка о проведении операции не содержат подписи руководителя и оттиски печати общества, а копии поручений, содержащие подписи и оттиски печати не содержат отметки банка о проведении операции.
Отсутствие письменных договоров аренды транспортных средств (их непредставление), как правомерно указал суд первой инстанции, также не может явиться поводом для того, чтобы признать недоказанным факт осуществления ООО "Новодвинские перевозки" предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров на автобусах Вольво, учитывая наличие доказательств фактического использования заявителем транспортных средств, а также совершения им действий от имени владельца (технический осмотр, страхование гражданской ответственности, оформление лицензионных карточек).
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно, исходя из анализа собранных в ходе выездной налоговой проверки доказательств, посчитал, что ООО "Новодвинские перевозки" в 2011 году имело законное право использовать транспортные средства Вольво с госномерами АА132, АА133, АА420, АА513, АА678, АА697, АА720, АА721, АА722, а также фактически осуществляло перевозку пассажиров в проверяемый период на указанных автобусах.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 июля 2013 года по делу N А05-4237/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новодвинские перевозки" - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА

Судьи
Н.В.МУРАХИНА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)