Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.07.2014 ПО ДЕЛУ N А60-16425/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу N А60-16425/2014


Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н. Петровой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ОАО РКЗ (ИНН 6627002142)
к Межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области (ИНН 6684000014)
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: О.А. Барышева, представитель по доверенности N 76 от 16.06.2014,
И.В. Станишевская, представитель по доверенности N 4 от 10.01.2014,
от заинтересованного лица: М.А. Богомолова, представитель по доверенности N 05-27 от 30.08.2012,
Ю.К. Глазунова, представитель по доверенности N 12-04 от 30.08.2012
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Ревдинский кирпичный завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 30 по Свердловской области о признании недействительным решения N 52 от 23.01.2014 и обязании устранить нарушенные права и законные интересы общества.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве, считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена заявителем неверно.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области по итогам проведения камеральной налоговой проверки в отношении ОАО "Ревдинский кирпичный завод" составлен акт проверки N 3790 от 29.11.2013 и принято решение N 52 от 23.01.2014, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 1786470 за 2012 год, пени в размере 81712,52 руб.
Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 119098 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 262/14 решение N 52 от 23.01.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с оспариваемым решением ОАО "Ревдинский кирпичный завод" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
ОАО "РКЗ" являлся собственником шести земельных участков. За 2012 год кадастровая стоимость по трем земельным участкам определена обществом на основании Постановления Правительства Свердловской области от N 695-ПП, по трем земельным участкам по решению Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-20348/2012.
Оспаривая решение инспекции, общество указывает на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2012 по делу N А60-20348/2012:
- кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, территория Кирзавода, с кадастровым номером 66:21:0101053:25 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 145864308 рублей.
- кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, Ревдинский кирпичный завод, с кадастровым номером 66:21:0101053:26 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 96755968 рублей.
- кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ревда, в районе кирпичного завода, с кадастровым номером 66:21:0101053:17 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 80155400 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2012 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.
Кадастровая стоимость принадлежащих ОАО "РКЗ" земельных участков определена на 2012 год Постановлением N 695-ПП.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости не только посредством проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами N 316, но и посредством установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, при их несогласии - в судебном порядке.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в судебном порядке.
Статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ устанавливает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из материалов дела, ОАО "РКЗ" на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу:
- - Свердловская область, г. Ревда, территория Кирзавода, с кадастровым номером 66:21:0101053:25;
- - Свердловская область, г. Ревда, Ревдинский кирпичный завод, с кадастровым номером 66:21:0101053:26;
- - Свердловская область, г. Ревда, в районе кирпичного завода, с кадастровым номером 66:21:0101053:17.
При исчислении земельного налога за 2012 года по указанным земельным участкам налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2012 по делу N А60-20348/2012 (исходя при этом из того, что в резолютивной части решения суда указано, что кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010).
Однако учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.08.2012 по делу N А60-20348/2012 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 год (до вступление в законную силу решения арбитражного суда).
Таким образом, при исчислении обществом земельного налога за 2012 год в отношении указанных земельных участков до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-20348/2012 подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением N 695-ПП, в связи с чем налоговым органом правомерно доначислен земельный налог за 2012 год.
Однако в судебном заседании установлено, что при изготовления оспариваемого решения налоговой инспекцией допущена техническая ошибка при исчислении земельного налога по участку с кадастровым номером N 66:21:0000000:189, в связи с чем обществу излишне доначислен земельный налог в размере 18049 руб.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части доначисления земельного налога в размере 18049 руб.
Оспаривая решение, заявитель также указывает, что по земельному участку с кадастровым номером N 66:21:0000000:189 налоговой инспекцией неверно определена кадастровая стоимость. Однако кадастровая стоимость данного земельного участка определена налоговой инспекцией на основании данных Первоуральского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Довод заявителя о том, что фактически спорный участок состоит из двух участков, судом во внимание не принимается, как не подтвержденный документально. Кроме того суд учитывает, что по данному участку сумма земельного налога уменьшена к уплате.
Вместе с тем суд считает, что привлечение заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 1119098 руб., начисления пеней в размере 81712,52 руб. является незаконным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу ст. 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 109 Кодекса лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно подп. 3, 4 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В силу ст. 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 8 статьи 75 Кодекса в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом налогового органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
В соответствии со ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что заявителем 29.01.2013 была предоставлена в налоговый орган первичная декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой кадастровая стоимость по трем земельным участкам определена обществом на основании решения по делу N А60-20348/2012, в отношении которой налоговой инспекцией проведена камеральная проверка, каких-либо нарушений выявлено не было. По итогам камеральной проверки первичной декларации недоимка у общества отсутствовала, земельный налог, исчисленный по декларации, уплачен в полном объеме.
16.08.2013 обществом была предоставлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой земельный налог был исчислен в том же размере. Уточненная декларация была подана обществом в связи с обнаружением технических ошибок в заполнении декларации, не повлекших изменение (занижение) суммы земельного налога.
Однако в дальнейшем в рамках проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу обществу были доначислены пени и штраф без учета данных обстоятельств, а именно при проверки первичной декларации налоговая инспекция подтвердила обоснованность применения налогоплательщиком в спорный налоговый период кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда по делу А60-20348/12.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, начисления пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса, вследствие отсутствия вины налогоплательщика в совершении вменяемого налогового правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение N 52 от 23.01.2014 МИФНС N 30 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления:
- земельного налога в размере 18049 руб.,
- пеней по земельному налогу в размере 81712,52 руб.,
- штрафа по ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в размере 119098 руб., как не соответствующее налоговому законодательству.
Обязать МИФНС N 30 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Ревдинский кирпичный завод".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области в пользу ОАО РКЗ 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Н.ПРИСУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)