Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2015 N Ф06-24201/2015 ПО ДЕЛУ N А65-21651/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, указав, что в налоговой декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. N Ф06-24201/2015

Дело N А65-21651/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
ответчика - Хабибрахмановой Ф.Р., доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013255,
в отсутствие:
заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-21651/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биляр" (ОГРН 1081690007068, ИНН 1660110241), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ОГРН 1041628231105, ИНН 1659017978), г. Казань, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Биляр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, о признании недействительным решения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, заявленные требования общества удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 09.07.2014 N 4319 в части доначисления земельного налога за 2013 г. в размере превышающем 122 784 руб. признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан поручено устранить нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Биляр", г. Казань.
В остальной части заявленных требований отказано.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по РТ взысканы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Биляр", г. Казань судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. за счет средств соответствующего бюджета.
Налоговый орган, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя налогового органа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 31.01.2014 заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой к уплате в размере 117 056 руб., исчисленной, исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 16:50:080614:12 и 16:50:080614:11, в размере рыночной стоимости, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2013 по делу N А65-1450/2013.
Налоговым органом в ходе проверки представленной декларации установлено, что в налоговой декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
По мнению ответчика, в 2013 году земельный налог следовало исчислить, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 19.05.2014 N 1537, на основании которого налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 09.07.2014 N 4319, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 294 682 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 13.08.2014 N 2.14-0-18/019234@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции частично удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2013 по делу N А65-1450/2013 установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровым номером 16:50:080614:11 в размере 7 134 000 руб. и с кадастровым номером 16:50:080614:12 в размере 12 055 500 руб. соответственно.
Решение суда по делу N А65-1450/2013 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.03.2013 внесена в кадастр 20.05.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.06.2013.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/2011, от 06.11.2012 N 7701/2012.
Таким образом, земельный налог к уплате за 2013 год, с учетом вступившего в законную силу решения и внесения изменения в кадастр, правильно установлен судами, а потому решение инспекции от 09.07.2014 года N 4319 в части начисления земельного налога за 2013 год в сумме, превышающей 122 784 руб., не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.12.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А65-21651/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)