Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2015 N Ф06-19698/2013, Ф06-20531/2013 ПО ДЕЛУ N А65-14306/2014

Требование: О признании недействительным решения налогового органа.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, полагая, что налогоплательщик исчислил его с применением ненадлежащей кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. N Ф06-19698/2013

Дело N А65-14306/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Денисова А.В., доверенность от 26.01.2015 N 43/16,
ответчика - Исаевой К.Ю., доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013254,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кувшинов В.Е., Семушкин В.С.)
по делу N А65-14306/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Казанский завод синтетического каучука", (ОГРН 1021603463485), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 03.04.2014 N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным,

установил:

открытое акционерное общество "Казанский завод синтетического каучука" (далее - ОАО "Казанский завод синтетического каучука", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ, налоговый орган, инспекция) о признании решения налогового органа от 03.04.2014 N 1942 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным, об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами ОАО "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами. Общество просит изменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 в части признания недействительными пункта 2 и подпункта "а" пункта 4 решения инспекции от 03.04.2014 N 1942 в части доначисления сумм налога, превышающей 17 425 907 руб. Налоговый орган в жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" является собственником 10 земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40, 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399, 16:50:80526:3, 16:50:080530:103, 16:50:080530:110, 16:50:080530:91, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. Лебедева.
Обществом 07.02.2014 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 5 661 164 руб.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной уточненной декларации. По результатам проверки составлен акт от 26.02.2014 N 1640. На основании акта проверки и возражений общества налоговым органом было принято решение от 03.04.2014 N 1942, в соответствии с которым ОАО "Казанский завод синтетического каучука" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 3 607 946 руб. 84 коп., предложено уплатить недоимку в сумме 21 835 507 руб. и соответствующие пени в сумме 953 135 руб. 92 коп.
Кадастровая стоимость земельных участков налоговым органом рассчитана на основании постановления Кабинета Министров по Республике Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Республики Татарстан". Налоговые ставки по земельному налогу применяются в соответствии с Решением Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 12-8.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что за 2013 год земельный налог должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Кадастровая стоимость, определенная по решениям суда в размере рыночной стоимости, в государственном кадастре недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:0000006399 внесена 07.11.2013, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80530:64 внесена 11.09.2013.
По мнению налогового органа, изменения в государственный кадастр недвижимости по вышеуказанным земельным участкам внесены в 2013 году и новая кадастровая стоимость, равная рыночной, должна применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде, т.е. с 01.01.2014.
Не согласившись с решением ответчика, ОАО "Казанский завод синтетического каучука" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление). Решением Управления от 20.05.2014 обжалуемое решение налогового органа было отменено в части доначисления суммы налога в размере 20 122 руб., соответствующих пеней и штрафа, в связи с тем, что согласно оспариваемому решению инспекцией сумма земельного налога по участку с кадастровым номером 16:50:80530:103 исчислена за 12 месяцев владения вместо 11.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 388 Кодекса плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Положениями статей 390 и 391 Кодекса установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных земельным законодательством, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены два способа исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета".
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судебными инстанциями с учетом приведенных норм сделан правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:32, 16:50:80530:37, 16:50:80530:38, 16:50:80530:40 внесена 06.09.2013, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:80530:121, 16:50:000000:6399 внесена 07.11.2013, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:80526:3 внесена 22.03.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и по состоянию на дату, указанную в решении суда; изменения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, должны учитываться при исчислении земельного налога.
Судебными инстанциями также верно учтено, что установление факта излишней уплаты могло быть осуществлено налоговым органом только в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 Кодекса составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Межрайонная ИФНС России N 4 по РТ, при вынесении решения, указала, что у ОАО "Казанский завод синтетического каучука" имеется переплата по земельному налогу в размере 3 795 772 руб. 81 коп.
Однако, налоговым органом не учтено, что помимо данной переплаты у общества имелась переплата земельного налога, возникшая по результатам 2011 года в размере 18 456 907 руб., выявленная после подачи уточненной налоговой декларации в марте 2014 года.
Всего, по состоянию на февраль 2014 года (срок представления декларации и уплаты земельного налога за 2013 год) размер переплаты составлял 22 252 679 руб. 81 коп., т.е. превышал сумму недоимки.
Данная сумма переплаты была зачтена инспекцией в счет "недоимки" по оспариваемому решению, что подтверждается извещением от 18.06.2014 N 6784.
При таких обстоятельствах, по состоянию на дату уплаты земельного налога за 2013 год и на дату вынесения инспекцией оспариваемого решения, у заявителя имелась переплата земельного налога, превышающая сумму доначисленного налога.
В этой связи суды обоснованно, со ссылкой на пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса.
С позиции изложенных обстоятельств судебная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований общества.
Доводы, приведенные ОАО "Казанский завод синтетического каучука", Межрайонной ИФНС России N 4 по РТ в жалобах, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А65-14306/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
О.В.ЛОГИНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)