Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявители, являющиеся собственниками земельного участка, не согласны с кадастровой стоимостью участка, определенной нормативным правовым актом субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Игбердина Р.Р., Аллаярова И.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе администрации муниципального района Учалинский район на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г., которым заявление Игбердина Р.Р., Аллаярова И.М. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Игбердин Р.Р., Аллаяров И.М. обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, ул. <...>, вид разрешенного использования: под магазин с прилегающей территорией, в размере, равном его рыночной стоимости <...> руб., определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в отчете "Об оценке рыночной стоимости земельного участка" от 23 декабря 2014 г. N 14-145-Н.
Верховным судом Республики Башкортостан постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта просит в апелляционной жалобе администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. Заявитель жалобы не согласен с постановленным решением, полагает, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Игбердин Р.Р., Аллаяров И.М. являются субъектами правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, <...> район, ул. <...>, д. <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин с прилегающей территорией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 3 мая 2006 г. Его кадастровая стоимость была определена в соответствии с постановлением правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 г. N 497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан" на 1 января 2012 г. в размере <...> руб.
На основании постановления администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 10 июня 2012 г. внесено изменение в вид разрешенного использования - "для размещения производственной базы с прилегающей территорией" на "под магазин с прилегающей территорией", в связи с чем произведен перерасчет кадастровой стоимости данного земельного участка с применением удельного показателя по 5-й группе видов разрешенного использования, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка составила <...> руб., которая была внесена в государственный кадастр недвижимости 26 февраля 2013 г.
Поскольку рыночная стоимость указанного участка в представленном заявителями отчете была определена на 1 января 2012 г., судом первой инстанции по ходатайству заявителей была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимость земельного участка на 26 февраля 2013 г., проведение которой поручено эксперту ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки".
Согласно экспертному заключению ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" от 13 апреля 2015 г. N 0148/2015 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: г. <...>, ул. <...> по состоянию на 26 февраля 2013 г. составляет <...> руб.
Доказательств того, что на 26 февраля 2013 г. - дату установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителям на праве собственности земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении от 13 апреля 2015 г. либо доказательства того, что при составлении экспертного заключения были допущены существенные нарушения законодательства, повлиявшие на определение размера рыночной стоимости, суду первой инстанции представлено не было, экспертное заключение заинтересованными лицами в судебном заседании не оспаривалось, ходатайства о повторной или дополнительной экспертизе не заявлялись.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, они являлись предметом проверки суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 19.08.2015 N 49-АПГ15-23
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Заявители, являющиеся собственниками земельного участка, не согласны с кадастровой стоимостью участка, определенной нормативным правовым актом субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. N 49-АПГ15-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Игбердина Р.Р., Аллаярова И.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе администрации муниципального района Учалинский район на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г., которым заявление Игбердина Р.Р., Аллаярова И.М. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Игбердин Р.Р., Аллаяров И.М. обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, ул. <...>, вид разрешенного использования: под магазин с прилегающей территорией, в размере, равном его рыночной стоимости <...> руб., определенной по состоянию на 1 января 2012 г. в отчете "Об оценке рыночной стоимости земельного участка" от 23 декабря 2014 г. N 14-145-Н.
Верховным судом Республики Башкортостан постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта просит в апелляционной жалобе администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. Заявитель жалобы не согласен с постановленным решением, полагает, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что Игбердин Р.Р., Аллаяров И.М. являются субъектами правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. п. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (ст. 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявители являются собственниками земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: г. <...>, <...> район, ул. <...>, д. <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин с прилегающей территорией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 3 мая 2006 г. Его кадастровая стоимость была определена в соответствии с постановлением правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 г. N 497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан" на 1 января 2012 г. в размере <...> руб.
На основании постановления администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 10 июня 2012 г. внесено изменение в вид разрешенного использования - "для размещения производственной базы с прилегающей территорией" на "под магазин с прилегающей территорией", в связи с чем произведен перерасчет кадастровой стоимости данного земельного участка с применением удельного показателя по 5-й группе видов разрешенного использования, в результате чего кадастровая стоимость земельного участка составила <...> руб., которая была внесена в государственный кадастр недвижимости 26 февраля 2013 г.
Поскольку рыночная стоимость указанного участка в представленном заявителями отчете была определена на 1 января 2012 г., судом первой инстанции по ходатайству заявителей была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимость земельного участка на 26 февраля 2013 г., проведение которой поручено эксперту ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки".
Согласно экспертному заключению ООО "Бюро независимых экспертиз и оценки" от 13 апреля 2015 г. N 0148/2015 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по адресу: г. <...>, ул. <...> по состоянию на 26 февраля 2013 г. составляет <...> руб.
Доказательств того, что на 26 февраля 2013 г. - дату установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителям на праве собственности земельного участка - рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении от 13 апреля 2015 г. либо доказательства того, что при составлении экспертного заключения были допущены существенные нарушения законодательства, повлиявшие на определение размера рыночной стоимости, суду первой инстанции представлено не было, экспертное заключение заинтересованными лицами в судебном заседании не оспаривалось, ходатайства о повторной или дополнительной экспертизе не заявлялись.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, они являлись предметом проверки суда и по мотивам, приведенным в решении, отвергнуты, как несостоятельные.
Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.
При рассмотрении данного дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, которые предусмотрены законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)