Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - представитель Погоняева Е.Н., доверенность от 07 ноября 2007 г. N 03-14/799,
от ОАО "Моторостроитель" - представитель Аристова Г.С., доверенность от 28 апреля 2008 г. N 122/04,
от Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары - представитель Малютина И.Ф., доверенность от 26 ноября 2007 г. N 05-11/5970,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2008 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2008 г. по делу N А55-6929/2008, судья Медведев А.А., принятое по заявлению ОАО "Моторостроитель", г. Самара, к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
о признании недействительными решения от 21 апреля 2008 г. N 1977, требования от 19 февраля 2008 г. N 70,
установил:
Открытое акционерное общество "Моторостроитель" (далее - ОАО "Моторостроитель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - МРИ ФНС по КНП) от 19 февраля 2008 г. N 70 и решения Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары (далее - ИФНС по Промышленному району г. Самары) от 21 апреля 2008 г. N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 11-12, 41).
Решением суда от 07 июля 2008 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 20 августа 2008 г.) заявление ОАО "Моторостроитель" удовлетворено. Оспариваемые требование МРИ ФНС по КНП от 19 февраля 2008 г. N 70 и решение ИФНС по Промышленному району г. Самары от 21 апреля 2008 г. N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика признаны недействительными на том основании, что в оспариваемом требовании налоговым органом не приведены конкретные основания начисления налогов и пеней. Исходя из указанных в требовании сроков уплаты, предельные сроки взыскания задолженности по налогу как в бесспорном порядке, так и в судебном порядке истекли. Иных доказательств периода образования недоимки, на которую начислены пени, ее размера и установленного законодательством срока ее уплаты, а также соблюдения налоговым органом шестидесятидневного срока взыскания задолженности по налогу, на размер недоимки которого начислены пени в оспариваемом требовании, не представлено. Оспариваемое требование от 19 февраля 2008 г. выставлено до установленного срока уплаты налога на землю за 2007 г. - 01 марта, 2008 г., в связи с чем основания для направления требованиям отсутствовали.
В апелляционной жалобе МРИ ФНС по КНП просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку сумма пени в требовании образовалась в результате увеличения срока неуплаты задолженности по налогам, указанным в требовании в период с даты, указанной в качестве срока исполнения в требованиях, направленных первоначально, до даты направления данного требования. Наличие недоимки прошлых лет свидетельствует о том, что налогоплательщик до настоящего времени не выполнил свои обязательства перед государством а факт начисления пени свидетельствует о том, что налогоплательщиком не оспаривается в судебном порядке вопрос о неправомерности начисления сумм налога, ставших впоследствии недоимкой. В этой связи у налогового органа отсутствуют основания для прекращения начисления пени. Формальное нарушение положений п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не является достаточным основанием для признания недействительным требования налогового органа при наличии имеющейся у Общества задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку в оспариваемом требовании срок уплаты земельного налога указан как 01 февраля 2008 г., что не соответствует нормам законодательства, требование выставлено 19 февраля 2008 г., то есть до установленного срока уплаты земельного налога. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и с этого момента не подлежат начислению. Требование об уплате пеней одновременно с требованием уплате налога направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных НК РФ срока и порядка их принудительного взыскания. Уплата пеней связывается не с налоговым или отчетным периодом, а с установленным законом днем уплаты налога. Исходя из единства юридической судьбы и порядка взыскания пени и налога одновременно и однократно, налоговый орган не вправе направлять налогоплательщику требование об уплате пени и взыскивать их в бесспорном порядке до погашения соответствующих сумм налога.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС по КНП поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Моторостроитель" отказать.
Представитель Общества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ИФНС по Промышленному району г. Самары поддержала доводы апелляционной жалобы МРИ ФНС по КНП, просила ее удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КНП направила ОАО "Моторостроитель" требование N 70 по состоянию на 19 февраля 2008 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в соответствии с которым подлежат уплате недоимка по земельному налогу в размере 10 787 440 руб. и пени в размере 469 852,69 руб. со сроком погашения в добровольном порядке 10 марта 2008 г. (л.д. 11).
ИФНС по Промышленному району г. Самары на основании требования от 19 февраля 2008 г. N 70 об уплате пени 21 апреля 2008 г. вынесла решение N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 41).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требовании налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 НК РФ. Одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени, порядок начисления которых установлен ст. 75 НК РФ.
В силу положений ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Из контекста указанных норм налогового законодательства следует, что суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом и направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в НК РФ не предусмотрено.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О применении части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.
Отсутствие перечисленных сведений, которые в соответствии со ст. 69 НК РФ должны содержаться в требовании об уплате налогов (пеней), лишает налогоплательщика и суд возможности проверить достоверность и обоснованность взыскиваемых сумм, а потому указанные сведения не могут относиться лишь к формальным требованиям закона.
Таким образом, требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Приказом МНС РФ от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 утверждена форма требования об уплате налога и не предусмотрено отдельной формы требования об уплате пеней, в связи с чем суммы начисленных пеней отражаются в требовании об уплате налога.
Следовательно, юридическая судьба пеней, а также порядок их взыскания непосредственно связаны с юридической судьбой и порядком взыскания налога, в связи с несвоевременной уплатой которого начислены пени.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации высказанной в определении от 04 июля 2002 г. N 200-О и определении от 12 мая 2003 г. N 175-О, п. 1 ст. 75 НК РФ содержит определение понятия пени как денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Между тем, вышеуказанной нормы, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Таким образом, законодатель связывает момент взыскания пени именно с днем уплаты налога, а налоговый орган не вправе взыскивать пени, независимо от налога.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом требовании налоговый орган указывает на обязанность налогоплательщика уплатить земельный налог пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ по сроку уплаты налога 01 февраля 2008 г. Основанием взыскания налоговый орган указывает налоговую декларацию по налогу на землю за 2007 г. по дате начисления 13 февраля 2008 г. (л.д. 11).
В суде представитель МР ИФНС по КНП подтвердила, что на основании оспариваемого требования подлежит взысканию именно недоимка по земельному налогу за 2007 г., о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 10 постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, определяется как разница между процентной долей налоговой базы по соответствующей налоговой ставке и суммой уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей и уплачивается не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая, что оспариваемое требование от 19 февраля 2008 г. выставлено МРИ ФНС по КНП до установленного срока уплаты налога на землю за 2007 г. - 01 марта 2008 г., судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что основания для направления требования, предусмотренные п. 2 ст. 69 НК РФ отсутствовали.
Кроме того, в требовании указан не соответствующий п. 10 постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" срок уплаты налога - 01 февраля 2008 г.
В нарушение ст. 69 НК РФ в оспариваемом требовании в суд налоговым органом не представлены конкретные основания начисления пеней и доказательства, подтверждающие сведения о сумме и дате образования недоимки, на которую начислены пени в сумме 469 852,69 руб.
В оспариваемом требовании в качестве основания взимания пени указано лишь на ст. 75 ч. 1 НК РФ и то, что процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (19 июня 2007 г.) 10.000% годовых за период с 25 января 2008 г. по 19 февраля 2008 г.
Представленное налоговым органом в ходе судебного разбирательства "Подтверждение пени, начисленной с 25 января 2008 г. по 19 февраля 2008 г.", как и оспариваемое требование, в нарушение ст. 69 НК РФ не содержит указания на конкретные основания начисления недоимки (соответствующее решение налогового органа, налоговая декларация и др.), а также сведений о сумме задолженности по налогу, периоде образования недоимки, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.
Иных доказательств периода образования недоимки, на которую начислены пени, ее размера и установленного законодательством срока ее уплаты, а также соблюдения налоговым органом шестидесятидневного срока взыскания задолженности по налогу, на размер недоимки которого начислены пени в оспариваемом требовании, не представлено.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2007 г. N 8241/07, на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Статьей 46 НК РФ определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог, пени за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.
Таким образом, оспариваемое решение принято налоговым органом в результате неисполнения ОАО "Моторостроитель" не соответствующего положениям ст. ст. 69, 70 НК РФ требования об уплате пеней и, следовательно, с нарушением требований ст. 46 НК РФ.
Исходя из того, что оспариваемое решение ИФНС по Промышленному району г. Самары от 21 апреля 2008 г. N 1977 принято налоговым органом в результате неисполнения налогоплательщиком незаконного оспариваемого требования, оно также правомерно признано судом недействительным, как производное от оспариваемого требования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые требование, решение налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МРИ ФНС по КНП не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 07 июля 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС по КНП - без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на МРИ ФНС по КНП.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2008 г. по делу N А55-6929/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2008 ПО ДЕЛУ N А55-6929/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2008 г. по делу N А55-6929/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - представитель Погоняева Е.Н., доверенность от 07 ноября 2007 г. N 03-14/799,
от ОАО "Моторостроитель" - представитель Аристова Г.С., доверенность от 28 апреля 2008 г. N 122/04,
от Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары - представитель Малютина И.Ф., доверенность от 26 ноября 2007 г. N 05-11/5970,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2008 г. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2008 г. по делу N А55-6929/2008, судья Медведев А.А., принятое по заявлению ОАО "Моторостроитель", г. Самара, к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары, г. Самара,
о признании недействительными решения от 21 апреля 2008 г. N 1977, требования от 19 февраля 2008 г. N 70,
установил:
Открытое акционерное общество "Моторостроитель" (далее - ОАО "Моторостроитель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными требования Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - МРИ ФНС по КНП) от 19 февраля 2008 г. N 70 и решения Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары (далее - ИФНС по Промышленному району г. Самары) от 21 апреля 2008 г. N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 11-12, 41).
Решением суда от 07 июля 2008 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 20 августа 2008 г.) заявление ОАО "Моторостроитель" удовлетворено. Оспариваемые требование МРИ ФНС по КНП от 19 февраля 2008 г. N 70 и решение ИФНС по Промышленному району г. Самары от 21 апреля 2008 г. N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика признаны недействительными на том основании, что в оспариваемом требовании налоговым органом не приведены конкретные основания начисления налогов и пеней. Исходя из указанных в требовании сроков уплаты, предельные сроки взыскания задолженности по налогу как в бесспорном порядке, так и в судебном порядке истекли. Иных доказательств периода образования недоимки, на которую начислены пени, ее размера и установленного законодательством срока ее уплаты, а также соблюдения налоговым органом шестидесятидневного срока взыскания задолженности по налогу, на размер недоимки которого начислены пени в оспариваемом требовании, не представлено. Оспариваемое требование от 19 февраля 2008 г. выставлено до установленного срока уплаты налога на землю за 2007 г. - 01 марта, 2008 г., в связи с чем основания для направления требованиям отсутствовали.
В апелляционной жалобе МРИ ФНС по КНП просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку сумма пени в требовании образовалась в результате увеличения срока неуплаты задолженности по налогам, указанным в требовании в период с даты, указанной в качестве срока исполнения в требованиях, направленных первоначально, до даты направления данного требования. Наличие недоимки прошлых лет свидетельствует о том, что налогоплательщик до настоящего времени не выполнил свои обязательства перед государством а факт начисления пени свидетельствует о том, что налогоплательщиком не оспаривается в судебном порядке вопрос о неправомерности начисления сумм налога, ставших впоследствии недоимкой. В этой связи у налогового органа отсутствуют основания для прекращения начисления пени. Формальное нарушение положений п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не является достаточным основанием для признания недействительным требования налогового органа при наличии имеющейся у Общества задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку в оспариваемом требовании срок уплаты земельного налога указан как 01 февраля 2008 г., что не соответствует нормам законодательства, требование выставлено 19 февраля 2008 г., то есть до установленного срока уплаты земельного налога. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и с этого момента не подлежат начислению. Требование об уплате пеней одновременно с требованием уплате налога направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных НК РФ срока и порядка их принудительного взыскания. Уплата пеней связывается не с налоговым или отчетным периодом, а с установленным законом днем уплаты налога. Исходя из единства юридической судьбы и порядка взыскания пени и налога одновременно и однократно, налоговый орган не вправе направлять налогоплательщику требование об уплате пени и взыскивать их в бесспорном порядке до погашения соответствующих сумм налога.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС по КНП поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Моторостроитель" отказать.
Представитель Общества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель ИФНС по Промышленному району г. Самары поддержала доводы апелляционной жалобы МРИ ФНС по КНП, просила ее удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КНП направила ОАО "Моторостроитель" требование N 70 по состоянию на 19 февраля 2008 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в соответствии с которым подлежат уплате недоимка по земельному налогу в размере 10 787 440 руб. и пени в размере 469 852,69 руб. со сроком погашения в добровольном порядке 10 марта 2008 г. (л.д. 11).
ИФНС по Промышленному району г. Самары на основании требования от 19 февраля 2008 г. N 70 об уплате пени 21 апреля 2008 г. вынесла решение N 1977 о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика (л.д. 41).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требовании налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 НК РФ. Одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени, порядок начисления которых установлен ст. 75 НК РФ.
В силу положений ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.
Из контекста указанных норм налогового законодательства следует, что суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом и направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в НК РФ не предусмотрено.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 "О применении части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" разъяснено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.
Отсутствие перечисленных сведений, которые в соответствии со ст. 69 НК РФ должны содержаться в требовании об уплате налогов (пеней), лишает налогоплательщика и суд возможности проверить достоверность и обоснованность взыскиваемых сумм, а потому указанные сведения не могут относиться лишь к формальным требованиям закона.
Таким образом, требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.
Приказом МНС РФ от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 утверждена форма требования об уплате налога и не предусмотрено отдельной формы требования об уплате пеней, в связи с чем суммы начисленных пеней отражаются в требовании об уплате налога.
Следовательно, юридическая судьба пеней, а также порядок их взыскания непосредственно связаны с юридической судьбой и порядком взыскания налога, в связи с несвоевременной уплатой которого начислены пени.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации высказанной в определении от 04 июля 2002 г. N 200-О и определении от 12 мая 2003 г. N 175-О, п. 1 ст. 75 НК РФ содержит определение понятия пени как денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки. Между тем, вышеуказанной нормы, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге. Таким образом, законодатель связывает момент взыскания пени именно с днем уплаты налога, а налоговый орган не вправе взыскивать пени, независимо от налога.
Как следует из материалов дела, в оспариваемом требовании налоговый орган указывает на обязанность налогоплательщика уплатить земельный налог пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ по сроку уплаты налога 01 февраля 2008 г. Основанием взыскания налоговый орган указывает налоговую декларацию по налогу на землю за 2007 г. по дате начисления 13 февраля 2008 г. (л.д. 11).
В суде представитель МР ИФНС по КНП подтвердила, что на основании оспариваемого требования подлежит взысканию именно недоимка по земельному налогу за 2007 г., о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Согласно п. 10 постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, определяется как разница между процентной долей налоговой базы по соответствующей налоговой ставке и суммой уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей и уплачивается не позднее 01 марта года, следующего за отчетным, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая, что оспариваемое требование от 19 февраля 2008 г. выставлено МРИ ФНС по КНП до установленного срока уплаты налога на землю за 2007 г. - 01 марта 2008 г., судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что основания для направления требования, предусмотренные п. 2 ст. 69 НК РФ отсутствовали.
Кроме того, в требовании указан не соответствующий п. 10 постановления Самарской Городской Думы от 24 ноября 2005 г. N 188 "Об установлении земельного налога" срок уплаты налога - 01 февраля 2008 г.
В нарушение ст. 69 НК РФ в оспариваемом требовании в суд налоговым органом не представлены конкретные основания начисления пеней и доказательства, подтверждающие сведения о сумме и дате образования недоимки, на которую начислены пени в сумме 469 852,69 руб.
В оспариваемом требовании в качестве основания взимания пени указано лишь на ст. 75 ч. 1 НК РФ и то, что процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (19 июня 2007 г.) 10.000% годовых за период с 25 января 2008 г. по 19 февраля 2008 г.
Представленное налоговым органом в ходе судебного разбирательства "Подтверждение пени, начисленной с 25 января 2008 г. по 19 февраля 2008 г.", как и оспариваемое требование, в нарушение ст. 69 НК РФ не содержит указания на конкретные основания начисления недоимки (соответствующее решение налогового органа, налоговая декларация и др.), а также сведений о сумме задолженности по налогу, периоде образования недоимки, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.
Иных доказательств периода образования недоимки, на которую начислены пени, ее размера и установленного законодательством срока ее уплаты, а также соблюдения налоговым органом шестидесятидневного срока взыскания задолженности по налогу, на размер недоимки которого начислены пени в оспариваемом требовании, не представлено.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2007 г. N 8241/07, на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Статьей 46 НК РФ определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог, пени за счет денежных средств налогоплательщика без обращения в суд.
Таким образом, оспариваемое решение принято налоговым органом в результате неисполнения ОАО "Моторостроитель" не соответствующего положениям ст. ст. 69, 70 НК РФ требования об уплате пеней и, следовательно, с нарушением требований ст. 46 НК РФ.
Исходя из того, что оспариваемое решение ИФНС по Промышленному району г. Самары от 21 апреля 2008 г. N 1977 принято налоговым органом в результате неисполнения налогоплательщиком незаконного оспариваемого требования, оно также правомерно признано судом недействительным, как производное от оспариваемого требования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые требование, решение налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МРИ ФНС по КНП не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 07 июля 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС по КНП - без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на МРИ ФНС по КНП.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2008 г. по делу N А55-6929/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)