Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2007 ПО ДЕЛУ N А55-9206/2007

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. по делу N А55-9206/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2007 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галимуллина М.С.,
судей Липкинд Е.Я., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой Т.С.,
с участием:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: Палазникова Т.Г., доверенность от 09.08.2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2007 года в зале N 2 апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2007 года по делу N А55-9206/2007 (судья Бибикова Н.Д.), по иску Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти к Открытому акционерному обществу "Инвестиция", г. Тольятти, об обязании предоставить информацию,

установил:

С учетом уточненных требований, принятых судом, Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к ОАО "Инвестиция", г. Тольятти об обязании ответчика предоставить:
- 1. копии квартальных балансов за 2004 - 2006 г.г. с приложениями (формы N 2 и N 5);
- 2. перечень основных средств на последнюю отчетную дату с указанием даты ввода в эксплуатацию и первоначальной балансовой стоимости;
- расшифровку прочих статей актива баланса на последнюю отчетную дату (нематериальные активы, незавершенное строительство, запасы, финансовые вложения, дебиторская задолженность), ссылаясь в обоснование своих требований на статью 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что запрашиваемые документы необходимы для подготовки проекта решения об условиях приватизации пакета акций ОАО "Инвестиция", находящегося в муниципальной собственности и проведения оценки рыночной стоимости указанного пакета акций".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.09.2007 года в удовлетворении исковых требований мэрии городского округа Тольятти отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, мэрия городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.09.2007 года, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебное заседание апелляционного суда Мэрия городского округа Тольятти, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, заявлений и ходатайств не представила.
Открытое акционерное общество "Инвестиция", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя не обеспечило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда от 10.09.2007 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 10.09.2007 года законным и обоснованным по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти является акционером ОАО "Инвестиция", г. Тольятти, владеющим 9 870 обыкновенными акциями данного акционерного общества или 7,16% от его уставного капитала, что подтверждается выпиской из реестра N 1274 от 27.10.2006 г. (л.д. 11).
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику письма от 10.11.2006 г. N 6051, от 28.12.06 г. N 7144, от 28.02.07 г. N 1276 с просьбой предоставить оценщику: ОАО "Институт независимой оценки" и Мэрии городского округа Тольятти следующую информацию:
- 1. распределение пакетов (долей) между участниками (без указания наименования организации или Ф.И.О. физического лица);
- 2. копии квартальных балансов за 2004 - 2006 г.г. с приложениями (формы N 2 и N 5);
- 3. перечень основных средств на последнюю отчетную дату с указанием даты ввода в эксплуатацию и первоначальной балансовой стоимости;
- 4. расшифровку прочих статей актива баланса на последнюю отчетную дату (нематериальные активы, незавершенное строительство, запасы, финансовые вложения, дебиторская задолженность) (л.д. 7-10).
В ответ на запрос истца от 10.11.06 г. N 6051 ответчик направил Мэрии городского округа Тольятти письмо от 06.12.06 г. N 241/06-и с приложением годовых бухгалтерских балансов на 31.12.03 г., на 31.12.04 г., на 31.12.05 г. и формы 1,2 и 5 к ним (л.д. 25).
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Гражданского кодекса РФ участники общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В статье 91 Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" определено, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
В соответствии с подпунктами 1.2. и 1.3. пункта 1 статьи 6 Устава ОАО "Инвестиция" акционер, владеющий обыкновенными именными акциями, имеет право получать доступ к хранящимся в обществе в соответствии с законодательством и решениями его органов управления документам для ознакомления в помещении исполнительного органа общества в семидневный срок со дня предъявления соответствующего требования при условии, что право на ознакомление с бухгалтерскими книгами (документами бухгалтерского учета) общества имеет акционер, владеющий не менее чем 25 процентами голосующих акций общества (акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 25 процентами голосующих акций общества) и получать за плату копии документов, которые в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации общество обязано выдавать акционерам по их просьбе - в установленном законодательством порядке.
Согласно приказу ФСРФ от 16.03.05 N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" Открытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящего раздела Положения именуются вместе - акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:
а) годовой отчет акционерного общества;
б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;
в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящим разделом Положения.
Обязанность по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
Акционерные общества, указанные в пункте 8.1.1, в которых годовой отчет за 2004 год утвержден общим собранием акционеров до вступления в силу пункта 8.2.4 Положения, публикуют текст указанного годового отчета в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты вступления в силу пункта 8.2.4.
Согласно статье 22 Федерального закона РФ "О рынке ценных бумаг" проспект эмиссии содержит сведения об органах управления эмитента, о его банковских счетах, о порядке условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, о финансово-экономическом состоянии эмитента и его финансово-хозяйственной деятельности, об участника (акционерах) эмитента, а также бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию. Сведении, включаемые в проспект ценных бумаг подразделяются на краткие, подробные и дополнительные.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Устава ОАО "Инвестиция" данное акционерное общество "предоставляет находящуюся в его распоряжении информацию имеющим право на истребование такой информации органа местного самоуправления в Российской Федерации в объеме и с соблюдение порядка согласно законодательству Российской Федерации".
Статья 36 ОАО "Инвестиция" к коммерческой тайне данного акционерного общества независимо от ее носителя и формы представления относит информацию, не содержащую результатов творческой деятельности, предназначенная для ограниченного круга лиц, в том числе представленная в виде первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета промежуточных финансовых отчетов (л.д. 30).
Указанные положения устава соответствуют пункту 4 статьи 10, пункту статьи 15, статье 16 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете", пунктам 1 и 2 статьи 3, пункту 1 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона РФ "О коммерческой тайне".
Как следует из материалов дела, приказом от 01.09.2004 г. N 125-1/04-П в ОАО "Инвестиция" установлен режим коммерческой тайны на информацию, указанную в уставе ОАО "Инвестиция" (л.д. 37).
Согласно статье 13 Федерального закона РФ "О коммерческой тайне" органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, из запросов Мэрии городского округа Тольятти следует, что получателем запрашиваемой информации, отнесенной к коммерческой тайне, будет являться коммерческая структура - ОАО "Институт независимой оценки".
В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности" оценщик имеет право:
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете.
В Информационном письме Высшего Арбитражного суда от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указано, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 67 ГК РФ, а также статьями 11, 89, 90, 91 Федерального Закона "Об акционерных обществах", пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку Мэрия городского округа Тольятти владеет пакетом обыкновенных акций ОАО "Инвестиция" равным 7,6%, и запрашиваемые ею документы относятся к коммерческой тайне Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Постановление Правительства РСФСР N 35 от 05.12.91 г. "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" несостоятельна, поскольку правовое регулирование вопросов о коммерческой тайне регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации и федеральными законами, принятыми по времени позднее.
Другие доводы апелляционной внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации относятся на заявителя и уплачены при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 сентября 2007 года по делу N А55-9206/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
М.С.ГАЛИМУЛЛИН

Судьи
Е.Я.ЛИПКИНД
С.Ю.КАПЛИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)