Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обстоятельства: Истец полагал, что ответчик, получив субсидию, не смог модернизировать имеющееся технологическое оборудование и увеличить объем отгруженной сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Ефремова Антона Васильевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Антонова О.И.)
по делу N А57-1149/2014
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард", Саратовская область, р.п. Самойловка, о взыскании 488 963 руб., с участием третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, Счетной палаты Саратовской области, г. Саратов,
установил:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ответчик, ООО "Авангард") об обратном взыскании 488 963 руб. ранее предоставленной субсидии.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий ответчика обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.12.2012 ООО "Авангард" обратилось с заявлением о предоставления субсидии в размере 406 007 руб. с целью компенсации части стоимости приобретенного нового технологического оборудования: сепаратора-ворохоочистителя самоходного СВС-25 по договору купли-продажи от 04.07.2012 N 04-07-12-РАТК на сумму 738 196 руб.
Гарантийным письмом от 18.12.2012 N 181 ООО "Авангард" подтвердил наличие обязательства предоставления в срок до 15.05.2013 в Министерство заверенных руководителем получателя субсидии копий отчетных документов предоставляемых в территориальные органы государственной статистики и (или) федеральной налоговой службы, подтверждающих выполнение гарантий.
В случае невыполнения предоставленных гарантий, ссудополучатель обязался в добровольном порядке в течение 15 календарных дней перечислить средства полученных субсидий в доход федерального и областного бюджетов в полном объеме.
Представление ООО "Авангард" субсидии было одобрено со стороны Министерства, что подтверждается справками-расчетами на предоставление в 2012 сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет областного и федерального бюджета от 18.12.2012.
Субсидия была предоставлена ООО "Авангард" в сумме 488 963 руб., из которых: бюджетные средства Российской Федерации в размере 384 678 руб., бюджетные средства Саратовской области в размере 104 285 руб.
Факт предоставления субсидии подтверждается платежными поручениями от 28.12.2012 N 216 на сумму 104 285 руб., от 29.12.2012 N 4385369 на сумму 384 678 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П "Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области" министерство сельского хозяйства является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер, в том числе, в области социального обустройства сельских территорий.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (Далее - Положение) утверждено Положение о предоставлении в 2012 году субсидий, которое определяет категории и критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии, цели, условия предоставления. Предоставление средств областного бюджета в форме субсидии носит заявительный характер (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 раздела III приложения к Положению о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 215-П сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предоставляются субсидии согласно, в том числе, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов), в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Приказом от 14.02.2013 N 32 "О реализации постановления Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" утверждена, в том числе, форма гарантийного письма.
Предоставление субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 12 раздела IV приложения к Положению.
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего и снабженческо-сбытового), имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Субсидии предоставлялись в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
Субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, при условии ввода в эксплуатацию не позднее 31.03.2013, использования данного оборудования по целевому назначению до истечения сроков амортизации, установленных статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечения в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Принимая условия получения субсидии, заявитель не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые он вступает.
Получатель субсидии, вступая на добровольной основе в данные отношения, обязан исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Обязанности по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года заявителем не выполнены.
Факт невыполнения условий подтверждается налоговыми декларациями по единому сельскохозяйственному налогу за 2011 и 2012 г.
По стр. 010 сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, за 2011 составила 32 868 695 руб., за 2012 - 28 693 114 руб., что на 4 175 581 руб. меньше по сравнению с 2011 г.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н (далее - Приказ N 57н) утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядок ее заполнения (далее - Порядок).
Согласно пункту 5.1 Порядка по коду строки 010 разд. 2 указывается сумма полученных налогоплательщиком за налоговый период доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ.
Для целей ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При этом не учитываются в составе доходов, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ (дивиденды), а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.
Как следует из письма от 17.05.2013 N 19, подписанного генеральным директором ООО "Авангард" Беликовым Ю.Б., выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства за период 2012 выросла на 19,6%.
В подтверждение ответчик предоставил форму 6-АПК "Отчет об отраслевых показателях 1 деятельности организации агропромышленного комплекса". В разделе Ш "Расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" указана выручка за 2012. В I сумме 26 988,0 тыс. руб., за 2011 - 22 564,0 тыс. руб.
Форма 6-АПК не входит в состав основных форм отчетности, определенных Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Также она не является формой статистического наблюдения.
Следовательно, данная форма не предоставляется как в налоговый орган, так и в орган статистики. Форма 6-АПК подписана руководителем организации, поэтому ответственность за достоверность данных, отраженных в данной форме, полностью лежит на нем.
Пункт 8 статьи 346.5 НК РФ определяет обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков ЕСХН по ведению учета показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основе данных бухгалтерского учета. При этом следует руководствоваться положениями главы 26.1 НК РФ.
Таким образом, показатель строки "выручка" должен отражаться по правилам бухгалтерского учета и соответствовать показателю стр. 010 в налоговой декларации по ЕСХН.
На основании вышеизложенного, доходы, полученные ООО "Авангард" в 2012 меньше, чем, полученные в 2011, что является существенным нарушением условий предоставления субсидий.
Предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
В данном случае субсидия была предоставлена по факту возникновения. Ответчик в июле 2012 приобрел оборудование (сепаратор-ворохоочиститель самоходный СВС-25), а в декабре 2012 Министерство компенсировало получателю субсидии часть затрат на его приобретение.
13.07.2012 данное основное средство было введено в эксплуатацию (акт по форме ОС-1 от 13.07.2012 N 13).
Доказательств того, что данное оборудование не могло использоваться или не использовалось до момента получения субсидии, ответчиком не представлено. Как говорилось выше, субсидия была перечислена по факту возникновения на компенсацию части затрат по приобретенному оборудованию.
Следовательно, к моменту получения субсидии основное средство использовалось в производственной деятельности ответчика по назначению.
Получение субсидии как из областного, так и федерального бюджетов, является мерой государственной поддержки сельского хозяйства, направленной, в том числе, на модернизацию сельхозпроизводства, увеличение объема отгружаемой сельскохозяйственной продукции.
Судами установлено, что ООО "Авангард" получив субсидию в 2012 г., не смог модернизировать имеющееся технологическое оборудование и увеличить объем отгруженной сельскохозяйственной продукции.
ООО "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании его банкротом, что свидетельствует о ненадлежащем финансовом состоянии ответчика и невозможности вести нормальную хозяйственную деятельность.
Согласно представленных по требованию суда налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу за 2013 ООО "Авангард" не отчитывалось по налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу.
Пунктом 13 Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства установлено, что в случае выявления факта нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением:
а) министерство в течение 5 рабочих дней принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидий получателю и установлении суммы субсидий, подлежащей возврату в областной бюджет;
б) министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидий письменное требование о возврате средств субсидий с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидий;
в) получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидий в областной бюджет;
г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидий не возвратил средства субсидий в областной бюджет, министерство осуществляет взыскание средств субсидий в судебном порядке.
Осуществляя контроль за использованием федеральных средств, Министерство сельского хозяйство Саратовской области руководствуется соглашением N 585/17 о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ.
ООО "Авангард" обязался в срок до 15.05.2013 предоставить в Министерство сельского хозяйства Саратовской области документы, позволяющие установить целевое использование полученной субсидии.
17.05.2014 ответчик предоставил истцу пояснительную записку, согласно которой выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства ООО "Авангард" за период 2012 выросла на 19,6% с приложением подтверждающих документов.
Только проверкой Счетной палаты Саратовской области установлен факт предоставления ООО "Авангард" недостоверных данных об увеличении в 2012 году объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Акт проверки от 22.11.2013, вместе с представлением от 11.12.2013 N 05-05/1101 был направлен в Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Приказом Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 24.12.2013 N 339-пр было принято решение о принятии мер по возврату субсидий в бюджет.
Данный приказ относится и к полученной ООО "Авангард" субсидии в размере 488 963 руб.
В декабре 2013 истец направил в адрес ООО "Авангард" требование о возврате ранее перечисленной субсидии в сумме 488 963 руб.
Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлен факт неисполнения ответчиком обязательств по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Таким образом, ответчиком нарушены условия получения субсидии в рамках Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
Полученные ответчиком средства в размере 488 963 руб. подлежат возврату в бюджет.
Поскольку суду не представлено доказательств правомерного удержания ответчиком полученных от истца денежных средств в размере 488 963 руб., то указанная сумма приобрела форму неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего ГК РФ.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с изложенным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Преждевременное направление требования о возврате денежных средств до издания приказа о порядке возврата субсидии, при установленных судами обстоятельствах по настоящему делу, не может являться достаточным основанием для отказа истцу в иске.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А57-1149/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2015 N Ф06-21751/2013 ПО ДЕЛУ N А57-1149/2014
Требование: Об обратном взыскании ранее предоставленной субсидии.Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обстоятельства: Истец полагал, что ответчик, получив субсидию, не смог модернизировать имеющееся технологическое оборудование и увеличить объем отгруженной сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. N Ф06-21751/2013
Дело N А57-1149/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Авангард" Ефремова Антона Васильевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Антонова О.И.)
по делу N А57-1149/2014
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард", Саратовская область, р.п. Самойловка, о взыскании 488 963 руб., с участием третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, г. Москва, Счетной палаты Саратовской области, г. Саратов,
установил:
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ответчик, ООО "Авангард") об обратном взыскании 488 963 руб. ранее предоставленной субсидии.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий ответчика обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.12.2012 ООО "Авангард" обратилось с заявлением о предоставления субсидии в размере 406 007 руб. с целью компенсации части стоимости приобретенного нового технологического оборудования: сепаратора-ворохоочистителя самоходного СВС-25 по договору купли-продажи от 04.07.2012 N 04-07-12-РАТК на сумму 738 196 руб.
Гарантийным письмом от 18.12.2012 N 181 ООО "Авангард" подтвердил наличие обязательства предоставления в срок до 15.05.2013 в Министерство заверенных руководителем получателя субсидии копий отчетных документов предоставляемых в территориальные органы государственной статистики и (или) федеральной налоговой службы, подтверждающих выполнение гарантий.
В случае невыполнения предоставленных гарантий, ссудополучатель обязался в добровольном порядке в течение 15 календарных дней перечислить средства полученных субсидий в доход федерального и областного бюджетов в полном объеме.
Представление ООО "Авангард" субсидии было одобрено со стороны Министерства, что подтверждается справками-расчетами на предоставление в 2012 сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий за счет областного и федерального бюджета от 18.12.2012.
Субсидия была предоставлена ООО "Авангард" в сумме 488 963 руб., из которых: бюджетные средства Российской Федерации в размере 384 678 руб., бюджетные средства Саратовской области в размере 104 285 руб.
Факт предоставления субсидии подтверждается платежными поручениями от 28.12.2012 N 216 на сумму 104 285 руб., от 29.12.2012 N 4385369 на сумму 384 678 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П "Вопросы Министерства сельского хозяйства Саратовской области" министерство сельского хозяйства является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер, в том числе, в области социального обустройства сельских территорий.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (Далее - Положение) утверждено Положение о предоставлении в 2012 году субсидий, которое определяет категории и критерии отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии, цели, условия предоставления. Предоставление средств областного бюджета в форме субсидии носит заявительный характер (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 1 раздела III приложения к Положению о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 215-П сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предоставляются субсидии согласно, в том числе, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов), в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Приказом от 14.02.2013 N 32 "О реализации постановления Правительства Саратовской области от 19.01.2012 N 15-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2012 субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" утверждена, в том числе, форма гарантийного письма.
Предоставление субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с пунктом 12 раздела IV приложения к Положению.
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего и снабженческо-сбытового), имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Субсидии предоставлялись в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
Субсидии предоставлялись сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на компенсацию части стоимости нового технологического оборудования, приобретенного в 2012 году, при условии ввода в эксплуатацию не позднее 31.03.2013, использования данного оборудования по целевому назначению до истечения сроков амортизации, установленных статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации, обеспечения в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года согласно справкам-расчетам, гарантийному письму о предоставлении обязательства по увеличению объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) по установленной форме, заверенным руководителем и главным бухгалтером (при наличии соответствующих должностей) получателя субсидий.
Принимая условия получения субсидии, заявитель не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые он вступает.
Получатель субсидии, вступая на добровольной основе в данные отношения, обязан исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.
Обязанности по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года заявителем не выполнены.
Факт невыполнения условий подтверждается налоговыми декларациями по единому сельскохозяйственному налогу за 2011 и 2012 г.
По стр. 010 сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, за 2011 составила 32 868 695 руб., за 2012 - 28 693 114 руб., что на 4 175 581 руб. меньше по сравнению с 2011 г.
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н (далее - Приказ N 57н) утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядок ее заполнения (далее - Порядок).
Согласно пункту 5.1 Порядка по коду строки 010 разд. 2 указывается сумма полученных налогоплательщиком за налоговый период доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ.
Для целей ЕСХН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
При этом не учитываются в составе доходов, доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ (дивиденды), а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.
Как следует из письма от 17.05.2013 N 19, подписанного генеральным директором ООО "Авангард" Беликовым Ю.Б., выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства за период 2012 выросла на 19,6%.
В подтверждение ответчик предоставил форму 6-АПК "Отчет об отраслевых показателях 1 деятельности организации агропромышленного комплекса". В разделе Ш "Расшифровка показателей формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" указана выручка за 2012. В I сумме 26 988,0 тыс. руб., за 2011 - 22 564,0 тыс. руб.
Форма 6-АПК не входит в состав основных форм отчетности, определенных Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Также она не является формой статистического наблюдения.
Следовательно, данная форма не предоставляется как в налоговый орган, так и в орган статистики. Форма 6-АПК подписана руководителем организации, поэтому ответственность за достоверность данных, отраженных в данной форме, полностью лежит на нем.
Пункт 8 статьи 346.5 НК РФ определяет обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков ЕСХН по ведению учета показателей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основе данных бухгалтерского учета. При этом следует руководствоваться положениями главы 26.1 НК РФ.
Таким образом, показатель строки "выручка" должен отражаться по правилам бухгалтерского учета и соответствовать показателю стр. 010 в налоговой декларации по ЕСХН.
На основании вышеизложенного, доходы, полученные ООО "Авангард" в 2012 меньше, чем, полученные в 2011, что является существенным нарушением условий предоставления субсидий.
Предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.
В данном случае субсидия была предоставлена по факту возникновения. Ответчик в июле 2012 приобрел оборудование (сепаратор-ворохоочиститель самоходный СВС-25), а в декабре 2012 Министерство компенсировало получателю субсидии часть затрат на его приобретение.
13.07.2012 данное основное средство было введено в эксплуатацию (акт по форме ОС-1 от 13.07.2012 N 13).
Доказательств того, что данное оборудование не могло использоваться или не использовалось до момента получения субсидии, ответчиком не представлено. Как говорилось выше, субсидия была перечислена по факту возникновения на компенсацию части затрат по приобретенному оборудованию.
Следовательно, к моменту получения субсидии основное средство использовалось в производственной деятельности ответчика по назначению.
Получение субсидии как из областного, так и федерального бюджетов, является мерой государственной поддержки сельского хозяйства, направленной, в том числе, на модернизацию сельхозпроизводства, увеличение объема отгружаемой сельскохозяйственной продукции.
Судами установлено, что ООО "Авангард" получив субсидию в 2012 г., не смог модернизировать имеющееся технологическое оборудование и увеличить объем отгруженной сельскохозяйственной продукции.
ООО "Авангард" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании его банкротом, что свидетельствует о ненадлежащем финансовом состоянии ответчика и невозможности вести нормальную хозяйственную деятельность.
Согласно представленных по требованию суда налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу за 2013 ООО "Авангард" не отчитывалось по налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу.
Пунктом 13 Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства установлено, что в случае выявления факта нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением:
а) министерство в течение 5 рабочих дней принимает решение в форме правового акта о приостановлении предоставления субсидий получателю и установлении суммы субсидий, подлежащей возврату в областной бюджет;
б) министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет получателю субсидий письменное требование о возврате средств субсидий с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидий;
в) получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить средства субсидий в областной бюджет;
г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, получатель субсидий не возвратил средства субсидий в областной бюджет, министерство осуществляет взыскание средств субсидий в судебном порядке.
Осуществляя контроль за использованием федеральных средств, Министерство сельского хозяйство Саратовской области руководствуется соглашением N 585/17 о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ.
ООО "Авангард" обязался в срок до 15.05.2013 предоставить в Министерство сельского хозяйства Саратовской области документы, позволяющие установить целевое использование полученной субсидии.
17.05.2014 ответчик предоставил истцу пояснительную записку, согласно которой выручка от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства ООО "Авангард" за период 2012 выросла на 19,6% с приложением подтверждающих документов.
Только проверкой Счетной палаты Саратовской области установлен факт предоставления ООО "Авангард" недостоверных данных об увеличении в 2012 году объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Акт проверки от 22.11.2013, вместе с представлением от 11.12.2013 N 05-05/1101 был направлен в Министерство сельского хозяйства Саратовской области.
Приказом Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 24.12.2013 N 339-пр было принято решение о принятии мер по возврату субсидий в бюджет.
Данный приказ относится и к полученной ООО "Авангард" субсидии в размере 488 963 руб.
В декабре 2013 истец направил в адрес ООО "Авангард" требование о возврате ранее перечисленной субсидии в сумме 488 963 руб.
Указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Судом первой инстанции установлен факт неисполнения ответчиком обязательств по обеспечению в 2012 году увеличения объема отгруженной сельскохозяйственной продукции (суммы полученных доходов) в размере не менее 4 процентов к уровню 2011 года.
Таким образом, ответчиком нарушены условия получения субсидии в рамках Положения о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
Полученные ответчиком средства в размере 488 963 руб. подлежат возврату в бюджет.
Поскольку суду не представлено доказательств правомерного удержания ответчиком полученных от истца денежных средств в размере 488 963 руб., то указанная сумма приобрела форму неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего ГК РФ.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с изложенным и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Преждевременное направление требования о возврате денежных средств до издания приказа о порядке возврата субсидии, при установленных судами обстоятельствах по настоящему делу, не может являться достаточным основанием для отказа истцу в иске.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А57-1149/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
М.М.САБИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)