Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании от:
- ИФНС России по городу Смоленску 214018, г. Смоленск, пр-т. Гагарина, д. 23-в Шпекторовой О.К. - представителя (дов. N 07-03/022687 от 25.07.2014);
- Смоленской региональной общественной организации "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" 214000, г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 18/2 (ОГРН 1026700001756) Видуновой Л.Ф. - представителя (дов. от 24.10.2013), Пироговой Е.А. - представителя (дов. от 24.10.2013), Шестакова А.М. - представителя (дов. от 24.10.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А62-3321/2013,
установил:
Смоленская региональная общественная организация "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными требования N 28724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.3013 в части пеней по земельному налогу в сумме 477 093,78 руб. и решения N 2023 от 01.04.2013 о взыскании пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, вынесенных ИФНС России по г. Смоленску (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Организация выражает несогласие с доводами жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Организации, обсудив доводы жалобы и отзыва, кассационная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что 25.02.2010 Организация (покупатель) на основании договора купли-продажи N 2003 приобрела у департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (продавец) земельный участок из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 67:27:002 03 21:16 площадью 50 674 кв. м, расположенный в г. Смоленске по улице Дзержинского для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - под спортивным ядром, восточной и западными трибунами, спортивным павильоном и хозяйственным блоком. На участке расположены вышеперечисленные объекты недвижимого имущества, принадлежащие покупателю на праве собственности. Согласно пункту 3.1 договора использование участка осуществляется согласно охранному обязательству N 1563 от 28.12.2009 по недвижимому памятнику археологии.
Право собственности Организации на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2011).
Организацией получены охранные обязательства N 1725 от 06.07.2011 и N 1775 от 02.03.2012 по недвижимому памятнику археологии, из которых усматривается, что в границах территории, на которой находится земельный участок с кадастровым номером 67:27:002 03 21:16 площадью 50 674 кв. м расположен объект культурного наследия федерального значения "Культурный слой города", принятый под государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 624 от 04.12.1974, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Данный земельный участок имеет охраняемый культурный слой, мощность которого составляет от 1 м до 10 м.
Инспекция письмом N 15-05/004844 от 17.02.2012 уведомила заявителя о необходимости представления в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговой декларации по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и предложила представить ее до 27.02.2012.
Организация письмом N 37 от 16.03.2011, в ответ на указанное письмо, сообщила о наличии охранного обязательства по недвижимому памятнику археологии на земельный участок, что по ее мнению, является основанием для освобождения от уплаты земельного налога и обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу.
27.04.2012 Инспекцией вынесены решения N 2557, N 2558 о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика в Смоленском филиале АКБ "Солидарность", банке ОАО "СКА-БАНК" за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции о том, что Организация является плательщиком земельного налога и должна представлять в налоговый орган налоговые декларации.
Организация обжаловала указанные решения в арбитражный суд (дело N А62-3582/2012).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2012 по делу N А62-3582/2012 оспариваемые решения признаны недействительными.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
11.02.2013 Инспекцией выставлено требование N 28724 (оставленное без изменения решением управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области N 60 от 05.04.2013), согласно которому Организации надлежало уплатить недоимку по земельному налогу по срокам уплаты 02.05.2012, 31.07.2012, 31.10.2012, 01.02.2013 в сумме 4 376 202 руб. и пени в сумме 477 093,78 руб., срок исполнения требования - до 01.03.2013.
01.04.2013 Инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ вынесено решение N 2023 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в котором налоговый орган, сославшись на неисполненное налогоплательщиком требование N 28724 от 11.02.2013, постановил произвести взыскание пеней в размере 477 093,78 руб. за счет денежных средств, а также электронных денежных средств организации на счетах в банке.
Не согласившись с требованием и решением Инспекции о взыскании пеней, Организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ.
Решением Смоленского городского Совета N 147 от 28.10.2005 (ред. от 26.10.2012) утверждено Положение о земельном налоге на территории города Смоленска, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 12 которого налоговым периодом признается календарный год; отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Уплата налога для налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей производится авансовыми платежами в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, исчисленная в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Положения, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
На основании статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
В силу пункта 8 статьи 75 НК РФ, пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Судами установлено, что 03.09.2012 Министерство финансов Российской Федерации, в ответ на запрос Организации письмом N 03-05-05-02/90 от 22.08.2012, разъяснило, что если земельный участок, представляющий собой историко-культурную ценность, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то данный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ и, следовательно, Организация, обладающая таким земельным участком, не должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суды правомерно указали, что вывод Организации о том, что приобретенный в собственность земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения и, соответственно, собственник не является плательщиком земельного налога, был основан на письмах Минфина РФ от 04.05.2008 N ШС-6-3/330 "О земельном налоге" (вместе с письмами Минфина РФ N 03-05-04-02/18 от 14.03.2008, N 03-05-05-02/12 от 20.03.2007, N Д08-840 от 13.03.2007), а также письме Минфина РФ N 03-05-05-02/90 от 03.09.2012, полученного в ответ на запрос, из содержания которых можно было сделать вывод, что любой земельный участок, относящийся к объектам культурного наследия, ограничен в обороте, и, что для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
Указанные письменные разъяснения даны уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, по смыслу и содержанию относятся к налоговому периоду, по которому образовалась недоимка.
При этом запрос организации от 22.08.2012 содержал полную и достоверную информацию по спорному вопросу, в том числе и ссылку на то, что земельный участок находится в частной собственности.
Поэтому кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 8 статьи 75 НК РФ.
Также обоснованно отклонен судом довод Инспекции о том, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам налогообложения, поскольку письмо указанного министерства N Д08-840 от 20.03.2007 направлено для руководства и использования департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.
Наличие оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 75 НК РФ, является достаточным фактом для признания недействительным требования о начислении пени на сумму недоимки, поэтому остальные доводы налогового органа в данном случае не имеют правового значения.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1, ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу N А62-3321/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.09.2014 ПО ДЕЛУ N А62-3321/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2014 г. по делу N А62-3321/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 05.09.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании от:
- ИФНС России по городу Смоленску 214018, г. Смоленск, пр-т. Гагарина, д. 23-в Шпекторовой О.К. - представителя (дов. N 07-03/022687 от 25.07.2014);
- Смоленской региональной общественной организации "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" 214000, г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 18/2 (ОГРН 1026700001756) Видуновой Л.Ф. - представителя (дов. от 24.10.2013), Пироговой Е.А. - представителя (дов. от 24.10.2013), Шестакова А.М. - представителя (дов. от 24.10.2013)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 (судья Бажанова Е.Г.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А62-3321/2013,
установил:
Смоленская региональная общественная организация "Смоленское областное объединение физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций профсоюзов" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными требования N 28724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.02.3013 в части пеней по земельному налогу в сумме 477 093,78 руб. и решения N 2023 от 01.04.2013 о взыскании пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, вынесенных ИФНС России по г. Смоленску (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Организация выражает несогласие с доводами жалобы, просит отказать в ее удовлетворении.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Организации, обсудив доводы жалобы и отзыва, кассационная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что 25.02.2010 Организация (покупатель) на основании договора купли-продажи N 2003 приобрела у департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (продавец) земельный участок из земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 67:27:002 03 21:16 площадью 50 674 кв. м, расположенный в г. Смоленске по улице Дзержинского для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - под спортивным ядром, восточной и западными трибунами, спортивным павильоном и хозяйственным блоком. На участке расположены вышеперечисленные объекты недвижимого имущества, принадлежащие покупателю на праве собственности. Согласно пункту 3.1 договора использование участка осуществляется согласно охранному обязательству N 1563 от 28.12.2009 по недвижимому памятнику археологии.
Право собственности Организации на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2011).
Организацией получены охранные обязательства N 1725 от 06.07.2011 и N 1775 от 02.03.2012 по недвижимому памятнику археологии, из которых усматривается, что в границах территории, на которой находится земельный участок с кадастровым номером 67:27:002 03 21:16 площадью 50 674 кв. м расположен объект культурного наследия федерального значения "Культурный слой города", принятый под государственную охрану в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 624 от 04.12.1974, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Данный земельный участок имеет охраняемый культурный слой, мощность которого составляет от 1 м до 10 м.
Инспекция письмом N 15-05/004844 от 17.02.2012 уведомила заявителя о необходимости представления в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговой декларации по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, и предложила представить ее до 27.02.2012.
Организация письмом N 37 от 16.03.2011, в ответ на указанное письмо, сообщила о наличии охранного обязательства по недвижимому памятнику археологии на земельный участок, что по ее мнению, является основанием для освобождения от уплаты земельного налога и обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации по земельному налогу.
27.04.2012 Инспекцией вынесены решения N 2557, N 2558 о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщика в Смоленском филиале АКБ "Солидарность", банке ОАО "СКА-БАНК" за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год. Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции о том, что Организация является плательщиком земельного налога и должна представлять в налоговый орган налоговые декларации.
Организация обжаловала указанные решения в арбитражный суд (дело N А62-3582/2012).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.10.2012 по делу N А62-3582/2012 оспариваемые решения признаны недействительными.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
11.02.2013 Инспекцией выставлено требование N 28724 (оставленное без изменения решением управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области N 60 от 05.04.2013), согласно которому Организации надлежало уплатить недоимку по земельному налогу по срокам уплаты 02.05.2012, 31.07.2012, 31.10.2012, 01.02.2013 в сумме 4 376 202 руб. и пени в сумме 477 093,78 руб., срок исполнения требования - до 01.03.2013.
01.04.2013 Инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ вынесено решение N 2023 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, в котором налоговый орган, сославшись на неисполненное налогоплательщиком требование N 28724 от 11.02.2013, постановил произвести взыскание пеней в размере 477 093,78 руб. за счет денежных средств, а также электронных денежных средств организации на счетах в банке.
Не согласившись с требованием и решением Инспекции о взыскании пеней, Организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ.
Решением Смоленского городского Совета N 147 от 28.10.2005 (ред. от 26.10.2012) утверждено Положение о земельном налоге на территории города Смоленска, согласно пунктам 1, 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 12 которого налоговым периодом признается календарный год; отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Уплата налога для налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей производится авансовыми платежами в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, исчисленная в соответствии с пунктом 5 статьи 11 настоящего Положения, подлежит уплате в срок не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
На основании статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
В силу пункта 8 статьи 75 НК РФ, пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Судами установлено, что 03.09.2012 Министерство финансов Российской Федерации, в ответ на запрос Организации письмом N 03-05-05-02/90 от 22.08.2012, разъяснило, что если земельный участок, представляющий собой историко-культурную ценность, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то данный земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ и, следовательно, Организация, обладающая таким земельным участком, не должна признаваться налогоплательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суды правомерно указали, что вывод Организации о том, что приобретенный в собственность земельный участок не должен признаваться объектом налогообложения и, соответственно, собственник не является плательщиком земельного налога, был основан на письмах Минфина РФ от 04.05.2008 N ШС-6-3/330 "О земельном налоге" (вместе с письмами Минфина РФ N 03-05-04-02/18 от 14.03.2008, N 03-05-05-02/12 от 20.03.2007, N Д08-840 от 13.03.2007), а также письме Минфина РФ N 03-05-05-02/90 от 03.09.2012, полученного в ответ на запрос, из содержания которых можно было сделать вывод, что любой земельный участок, относящийся к объектам культурного наследия, ограничен в обороте, и, что для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
Указанные письменные разъяснения даны уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции, по смыслу и содержанию относятся к налоговому периоду, по которому образовалась недоимка.
При этом запрос организации от 22.08.2012 содержал полную и достоверную информацию по спорному вопросу, в том числе и ссылку на то, что земельный участок находится в частной собственности.
Поэтому кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 8 статьи 75 НК РФ.
Также обоснованно отклонен судом довод Инспекции о том, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам налогообложения, поскольку письмо указанного министерства N Д08-840 от 20.03.2007 направлено для руководства и использования департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.
Наличие оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 75 НК РФ, является достаточным фактом для признания недействительным требования о начислении пени на сумму недоимки, поэтому остальные доводы налогового органа в данном случае не имеют правового значения.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1, ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 по делу N А62-3321/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Смоленску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ
Судьи
М.Н.ЕРМАКОВ
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)