Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-13012/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А65-13012/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Поповой Г.И. (доверенность от 07.11.2013),
ответчика - Альмухаметова И.Н. (доверенность от 09.01.2014),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "АНИС", г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-13012/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "АНИС", г. Казань (ОГРН 1021602857363, ИНН 1654038332) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оптовый рынок "АНИС", г. Казань (далее - ООО "Оптовый рынок "АНИС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - Межрайонная ИФНС России N 14 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2013 заявление общества удовлетворено, решение налогового органа от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 признано незаконным полностью, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 вышеуказанное решение суда первой инстанции изменено. Решение Межрайонной ИФНС России N 14 по РТ от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части начисления земельного налога в сумме 310 023 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Оптовый рынок "АНИС" с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции не согласилось, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель полагает, что апелляционный суд сделал неверный вывод о том, что применение рыночной стоимости с 19.06.2012 является основанием исчисления налога на землю по рыночной стоимости в 2012 году.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 14 по РТ не согласилась с доводами общества по основаниям, отраженным в тексте обжалованного судебного акта.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Оптовый рынок "АНИС" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:012306:1238 и 16:50:012306:1239 площадью 2721 кв. м и 18621 кв. м соответственно, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Портовая, д. 17а.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2012 год налоговый орган принял решение от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по земельному налогу на указанные земельные участки в связи с необоснованным применением в 2012 году его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2012 по делу N А65-29971/2011.
Также указанным решением от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 налоговый орган доначислил обществу земельный налог в сумме 1 042 219 рублей, соответствующие суммы штрафа (по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации) и пени (по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции признал данное решение налогового органа недействительным со ссылкой на то, что решением от 24.04.2012 по делу N А65-29971/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан обязал заявителя внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости указанных земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Оптовый рынок "АНИС": с кадастровым номером 16:50:012306:1238 площадью 18 261 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка в размере 27 806 100 рублей по состоянию на 01.01.2011; с кадастровым номером 16:50:012306:1239 площадью 2721 кв. м, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка в размере 6 798 200 рублей по состоянию на 01.01.2011.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о том, что налоговым органом неправомерно начислен обществу земельный налог в сумме 310 023 рублей, а также соответствующие суммы пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявления ООО "Оптовый рынок "АНИС" апелляционный суд правомерно отказал ввиду следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2012 по делу N А65-29971/2011 соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Оптовый рынок "АНИС", были внесены 19.06.2012.
Поскольку названным судебным решением установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная указанным судебным решением, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода, а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 19.06.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Суд апелляционной инстанции при вынесении судебного акта учел вышеуказанные разъяснения и правильно установил, что сумма земельного налога, подлежащего уплате за период до 19.06.2012, исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", составляет 626 652 рубля, а сумма земельного налога, подлежащего уплате за период с 19.06.2012 в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости 19.06.2012 на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.04.2012 по делу N А65-29971/2011, составляет 105 544 рубля, то есть всего - 732 196 рублей.
Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А65-13012/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)