Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 24 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании принял участие представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-08/00048),
представители ОАО "Комбытсервис" и УФНС России по Республике Татарстан представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Налоговый орган представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в письменных пояснениях.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "Комбытсервис" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "Комбытсервис" по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, дополнительно начислил земельный налог в сумме 181693 руб., посчитав, что общество неверно определило кадастровую стоимость земельных участков за 2011 год, вследствие чего уменьшило налоговую базу на 19350710 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 20.03.2013 N 2.14-0-18/005934@, принятым по апелляционной жалобе общества, указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа, стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 103 (литеры А, А1), составила 33899640 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, - 9921753 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А (литеры А, Б, Б1, Б2, Б3, Б4), - 17068939 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год общество указало следующую кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10-21525600 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30-6080662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3-13933360 руб., что соответствует рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (то есть за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Из положений статьи 5 НК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О следует, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода (2011 год), следует применять лишь с 01.01.2012
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о необходимости применения в рассматриваемом случае кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Из материалов дела видно, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 изменения в сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков внесены филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр 05.08.2012.
С учетом изложенного кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, в рассматриваемом случае не подлежала применению.
Вышеприведенные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлении суда кассационной инстанции от 31.03.2014 по настоящему делу.
В силу части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене постановления суда апелляционной инстанции, обязательны для суда апелляционной инстанции, вновь рассматривающего данное дело.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то при исчислении земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до принятия постановления от 24.12.2010 N 1102, то есть исходить из сведений, содержащихся в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011724:10, 16:50:011724:30, 16:50:011411:3 составляет в общей сложности 94992644 руб., что больше кадастровой стоимости этих земельных участков (60890331 руб. 98 коп.), установленной постановлением от 24.12.2010 N 1102.
Указанным постановлением от 31.03.2014 суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости применения в рассматриваемом случае ставки земельного налога в размере 0,4%, установленной решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" в первоначальной редакции.
Согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" в редакции, действовавшей в 2011 году, ставка земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:30 составляла 1,5% от кадастровой стоимости этого земельного участка, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:011724:10 и 16:50:011411:3-0,8% от кадастровой стоимости этих земельных участков.
Таким образом, оспариваемым решением налоговый орган мог начислить обществу земельный налог в большей сумме.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что согласно оспариваемому решению от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 налоговым органом на основании заявления ОАО "Комбытсервис" от 12.10.2012 N 203 о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2011 год в размере 181693 руб. в счет авансовых платежей за 1 квартал 2012 года принято решение о зачете от 26.10.2012 N 1330, о чем общество поставлено в известность извещением от 26.10.2012 N 14948.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении его заявления.
С учетом положений статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2013 года по делу N А65-6661/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2013 ПО ДЕЛУ N А65-6661/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. по делу N А65-6661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 24 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.06.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании принял участие представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 2.4-08/00048),
представители ОАО "Комбытсервис" и УФНС России по Республике Татарстан представители не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2014 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Налоговый орган представил письменные пояснения по апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в письменных пояснениях.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "Комбытсервис" и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "Комбытсервис" по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, дополнительно начислил земельный налог в сумме 181693 руб., посчитав, что общество неверно определило кадастровую стоимость земельных участков за 2011 год, вследствие чего уменьшило налоговую базу на 19350710 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 20.03.2013 N 2.14-0-18/005934@, принятым по апелляционной жалобе общества, указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа, стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 103 (литеры А, А1), составила 33899640 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, - 9921753 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А (литеры А, Б, Б1, Б2, Б3, Б4), - 17068939 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год общество указало следующую кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10-21525600 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30-6080662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3-13933360 руб., что соответствует рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (то есть за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Из положений статьи 5 НК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О следует, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, в целях налогообложения результаты кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода (2011 год), следует применять лишь с 01.01.2012
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о необходимости применения в рассматриваемом случае кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Из материалов дела видно, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 изменения в сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков внесены филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр 05.08.2012.
С учетом изложенного кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, в рассматриваемом случае не подлежала применению.
Вышеприведенные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлении суда кассационной инстанции от 31.03.2014 по настоящему делу.
В силу части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене постановления суда апелляционной инстанции, обязательны для суда апелляционной инстанции, вновь рассматривающего данное дело.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то при исчислении земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до принятия постановления от 24.12.2010 N 1102, то есть исходить из сведений, содержащихся в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011724:10, 16:50:011724:30, 16:50:011411:3 составляет в общей сложности 94992644 руб., что больше кадастровой стоимости этих земельных участков (60890331 руб. 98 коп.), установленной постановлением от 24.12.2010 N 1102.
Указанным постановлением от 31.03.2014 суд кассационной инстанции признал ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости применения в рассматриваемом случае ставки земельного налога в размере 0,4%, установленной решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" в первоначальной редакции.
Согласно решению Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" в редакции, действовавшей в 2011 году, ставка земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:30 составляла 1,5% от кадастровой стоимости этого земельного участка, по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:011724:10 и 16:50:011411:3-0,8% от кадастровой стоимости этих земельных участков.
Таким образом, оспариваемым решением налоговый орган мог начислить обществу земельный налог в большей сумме.
Кроме того, при новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что согласно оспариваемому решению от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 налоговым органом на основании заявления ОАО "Комбытсервис" от 12.10.2012 N 203 о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2011 год в размере 181693 руб. в счет авансовых платежей за 1 квартал 2012 года принято решение о зачете от 26.10.2012 N 1330, о чем общество поставлено в известность извещением от 26.10.2012 N 14948.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции отменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении его заявления.
С учетом положений статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2013 года по делу N А65-6661/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)