Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налог на имущество, пени, штраф в связи с неправомерным применением льготы по налогу на имущество, поскольку общество не может быть признано инвестором, участвующим в реализации проекта по строительству фабрики, поскольку капиталовложения осуществлялись не обществом, а взаимозависимой организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "ГОТЭК-Центр" (301650, Тульская область, г. Новомосковск, Комсомольское шоссе, д. 64, ОГРН 1077153002552, ИНН 7116146114) Бевзенко Р.С. - представителя (дов. от 03.02.2015 N 120 ГЦ, пост.) Бушнева О.Н. - представителя (дов. от 16.03.2015 N 136ГЦ, пост.) Попова П.А. - представителя (дов. от 03.02.2015 N 121 ГЦ, пост.)
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160) Дорофеева А.М. - представителя (дов. от 29.12.2014 N 02-06/08060, пост.) Демочкиной И.В. - представителя (дов. от 29.12.2014 N 02-06/08058, пост.)
от Министерства финансов Тульской области (300041, г. Тула, ул. Ленина, д. 2) Соколовой Т.А. - представителя (дов. от 13.03.2015 N Д-11, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГОТЭК-Центр" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.09.2014 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-3184/2014,
установил:
закрытое акционерное общество "ГОТЭК-Центр" (далее - ЗАО "ГОТЭК-Центр", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.12.2013 N 15-Д в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 56 077 044 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 11 191 265 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 19 244 217 руб.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 05.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.09.2014 требования общества удовлетворены частично. Решение инспекции от 05.12.2013 N 15-Д признано недействительным в части привлечения ЗАО "ГОТЭК-Центр" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 11 190 265 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 16.10.2013 N 12-Д и вынесено решение от 05.12.2013 N 15-Д, которым общество привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату, в том числе налога на имущество в виде штрафа в сумме 11 191 265 руб., а также ему предложено уплатить доначисленные налоги и пени за их неуплату, в том числе налог на имущество в сумме 56 077 044 руб. и 19 244 217 руб. пени.
Основанием для доначисления обществу спорных сумм налога на имущество, пени и штрафа, послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ЗАО "ГОТЭК-Центр" льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом Тульской области от 16.08.2005 N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" (далее - Закон N 615-ЗТО). Кроме того, инспекцией указано, что ЗАО "ГОТЭК-Центр" не может быть признано инвестором, участвующим в реализации проекта по строительству гофрокартонной фабрики в г. Новомосковск Тульской области, поскольку капитальные вложения осуществлялись не проверяемым лицом, а взаимозависимой организацией - лизингодателем ЗАО "Универсальный лизинг", которая и является инвестором по строительству гофрокартонной фабрики в г. Новомосковск.
Решением УФНС России по Тульской области от 11.03.2014 N 07-15/03082 апелляционная жалоба общества в части налога на имущество оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество нельзя отнести к категории "инвестора", оно не несло расходов в форме капитальных вложений, действия общества были направлены на вывод имущества из собственности с целью создания ситуации, при которой данное имущество будет формально заново введено в эксплуатацию в период действия Закона N 615-ЗТО, данные действия не обусловлены какими-либо целями делового характера и направлены только на достижение целей, связанных с получением льготы по налогу на имущество организаций, что в свою очередь не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (статья 380 НК РФ).
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" от 16.08.2005 N 615-ЗТО (далее - Закон N 615-ЗТО) предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций инвесторов в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в результате осуществления капитальных вложений в соответствии с инвестиционными проектами: на 100 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме свыше 500 миллионов рублей; на 50 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме до 500 миллионов рублей включительно.
Для целей настоящего Закона под вводом в эксплуатацию объекта капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта понимается учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета, а также учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом условиями предоставления льготы по налогу на имущество в Тульской области являются: 1) наличие у налогоплательщика статуса инвестора, реализующего инвестиционные проекты; 2) учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора; 3) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе инвестора.
Однако указанные условия ЗАО "ГОТЭК-Центр" не соблюдены.
Как правильно указано судами, лизинговые платежи, уплачиваемые ЗАО "ГОТЭК-Центр" по договорам лизинга с ЗАО "Универсальный лизинг", нельзя отнести к капитальным вложениям при реализации инвестиционного проекта, поскольку в данном случае объект основных средств не подвергался достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции за счет лизинговых платежей; не представлено доказательств и изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств.
Оценив представленные в материалы дела договоры лизинга, договоры расторжения договоров лизинга, договоры купли-продажи основных средств, с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. ст. 624, 625 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды обоснованно пришли к выводу что ЗАО "ГОТЭК-Центр" не понесло в рамках договоров лизинга расходов на приобретение объектов основных средств в собственность (в части выкупной стоимости и, являясь, лизингополучателем (арендатором); не является инвестором; не представило доказательств о том, что объекты основных средств, переданных в лизинг, подвергались достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции и, следовательно, не имеет права на льготу по налогу на имущество организаций по Закону N 615-ЗТО, поскольку условия ее предоставления обществом не соблюдены; действия общества фактически были направлены на вывод имущества из собственности с целью создания ситуации, при которой данное имущество будет формально заново введено в эксплуатацию в период действия Закона N 615-ЗТО, при этом такие действия налогоплательщика не обусловлены какими-либо целями делового характера и направлены только на достижение целей, связанных с получением льготы по налогу на имущество организаций, что в свою очередь не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
При таких обстоятельствах у суда имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении требований в оспариваемой обществом части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии ООО "ГОТЭК-Центр" с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 04.02.2015 (с учетом определения от 06.02.2015 об исправлении опечатки) подлежат отмене.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф10-288/2015 ПО ДЕЛУ N А68-3184/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налог на имущество, пени, штраф в связи с неправомерным применением льготы по налогу на имущество, поскольку общество не может быть признано инвестором, участвующим в реализации проекта по строительству фабрики, поскольку капиталовложения осуществлялись не обществом, а взаимозависимой организацией.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N Ф10-288/2015
Дело N А68-3184/2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Радюгиной Е.А.
судей Ермакова М.Н., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "ГОТЭК-Центр" (301650, Тульская область, г. Новомосковск, Комсомольское шоссе, д. 64, ОГРН 1077153002552, ИНН 7116146114) Бевзенко Р.С. - представителя (дов. от 03.02.2015 N 120 ГЦ, пост.) Бушнева О.Н. - представителя (дов. от 16.03.2015 N 136ГЦ, пост.) Попова П.А. - представителя (дов. от 03.02.2015 N 121 ГЦ, пост.)
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (300041, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160) Дорофеева А.М. - представителя (дов. от 29.12.2014 N 02-06/08060, пост.) Демочкиной И.В. - представителя (дов. от 29.12.2014 N 02-06/08058, пост.)
от Министерства финансов Тульской области (300041, г. Тула, ул. Ленина, д. 2) Соколовой Т.А. - представителя (дов. от 13.03.2015 N Д-11, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГОТЭК-Центр" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.09.2014 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-3184/2014,
установил:
закрытое акционерное общество "ГОТЭК-Центр" (далее - ЗАО "ГОТЭК-Центр", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.12.2013 N 15-Д в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 56 077 044 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на имущество организаций в сумме 11 191 265 руб., начисления пени по налогу на имущество организаций в сумме 19 244 217 руб.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 05.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.09.2014 требования общества удовлетворены частично. Решение инспекции от 05.12.2013 N 15-Д признано недействительным в части привлечения ЗАО "ГОТЭК-Центр" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 11 190 265 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов (сборов) за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 16.10.2013 N 12-Д и вынесено решение от 05.12.2013 N 15-Д, которым общество привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату, в том числе налога на имущество в виде штрафа в сумме 11 191 265 руб., а также ему предложено уплатить доначисленные налоги и пени за их неуплату, в том числе налог на имущество в сумме 56 077 044 руб. и 19 244 217 руб. пени.
Основанием для доначисления обществу спорных сумм налога на имущество, пени и штрафа, послужил вывод налогового органа о неправомерном применении ЗАО "ГОТЭК-Центр" льготы по налогу на имущество, предусмотренной законом Тульской области от 16.08.2005 N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" (далее - Закон N 615-ЗТО). Кроме того, инспекцией указано, что ЗАО "ГОТЭК-Центр" не может быть признано инвестором, участвующим в реализации проекта по строительству гофрокартонной фабрики в г. Новомосковск Тульской области, поскольку капитальные вложения осуществлялись не проверяемым лицом, а взаимозависимой организацией - лизингодателем ЗАО "Универсальный лизинг", которая и является инвестором по строительству гофрокартонной фабрики в г. Новомосковск.
Решением УФНС России по Тульской области от 11.03.2014 N 07-15/03082 апелляционная жалоба общества в части налога на имущество оставлена без удовлетворения.
Частично не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество нельзя отнести к категории "инвестора", оно не несло расходов в форме капитальных вложений, действия общества были направлены на вывод имущества из собственности с целью создания ситуации, при которой данное имущество будет формально заново введено в эксплуатацию в период действия Закона N 615-ЗТО, данные действия не обусловлены какими-либо целями делового характера и направлены только на достижение целей, связанных с получением льготы по налогу на имущество организаций, что в свою очередь не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно статье 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (статья 380 НК РФ).
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" от 16.08.2005 N 615-ЗТО (далее - Закон N 615-ЗТО) предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество организаций инвесторов в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в результате осуществления капитальных вложений в соответствии с инвестиционными проектами: на 100 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме свыше 500 миллионов рублей; на 50 процентов - инвесторов, осуществляющих капитальные вложения в объеме до 500 миллионов рублей включительно.
Для целей настоящего Закона под вводом в эксплуатацию объекта капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта понимается учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета, а также учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе инвестора в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом условиями предоставления льготы по налогу на имущество в Тульской области являются: 1) наличие у налогоплательщика статуса инвестора, реализующего инвестиционные проекты; 2) учет имущества в качестве основного средства на балансе инвестора; 3) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе инвестора.
Однако указанные условия ЗАО "ГОТЭК-Центр" не соблюдены.
Как правильно указано судами, лизинговые платежи, уплачиваемые ЗАО "ГОТЭК-Центр" по договорам лизинга с ЗАО "Универсальный лизинг", нельзя отнести к капитальным вложениям при реализации инвестиционного проекта, поскольку в данном случае объект основных средств не подвергался достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции за счет лизинговых платежей; не представлено доказательств и изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств.
Оценив представленные в материалы дела договоры лизинга, договоры расторжения договоров лизинга, договоры купли-продажи основных средств, с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. ст. 624, 625 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды обоснованно пришли к выводу что ЗАО "ГОТЭК-Центр" не понесло в рамках договоров лизинга расходов на приобретение объектов основных средств в собственность (в части выкупной стоимости и, являясь, лизингополучателем (арендатором); не является инвестором; не представило доказательств о том, что объекты основных средств, переданных в лизинг, подвергались достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции и, следовательно, не имеет права на льготу по налогу на имущество организаций по Закону N 615-ЗТО, поскольку условия ее предоставления обществом не соблюдены; действия общества фактически были направлены на вывод имущества из собственности с целью создания ситуации, при которой данное имущество будет формально заново введено в эксплуатацию в период действия Закона N 615-ЗТО, при этом такие действия налогоплательщика не обусловлены какими-либо целями делового характера и направлены только на достижение целей, связанных с получением льготы по налогу на имущество организаций, что в свою очередь не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели.
При таких обстоятельствах у суда имелось достаточно оснований для отказа в удовлетворении требований в оспариваемой обществом части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии ООО "ГОТЭК-Центр" с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 04.02.2015 (с учетом определения от 06.02.2015 об исправлении опечатки) подлежат отмене.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)