Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" - представителя Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 по делу N А65-9159/2013, судья Воробьев Р.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (ОГРН 1021603273053, ИНН 1658027170) г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ответчик) о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога превышающего 1 096 151 рубль; в части предложения уплатить земельный налог в сумме, превышающей 1 096 151 рубль; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Казанский завод "ЖБИ" в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
Податель жалобы считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода подлежат применению в целях налогообложения с начала налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены прилагаемые результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. по городу Казани, которая подлежит применению с 01.01.2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, удовлетворив требования заявителя в полном объеме, а также признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 1 530 589 рублей; в части предложения уплатить земельный налог в размере 1 530 589 рублей; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета недействительным. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указало на то, что Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 N 1102 было признано утратившими силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2003 N 100 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Таким образом, в силу указанной нормы кадастровая оценка должна обновляться не реже одного раза в 5 лет.
Следовательно, поскольку по состоянию на 01.01.2011 года кадастровая оценка, установленная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, действовала более 5 лет, она является устаревшей и не подлежит применению в силу указанного выше положения Постановления Правительства РФ.
Кроме того, в силу правовой позиции Постановления Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11 по делу N А57-7719/2010, земельный налог не может быть уплачен, исходя из кадастровой стоимости установленной нормативным правовым актом, утратившим силу в течение налогового периода.
Таким образом, на 2011 год нормативная цена земли не определена.
Согласно письму Минфина РФ от 15 марта 2012 г. N 03-05-05-02/15 если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.
Аналогичных выводов придерживается ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.12.2012 по делу N А55-4183/2012.
Исходя из изложенного, заявитель считает, что за период 2011 года у него отсутствовала обязанность по уплате земельного налога, ввиду отсутствия налоговой базы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходил из следующего.
Как установлено материалами дела, в отношении заявителя ответчиком проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой, в том числе, проверена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки N 2.11-0-35/68 от 05.12.2012 г.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, ответчиком было вынесено решение N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
11 апреля 2013 года Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ вынесено решение N 2.14-0-18/00788900, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением ответчика N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г., полагая его, в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2011 год в размере 1 530 589 руб., а также в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не соответствующим закону и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в суд с заявлением о признании данного решения частично недействительным.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:100106:0001, общей площадью 5 940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Налоговый орган в решении N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. указывает на занижение земельного налога за 2011 г. из-за неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков; доначисляет и предлагает уплатить сумму земельного налога в размере 1 530 589 рублей; и требует внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102. Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 года кадастровая стоимость определена для участка N 16:50:100106:0001 в размере 45 785 341 рублей 80 копеек, а для участка N 16:50:310101:7 в размере 337 351 070 рублей 10 копеек.
По мнению заявителя, ответчиком доначисление земельного налога произведено на основании неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков.
Заявитель ссылается при этом на решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-29184/2011 от 05.03.2012 г., которым установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 рублей. Измененная кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2011 года.
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков. Сумма исчисленного ООО "Казанский завод железобетонных изделий" земельного налога за 2011 год, по мнению заявителя, должна составлять 462 198 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование частично, правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ НК РФ база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Согласно пункту 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимое его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов но Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, правомерно отклонен и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденной решением Арбитражного суда РТ от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Как указано, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:100106:0001, общей площадью 5940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Налоговым органом в ходе проверки установлено и отражено в оспариваемом решении, что решение суда по делу N А65-29184/2011 исполнено, кадастровая стоимость в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:100106:0001, 16:50:310101:7 внесена в кадастр 31.05.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Решение Арбитражного суда РТ от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 вступило в законную силу 04.04.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд с учетом постановления суда кассационной инстанции, при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год, суд правомерно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 составила 39 120 840 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 составила 244 696 980 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 096 151 руб., а не 1 992 787 руб., как указано в оспариваемом решении.
Исходя из всего вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя правомерно удовлетворено судом.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 по делу N А65-9159/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2014 N 11АП-4130/2014, 11АП-4497/2014 ПО ДЕЛУ N А65-9159/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. по делу N А65-9159/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" - представителя Романова А.А. (доверенность от 04.03.2013),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 по делу N А65-9159/2013, судья Воробьев Р.М., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (ОГРН 1021603273053, ИНН 1658027170) г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, г. Казань, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани (далее - ответчик) о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога превышающего 1 096 151 рубль; в части предложения уплатить земельный налог в сумме, превышающей 1 096 151 рубль; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Казанский завод "ЖБИ" в полном объеме, жалобу - удовлетворить.
Податель жалобы считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода подлежат применению в целях налогообложения с начала налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены прилагаемые результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. по городу Казани, которая подлежит применению с 01.01.2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции изменить, удовлетворив требования заявителя в полном объеме, а также признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 1 530 589 рублей; в части предложения уплатить земельный налог в размере 1 530 589 рублей; в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета недействительным. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод железобетонных изделий", жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указало на то, что Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 N 1102 было признано утратившими силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2003 N 100 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 N 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Таким образом, в силу указанной нормы кадастровая оценка должна обновляться не реже одного раза в 5 лет.
Следовательно, поскольку по состоянию на 01.01.2011 года кадастровая оценка, установленная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, действовала более 5 лет, она является устаревшей и не подлежит применению в силу указанного выше положения Постановления Правительства РФ.
Кроме того, в силу правовой позиции Постановления Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11 по делу N А57-7719/2010, земельный налог не может быть уплачен, исходя из кадастровой стоимости установленной нормативным правовым актом, утратившим силу в течение налогового периода.
Таким образом, на 2011 год нормативная цена земли не определена.
Согласно письму Минфина РФ от 15 марта 2012 г. N 03-05-05-02/15 если в отношении земельного участка не определена кадастровая или нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога.
Аналогичных выводов придерживается ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.12.2012 по делу N А55-4183/2012.
Исходя из изложенного, заявитель считает, что за период 2011 года у него отсутствовала обязанность по уплате земельного налога, ввиду отсутствия налоговой базы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходил из следующего.
Как установлено материалами дела, в отношении заявителя ответчиком проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой, в том числе, проверена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год.
По результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки N 2.11-0-35/68 от 05.12.2012 г.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, ответчиком было вынесено решение N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
11 апреля 2013 года Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ вынесено решение N 2.14-0-18/00788900, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением ответчика N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г., полагая его, в части доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2011 год в размере 1 530 589 руб., а также в части предложения внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не соответствующим закону и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, обратился в суд с заявлением о признании данного решения частично недействительным.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:100106:0001, общей площадью 5 940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Налоговый орган в решении N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. указывает на занижение земельного налога за 2011 г. из-за неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков; доначисляет и предлагает уплатить сумму земельного налога в размере 1 530 589 рублей; и требует внести связанные с этим исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102. Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 года кадастровая стоимость определена для участка N 16:50:100106:0001 в размере 45 785 341 рублей 80 копеек, а для участка N 16:50:310101:7 в размере 337 351 070 рублей 10 копеек.
По мнению заявителя, ответчиком доначисление земельного налога произведено на основании неверно определенной кадастровой стоимости земельных участков.
Заявитель ссылается при этом на решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-29184/2011 от 05.03.2012 г., которым установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 рублей; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 рублей. Измененная кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2011 года.
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участков. Сумма исчисленного ООО "Казанский завод железобетонных изделий" земельного налога за 2011 год, по мнению заявителя, должна составлять 462 198 рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование частично, правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ НК РФ база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Согласно пункту 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимое его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судом установлено, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов но Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 N 165-0 пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако, правомерно отклонен и довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденной решением Арбитражного суда РТ от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
Как указано, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером N 16:50:310101:7, общей площадью 37 290 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Тэцевская и земельный участок с кадастровым номером N 16:50:100106:0001, общей площадью 5940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 7-я Союзная.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 в размере 11 653 341 руб.; для земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 в размере 52 254 127 руб.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Налоговым органом в ходе проверки установлено и отражено в оспариваемом решении, что решение суда по делу N А65-29184/2011 исполнено, кадастровая стоимость в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:100106:0001, 16:50:310101:7 внесена в кадастр 31.05.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.03.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Решение Арбитражного суда РТ от 05.03.2012 по делу N А65-29184/2011 вступило в законную силу 04.04.2012, следовательно, установленная данным судебным актом рыночная стоимость земельного участка, должна быть применена с 2012 года.
Поскольку, произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, суд с учетом постановления суда кассационной инстанции, при определении размера земельного налога заявителя за 2011 год, суд правомерно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 год.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:100106:0001 составила 39 120 840 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310101:7 составила 244 696 980 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 год должен составить 1 096 151 руб., а не 1 992 787 руб., как указано в оспариваемом решении.
Исходя из всего вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району города Казани N 2.11-0-36/50 от 27.12.2012 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 год в части доначисления земельного налога, превышающего 1 096 151 рубль, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, и в указанной части требование заявителя правомерно удовлетворено судом.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.02.2014 по делу N А65-9159/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)