Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф, пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ферафонтова Д.В. (доверенность от 14.01.2015),
ответчика - Петрова С.В. (доверенность от 05-25/024290),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-12356/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны, г. Ульяновск (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконным решения от 30.06.2014 N 36622, с участием третьего лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
установил:
индивидуальный предприниматель Соловьева Викторина Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Соловьева В.А.) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска) от 30.06.2014 N 36622.
Определением суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 по делу N А72-12356/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 30.06.2014 N 36622 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 отменено в части признания незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска N 36622 от 30.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (деле - НК РФ).
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 по делу N А72-12356/2014 отменено также в части взыскания с ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в пользу ИП Соловьевой В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Предприниматель, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт.
Налоговый орган отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.02.2014 ИП Соловьева В.А. представила в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В декларации налогоплательщиком заявлены налоговые обязательства за 2013 год по земельному налогу по двум земельным участкам: N 73:19:070601:170 - налог в размере 5 297 руб., N 73:19:070601:171 - налог в размере 88 219 руб.
При представлении налоговой декларации налогоплательщик исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:170 составляет 1 765 640 руб., кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 29 406 496 руб.
Налоговый орган, проведя камеральную налоговую проверку представленной декларации, установил, что кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:170 составляет 59 150 946,28 руб., кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 989 523 927,52 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области в налоговый орган представлены справки с указанной кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2013.
До окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой заявил налог к уплате по земельному участку N 73:19:070601:170 в размере 177 453 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 59 150 946,28 руб., что совпадает с данными налогового органа, установленными по итогам налоговой проверки.
По земельному участку N 73:19:070601:171 в уточненной декларации налог заявлен к уплате в размере 767 823 руб., при этом налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельного участка в размере 255 940 860 руб., установленной в размере рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013.
Налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по земельному участку N 73:19:070601:171 в налоговом периоде 2013 год, и произвел доначисления земельного налога в размере 2 200 749 руб., исходя из кадастровой стоимости 989 523 927,52 руб. (989 523 927,52 руб. * 0,3% = 2 968 572 руб. - 767 823 руб. = 2 200 749 руб.).
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом составлен акт от 16.05.2014 N 406564.
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом вынесено решением от 30.06.2014 N 36622 о привлечен налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 24 657,65 руб. (с учетом применения положений статей 112, 114 НК РФ и снижением санкций в 20 раз), начислены налог в сумме 2 200 749 руб. и пени в размере 100 606,71 руб.
Предприниматель, посчитав решение инспекции необоснованным, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области. Решением Управления ФНС России по Ульяновской области от 28.08.2014 N 07-07/09364 оставлено без изменения решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, а жалобу предпринимателя без удовлетворения.
Предприниматель полагая, что позиция налогового органа о том, что кадастровая стоимость в размере рыночной может применяться для целей налогообложения только в следующем налоговом периоде, нормативно не обоснована, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:171, принадлежащего предпринимателю, установленная решением подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с июня 2013 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение в части удовлетворения заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В рассматриваемом случае постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171, принадлежащего Соловьевой В.А., определена в размере рыночной стоимости земельного участка - 255 940 860 руб. Решение суда вступило в законную силу 30.05.2013, во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о чем принято решение от 26.06.2014 N 73-00/2014-66798.
Однако сведения внесены как актуальные на 01.11.2013, в связи с действием обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом Ульяновской области в рамках дела N А72-4844/2013.
По мнению суда первой инстанции право исчисления земельного налога, по кадастровой стоимости земельного участка 73:19:070601:171 равной его рыночной стоимости, возникло у налогоплательщика после вступления в законную силу решения суда по делу N А72-1501/2013, то есть, начиная с июня 2013 года, независимо от даты внесения таких сведений в государственный кадастр. Такое право не может быть ограничено принятыми в рамках дела N А72-4844/2013 обеспечительными мерами, поскольку они касались иных правоотношений, которые не влияют на порядок исчисления земельного налога.
Как указал суд первой инстанции поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:171, принадлежащего предпринимателю, установленная решением подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с июня 2013 года. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Однако данные выводы суда первой инстанции правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляла 989 523 927,52 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171, принадлежащего Соловьевой В.А., определена в размере рыночной стоимости земельного участка - 255 940 860 руб. Решение суда по делу N А72-1501/2013 вступило в законную силу 30.05.2013.
Согласно кадастровой справке по состоянию на 01.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 989 523 927,52 руб.
Решение суда исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, как видно из отзыва кадастровой палаты, на основании решения от 26.06.2014 N 73-00/2014-66798 внесена в кадастр 26.06.2014.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 73:19:070601:171, установленная решением суда подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с 26.06.2014.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции на основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств сделан обоснованный вывод об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 30.06.2014 N 36622 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе предпринимателя, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого по делу судебного акта в обжалуемой части, судом кассационной инстанции не установлено. Коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А72-12356/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2015 N Ф06-25047/2015 ПО ДЕЛУ N А72-12356/2014
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил штраф, пени, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N Ф06-25047/2015
Дело N А72-12356/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ферафонтова Д.В. (доверенность от 14.01.2015),
ответчика - Петрова С.В. (доверенность от 05-25/024290),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу N А72-12356/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Соловьевой Викторины Александровны, г. Ульяновск (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконным решения от 30.06.2014 N 36622, с участием третьего лица - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, г. Ульяновск,
установил:
индивидуальный предприниматель Соловьева Викторина Александровна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Соловьева В.А.) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска) от 30.06.2014 N 36622.
Определением суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 по делу N А72-12356/2014 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 30.06.2014 N 36622 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 отменено в части признания незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска N 36622 от 30.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (деле - НК РФ).
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2015 по делу N А72-12356/2014 отменено также в части взыскания с ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска в пользу ИП Соловьевой В.А. расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Предприниматель, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт.
Налоговый орган отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и ответчика, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.02.2014 ИП Соловьева В.А. представила в ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В декларации налогоплательщиком заявлены налоговые обязательства за 2013 год по земельному налогу по двум земельным участкам: N 73:19:070601:170 - налог в размере 5 297 руб., N 73:19:070601:171 - налог в размере 88 219 руб.
При представлении налоговой декларации налогоплательщик исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:170 составляет 1 765 640 руб., кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 29 406 496 руб.
Налоговый орган, проведя камеральную налоговую проверку представленной декларации, установил, что кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:170 составляет 59 150 946,28 руб., кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 989 523 927,52 руб.
Кадастровая стоимость земельных участков установлена постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области в налоговый орган представлены справки с указанной кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2013.
До окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой заявил налог к уплате по земельному участку N 73:19:070601:170 в размере 177 453 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 59 150 946,28 руб., что совпадает с данными налогового органа, установленными по итогам налоговой проверки.
По земельному участку N 73:19:070601:171 в уточненной декларации налог заявлен к уплате в размере 767 823 руб., при этом налогоплательщик исходил из кадастровой стоимости земельного участка в размере 255 940 860 руб., установленной в размере рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013.
Налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика о применении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по земельному участку N 73:19:070601:171 в налоговом периоде 2013 год, и произвел доначисления земельного налога в размере 2 200 749 руб., исходя из кадастровой стоимости 989 523 927,52 руб. (989 523 927,52 руб. * 0,3% = 2 968 572 руб. - 767 823 руб. = 2 200 749 руб.).
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом составлен акт от 16.05.2014 N 406564.
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом вынесено решением от 30.06.2014 N 36622 о привлечен налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 24 657,65 руб. (с учетом применения положений статей 112, 114 НК РФ и снижением санкций в 20 раз), начислены налог в сумме 2 200 749 руб. и пени в размере 100 606,71 руб.
Предприниматель, посчитав решение инспекции необоснованным, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Ульяновской области. Решением Управления ФНС России по Ульяновской области от 28.08.2014 N 07-07/09364 оставлено без изменения решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска, а жалобу предпринимателя без удовлетворения.
Предприниматель полагая, что позиция налогового органа о том, что кадастровая стоимость в размере рыночной может применяться для целей налогообложения только в следующем налоговом периоде, нормативно не обоснована, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:171, принадлежащего предпринимателю, установленная решением подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с июня 2013 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение в части удовлетворения заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В рассматриваемом случае постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171, принадлежащего Соловьевой В.А., определена в размере рыночной стоимости земельного участка - 255 940 860 руб. Решение суда вступило в законную силу 30.05.2013, во исполнение указанного решения в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о чем принято решение от 26.06.2014 N 73-00/2014-66798.
Однако сведения внесены как актуальные на 01.11.2013, в связи с действием обеспечительных мер, принятых Арбитражным судом Ульяновской области в рамках дела N А72-4844/2013.
По мнению суда первой инстанции право исчисления земельного налога, по кадастровой стоимости земельного участка 73:19:070601:171 равной его рыночной стоимости, возникло у налогоплательщика после вступления в законную силу решения суда по делу N А72-1501/2013, то есть, начиная с июня 2013 года, независимо от даты внесения таких сведений в государственный кадастр. Такое право не может быть ограничено принятыми в рамках дела N А72-4844/2013 обеспечительными мерами, поскольку они касались иных правоотношений, которые не влияют на порядок исчисления земельного налога.
Как указал суд первой инстанции поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:171, принадлежащего предпринимателю, установленная решением подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с июня 2013 года. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
Однако данные выводы суда первой инстанции правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляла 989 523 927,52 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2013 по делу N А72-1501/2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171, принадлежащего Соловьевой В.А., определена в размере рыночной стоимости земельного участка - 255 940 860 руб. Решение суда по делу N А72-1501/2013 вступило в законную силу 30.05.2013.
Согласно кадастровой справке по состоянию на 01.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка N 73:19:070601:171 составляет 989 523 927,52 руб.
Решение суда исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, как видно из отзыва кадастровой палаты, на основании решения от 26.06.2014 N 73-00/2014-66798 внесена в кадастр 26.06.2014.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N 73:19:070601:171, установленная решением суда подлежит применению при исчислении предпринимателем земельного налога с 26.06.2014.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции правомерно установил, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции на основании исследования и оценки, имеющихся в деле доказательств сделан обоснованный вывод об отмене решения суда первой инстанции в части признания незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 30.06.2014 N 36622 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2013 год в размере 1 283 770 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе предпринимателя, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого по делу судебного акта в обжалуемой части, судом кассационной инстанции не установлено. Коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А72-12356/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)