Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: А.Л. Полосина, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Дмитриевой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва помощником судьи Карташовой Н.В. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованных лиц: Будкеева К.В. по доверенности от 12.05.2014 г., удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 21 мая 2014 года по делу N А03-5060/2014 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306, 656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 304)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (656068, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 118)
о признании решений недействительными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании недействительным решения от 24.12.2013, принятого по апелляционной жалобе на вышеуказанное решение.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21 мая 2014 года, с учетом определения Арбитражного суда Алтайского края от 12 августа 2014 г. об исправлении описки, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2010 год в сумме, превышающей 59 589 руб.
Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алтай-Сдобри". В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Кроме того, суд первой инстанции в части требования Общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 24.12.2013 прекратил производство по делу в связи с принятием отказа от требования.
Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю в пользу ООО "Алтай-Сдобри" 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Подробно доводы Инспекции изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителя не направило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 37360 кв. м, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Интернациональная, 304, кадастровый номер 22:63:050424:4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 22 АБ 511333.
11.06.2013 Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год в отношении указанного земельного участка, отразив в ней сумму налогового обязательства в размере 195231 руб.
На основе указанной декларации инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 25.09.2013 N 5378.
Рассмотрев акт проверки, Инспекция приняла решение от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог за 2010 год в размере 358428 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 24.12.2013 решение налогового органа оставлено без изменения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований в части, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки исходил из имеющейся информации, представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, согласно которой кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 22:63:050424:4 в 2010 году составляла 92388665 руб.
Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", которое вступило в силу с 01.01.2010 (п. 3 данного постановления).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Согласно материалам дела, при принятии оспариваемого акта налоговый орган исходил из того, что указанное постановление не относится к актам законодательства о налогах и поэтому к нему не могут быть применены приложения статьи 5 НК РФ, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Постановлением от 02.07.2013 N 17-П Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Закрепленный в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принцип непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений означает, что содержащиеся в нем сведения, в частности, о кадастровой стоимости должны регулярно обновляться, но при этом до момента внесения новых сведений старые сведения должны признаваться действующими, а после внесения новых сведений - не удаляться, а сохраняться.
Таким образом, поскольку постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 официально опубликовано в газете "Алтайская правда" N 415-416, 30.12.2009, то в целях налогообложения оно может быть применено с 01.01.2011.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, налоговая база по земельному налогу за 2010 года в рассматриваемом случае должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 42521658 руб., установленной постановлением Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Алтайского края".
Однако, согласно уточненной налоговой декларации Обществом земельный налог за 2010 год исчислен в размере 195231 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 32578000 руб. Указанная кадастровая стоимость установлена равной его рыночной стоимости решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.12.2012 в рамках дела N А03-11454/2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", верно определил, что установленная решением суда по делу N А03-11454/2012, вступившим в законную силу 09.01.2013, рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
При исчислении земельного налога за 2010 год у Общества отсутствовали правовые основания руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением арбитражного суда от 04.12.2012 по делу N А03-11454/2012.
Следовательно, налогоплательщик неверно исчислил размер земельного налога за указанный период в сумме 195231 руб.
Доводу Общества о возможности расчета земельного налога за 2010 год, исходя из нормативной цены земли, судом дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, основания для переоценки которой отсутствуют.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в 2010 году в целях налогообложения подлежала применению кадастровая стоимость, установленная постановлением Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 в размере 42521658 руб. исходя из которой сумма земельного налога за указанный налоговый период составляет 254820 руб.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговый орган необоснованно предложил Обществу уплатить недоимку по налогу в сумме 358428 руб., основываясь на том, что ему следовало уплатить налог в общей сумме 553659 руб. исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Указанное свидетельствует о том, что решение Инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу в сумме, превышающей 59589 руб. (254820 руб. - 195231 руб.), является незаконным.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными, основанными на исследованных по делу доказательствах.
Суд первой инстанции, рассмотрев отказ Общества от требований о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 23.12.2013, установив, что он не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен полномочным лицом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекратил производство по делу.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку заявителем государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена по ненадлежащим реквизитам, с ООО "Алтай-Сдобри" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб., а ошибочно уплаченная по платежному поручению N 2655 от 10.06.2014 г. государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2014 года по делу N А03-5060/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению N 2655 от 10.06.2014 г. государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А03-5060/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А03-5060/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: А.Л. Полосина, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Дмитриевой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи, после перерыва помощником судьи Карташовой Н.В. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованных лиц: Будкеева К.В. по доверенности от 12.05.2014 г., удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 21 мая 2014 года по делу N А03-5060/2014 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306, 656008, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 304)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (656068, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 47)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 118)
о признании решений недействительными,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и к Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании недействительным решения от 24.12.2013, принятого по апелляционной жалобе на вышеуказанное решение.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21 мая 2014 года, с учетом определения Арбитражного суда Алтайского края от 12 августа 2014 г. об исправлении описки, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу за 2010 год в сумме, превышающей 59 589 руб.
Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Алтай-Сдобри". В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Кроме того, суд первой инстанции в части требования Общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 24.12.2013 прекратил производство по делу в связи с принятием отказа от требования.
Суд взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю в пользу ООО "Алтай-Сдобри" 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Алтайского края и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Подробно доводы Инспекции изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Инспекции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда оставить без изменения.
Общество о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представителя не направило.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 37360 кв. м, расположенный по адресу: г. Барнаул, ул. Интернациональная, 304, кадастровый номер 22:63:050424:4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 22 АБ 511333.
11.06.2013 Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год в отношении указанного земельного участка, отразив в ней сумму налогового обязательства в размере 195231 руб.
На основе указанной декларации инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 25.09.2013 N 5378.
Рассмотрев акт проверки, Инспекция приняла решение от 12.11.2013 N 838 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уплатить доначисленный земельный налог за 2010 год в размере 358428 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 24.12.2013 решение налогового органа оставлено без изменения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований в части, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки исходил из имеющейся информации, представленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, согласно которой кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 22:63:050424:4 в 2010 году составляла 92388665 руб.
Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", которое вступило в силу с 01.01.2010 (п. 3 данного постановления).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Согласно материалам дела, при принятии оспариваемого акта налоговый орган исходил из того, что указанное постановление не относится к актам законодательства о налогах и поэтому к нему не могут быть применены приложения статьи 5 НК РФ, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Постановлением от 02.07.2013 N 17-П Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Закрепленный в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принцип непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений означает, что содержащиеся в нем сведения, в частности, о кадастровой стоимости должны регулярно обновляться, но при этом до момента внесения новых сведений старые сведения должны признаваться действующими, а после внесения новых сведений - не удаляться, а сохраняться.
Таким образом, поскольку постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 официально опубликовано в газете "Алтайская правда" N 415-416, 30.12.2009, то в целях налогообложения оно может быть применено с 01.01.2011.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, налоговая база по земельному налогу за 2010 года в рассматриваемом случае должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 42521658 руб., установленной постановлением Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Алтайского края".
Однако, согласно уточненной налоговой декларации Обществом земельный налог за 2010 год исчислен в размере 195231 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 32578000 руб. Указанная кадастровая стоимость установлена равной его рыночной стоимости решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.12.2012 в рамках дела N А03-11454/2012.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, с учетом положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", верно определил, что установленная решением суда по делу N А03-11454/2012, вступившим в законную силу 09.01.2013, рыночная стоимость спорного земельного участка является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
При исчислении земельного налога за 2010 год у Общества отсутствовали правовые основания руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением арбитражного суда от 04.12.2012 по делу N А03-11454/2012.
Следовательно, налогоплательщик неверно исчислил размер земельного налога за указанный период в сумме 195231 руб.
Доводу Общества о возможности расчета земельного налога за 2010 год, исходя из нормативной цены земли, судом дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, основания для переоценки которой отсутствуют.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в 2010 году в целях налогообложения подлежала применению кадастровая стоимость, установленная постановлением Администрации Алтайского края от 13.04.2004 N 162 в размере 42521658 руб. исходя из которой сумма земельного налога за указанный налоговый период составляет 254820 руб.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что налоговый орган необоснованно предложил Обществу уплатить недоимку по налогу в сумме 358428 руб., основываясь на том, что ему следовало уплатить налог в общей сумме 553659 руб. исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Указанное свидетельствует о том, что решение Инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу в сумме, превышающей 59589 руб. (254820 руб. - 195231 руб.), является незаконным.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными, основанными на исследованных по делу доказательствах.
Суд первой инстанции, рассмотрев отказ Общества от требований о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 23.12.2013, установив, что он не противоречит закону, не нарушает права других лиц и заявлен полномочным лицом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекратил производство по делу.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку заявителем государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы уплачена по ненадлежащим реквизитам, с ООО "Алтай-Сдобри" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб., а ошибочно уплаченная по платежному поручению N 2655 от 10.06.2014 г. государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.05.2014 года по делу N А03-5060/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе 1000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Алтай-Сдобри" (ОГРН 1022201760107, ИНН 2225036306) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению N 2655 от 10.06.2014 г. государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)