Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года по делу N А58-4908/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Росбланкиздат" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 04-22/1549 от 12.08.2013 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера (суд первой инстанции: Андреев В.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Росбланкиздат" (ОГРН 1071435000141, ИНН 1435182012, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, 21; далее - ОАО "Росбланкиздат", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, место нахождения:677000, г. Якутск, 202 мкр-н, корп. 23, место нахождения: далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 04-22/1549 от 12.08.2013 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 17084 от 25.06.2013 признано недействительным.
В удовлетворении требования к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) отказано.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о неправомерности доначисления обществу земельного налога за 2012 год, соответствующих пени и налоговых санкций. Суд первой инстанции согласился с налогоплательщиком в том, что Общество при исчислении земельного налога обоснованно применило налоговую ставку в размере 0,01% от кадастровой стоимости, установленную Положением об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 ПГС N 37-5, в редакции Решения Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным решения инспекции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права.
Со ссылкой на статью 15, пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ инспекция указывает, что при установлении местных налогов, к которым относится земельный налог, представительными органами местного самоуправления определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5 утверждено Положение об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", в соответствии с пунктом 2.1.1 которого для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" налоговая ставка установлена в размере 0,01% кадастровой стоимости.
Пунктом 1.1 Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, с 01.01.2010 размер налоговой ставки для функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" установлен 0,3% от кадастровой стоимости.
Позже Решением Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 вновь внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, пункт 2.1.1. изложен в новой редакции. Изменено определение вида использования с "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки (земельные участки жилых домов, общежитий, прочие земли жилых зданий) на "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", состав вида разрешенного использования земельных участков - "Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, земельные участки общежитий, прочие земли жилых зданий". Размер налоговой ставки составил 0,01% от кадастровой стоимости. Действие решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
По мнению инспекции, ввиду того, что Решение Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 не содержит ссылки об отмене предыдущего Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, с 01.01.2010 по настоящее время для указанного вида использования земельного участка размер налоговой ставки установлен 0,3% кадастровой стоимости.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает запрета на принятие нормативно-правовых актов с установлением срока вступления в более поздние, чем предусмотрено статьей 5 Налогового кодекса РФ, сроки.
Инспекция отмечает, что судом первой инстанции необоснованно указано на то, что Решение Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 было изложено в новой редакции решением от 10.02.2009 N РЯГД-13-3, поскольку изменения вносились в Положение.
Письмо Якутской городской Думы от 11.03.2013 N 205, на которое ссылается общество, не дает четкого ответа о размере налоговой ставки земельного налога на период с 01.01.2010. Из разъяснений Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, данных в письме от 15.04.2013 N 0208-05, следует, что с 01.01.2010 по настоящее время налоговая ставка земельного налога подлежит применению в размере 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичной позиции придерживается и заместитель главы городского округа "Город Якутск" в письме от 11.04.2013 N 05/139, и письме на судебный запрос.
В данном случае на основании статьи 34.2 Налогового кодекса РФ финансовым органом муниципального образования было дано официальное разъяснение по вопросам применения нормативно-правового акта муниципального образования о местных налогам и сборах по размеру налоговой ставки.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что Общество и Управление не настаивало на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Инспекцией части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2013 года ОАО "Росбланкиздат" в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу на 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 919 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 20 мая 2013 года N 44536, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 26 650 руб., штраф в размере 5 330 руб., а также пени в размере 1726, 21 руб.
19.06.2013 Обществом представлены в Инспекцию письменные возражения на акт проверки исх. N 202/01-09 от 19.06.2013.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки, в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика при надлежащем извещении последнего о времени и месте рассмотрения, заместителем руководителя инспекции принято решение N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 5330 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 1980 руб. 85 коп., предложено уплатить земельный налог в размере 26650 руб.
Общество в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ, обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), решением которого N 04-22/1549 от 12.08.2013 года в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказано, решение инспекции N 17084 от 25.06.2013 оставлено без изменения, вступило в силу 12.08.2013.
Заявитель, считая, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, нарушений порядка проведения налоговой проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Как следует из материалов дела, установлено в акте проверки и не оспаривается сторонами, ОАО "Росбанланкиздат" в 2012 году на праве собственности (дата возникновения 25.10.2007) принадлежал земельный участок, расположенный на территории городского округа "Город Якутск", кадастровый номер 14:36:106007:39, с разрешенным использованием "Под жилую застройку (среднеэтажную)", общество являлось плательщиком земельного налога.
Спор по кадастровой стоимости земельного участка, принадлежности земельного участка обществу, его площади и вида разрешенного использования между ОАО "Росбланкиздат" и налоговым органом отсутствует.
Как следует из акта проверки и решения инспекции, основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пени и санкций послужил вывод налогового органа о применения Обществом заниженного размера ставки земельного налога за 2012 год. Заявитель в представленной декларации производил расчет из расчета 0,01% кадастровой стоимости земельного участка, тогда как следовало исчислять налог, исходя из размера ставки 0,3% кадастровой стоимости земли.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, признавшего доводы инспекции недостаточно обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки земельного налога предусмотрены статьями 389 - 394 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении, в том числе, земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" на территории городского округа "Город Якутск" вопросы по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Якутской городской Думы.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5 утверждено Положение об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", в соответствии с пунктом 2.1.1 которого для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" налоговая ставка установлена в размере 0,01% кадастровой стоимости.
Пунктом 1.1 Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, размер налоговой ставки для функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" установлен 0,3% от кадастровой стоимости. Решением установлено, что увеличение размера ставки земельного налога с 0,01% до 0,3% вступает в силу с 1 января 2010 года.
Решением Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 вновь внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, пункт 2.1.1. Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", изложен в новой редакции. Изменено определение вида использования с "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки (земельные участки жилых домов, общежитий, прочие земли жилых зданий) на "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", состав вида разрешенного использования земельных участков - "Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, земельные участки общежитий, прочие земли жилых зданий". Размер налоговой ставки составил 0,01% от кадастровой стоимости. Пунктом 3 указанного решения определено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Следовательно, налоговая ставка в размере 0,01% в отношении вида использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", установлена пунктом 2.1.1 Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5, действующего в редакции Решения Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3.
Инспекция на основании ответов на запросы в финансовый орган Администрации Муниципального образования "Город Якутск" и в Администрацию Муниципального образования "Город Якутск", из содержания которых следовало, что поскольку в принятом Решении Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 не было ссылки на отмену Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, нормы которого не вступили в законную силу, следовательно, с 01.01.2010 должна действовать редакция Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, устанавливающая размер налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка) пришла к выводу о том, что заявитель неправомерно произвел расчет налога (занизив его ставку с 0,3 до 0,01%).
Между тем суд первой инстанции правильно исходил из того, что системное толкование и техника принятия нормативных правовых актов свидетельствует о том, что последним по времени принятым решением Якутской городской Думы (от 10.02.2009 N РЯГД-13-3) была установлена ставка земельного налога для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" в размере 0,01% от кадастровой стоимости. Данная налоговая ставка в спорный период не пересматривалась и не отменялась Якутской городской Думой, при этом в нормативном акте не введены ограничения по применению ее во времени (до 01.01.2010).
Принятие Якутской городской Думой решения от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 об установлении налоговой ставки по рассматриваемому виду использования земельных участков в размере 0,01%, то есть ставки, которая была изначально установлена в пункте 2.1.1 Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5, подтверждает направленность воли законодателя на аннулирование принятого Якутской городской Думой решения от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 об увеличении налоговой ставки до 0,3%.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание ссылку общества на ответ на обращение в Якутскую городскую Думы от 11.03.2013 N 205, согласно которому размер налоговой ставки рассматриваемого вида функционального использования земельного участка с 1 января 2009 года составляет 0,01% от кадастровой стоимости.
Соответственно, правовых оснований для вывода о том, что с 1 января 2010 года и в рассматриваемый период подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3% кадастровой стоимости, установленная ранее принятым решением Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, не имеется.
С учетом вышеприведенных выводов судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки инспекции на разъяснения Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, данные в письме от 15.04.2013 N 0208-05, позицию заместителя главы городского округа "Город Якутск" в письме от 11.04.2013 N 05/139, в письме от 21.10.2013 N 0481-05 Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске на судебный запрос, в письме от 21.10.2013 N 1277 Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска, поскольку приведенная в них правовая позиция основана на ошибочном толковании и применении норм права.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу земельного налога, соответствующих пени и налоговых санкций, что является основанием для удовлетворения заявленных обществом требований. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
В силу положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), которая инспекцией не исполнена.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в рассматриваемой части.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года по делу N А58-4908/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А58-4908/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А58-4908/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года по делу N А58-4908/2013 по заявлению Открытого акционерного общества "Росбланкиздат" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 04-22/1549 от 12.08.2013 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера (суд первой инстанции: Андреев В.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Открытое акционерное общество "Росбланкиздат" (ОГРН 1071435000141, ИНН 1435182012, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Винокурова, 21; далее - ОАО "Росбланкиздат", Общество, налогоплательщик) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, место нахождения:677000, г. Якутск, 202 мкр-н, корп. 23, место нахождения: далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения N 04-22/1549 от 12.08.2013 по апелляционной жалобе на акт налогового органа ненормативного характера.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) N 17084 от 25.06.2013 признано недействительным.
В удовлетворении требования к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) отказано.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о неправомерности доначисления обществу земельного налога за 2012 год, соответствующих пени и налоговых санкций. Суд первой инстанции согласился с налогоплательщиком в том, что Общество при исчислении земельного налога обоснованно применило налоговую ставку в размере 0,01% от кадастровой стоимости, установленную Положением об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 ПГС N 37-5, в редакции Решения Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным решения инспекции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, и неправильное применение судом норм материального права.
Со ссылкой на статью 15, пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ инспекция указывает, что при установлении местных налогов, к которым относится земельный налог, представительными органами местного самоуправления определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5 утверждено Положение об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", в соответствии с пунктом 2.1.1 которого для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" налоговая ставка установлена в размере 0,01% кадастровой стоимости.
Пунктом 1.1 Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, с 01.01.2010 размер налоговой ставки для функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" установлен 0,3% от кадастровой стоимости.
Позже Решением Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 вновь внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, пункт 2.1.1. изложен в новой редакции. Изменено определение вида использования с "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки (земельные участки жилых домов, общежитий, прочие земли жилых зданий) на "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", состав вида разрешенного использования земельных участков - "Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, земельные участки общежитий, прочие земли жилых зданий". Размер налоговой ставки составил 0,01% от кадастровой стоимости. Действие решения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2009.
По мнению инспекции, ввиду того, что Решение Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 не содержит ссылки об отмене предыдущего Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, с 01.01.2010 по настоящее время для указанного вида использования земельного участка размер налоговой ставки установлен 0,3% кадастровой стоимости.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает запрета на принятие нормативно-правовых актов с установлением срока вступления в более поздние, чем предусмотрено статьей 5 Налогового кодекса РФ, сроки.
Инспекция отмечает, что судом первой инстанции необоснованно указано на то, что Решение Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 было изложено в новой редакции решением от 10.02.2009 N РЯГД-13-3, поскольку изменения вносились в Положение.
Письмо Якутской городской Думы от 11.03.2013 N 205, на которое ссылается общество, не дает четкого ответа о размере налоговой ставки земельного налога на период с 01.01.2010. Из разъяснений Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, данных в письме от 15.04.2013 N 0208-05, следует, что с 01.01.2010 по настоящее время налоговая ставка земельного налога подлежит применению в размере 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. Аналогичной позиции придерживается и заместитель главы городского округа "Город Якутск" в письме от 11.04.2013 N 05/139, и письме на судебный запрос.
В данном случае на основании статьи 34.2 Налогового кодекса РФ финансовым органом муниципального образования было дано официальное разъяснение по вопросам применения нормативно-правового акта муниципального образования о местных налогам и сборах по размеру налоговой ставки.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.01.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что Общество и Управление не настаивало на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Инспекцией части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2013 года ОАО "Росбланкиздат" в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу на 2012 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере 919 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации должностным лицом инспекции составлен акт проверки от 20 мая 2013 года N 44536, в соответствии с которым обществу доначислен земельный налог в сумме 26 650 руб., штраф в размере 5 330 руб., а также пени в размере 1726, 21 руб.
19.06.2013 Обществом представлены в Инспекцию письменные возражения на акт проверки исх. N 202/01-09 от 19.06.2013.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки, в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика при надлежащем извещении последнего о времени и месте рассмотрения, заместителем руководителя инспекции принято решение N 17084 от 25.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 5330 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 1980 руб. 85 коп., предложено уплатить земельный налог в размере 26650 руб.
Общество в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ, обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), решением которого N 04-22/1549 от 12.08.2013 года в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказано, решение инспекции N 17084 от 25.06.2013 оставлено без изменения, вступило в силу 12.08.2013.
Заявитель, считая, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, нарушений порядка проведения налоговой проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
Как следует из материалов дела, установлено в акте проверки и не оспаривается сторонами, ОАО "Росбанланкиздат" в 2012 году на праве собственности (дата возникновения 25.10.2007) принадлежал земельный участок, расположенный на территории городского округа "Город Якутск", кадастровый номер 14:36:106007:39, с разрешенным использованием "Под жилую застройку (среднеэтажную)", общество являлось плательщиком земельного налога.
Спор по кадастровой стоимости земельного участка, принадлежности земельного участка обществу, его площади и вида разрешенного использования между ОАО "Росбланкиздат" и налоговым органом отсутствует.
Как следует из акта проверки и решения инспекции, основанием для доначисления земельного налога, соответствующих пени и санкций послужил вывод налогового органа о применения Обществом заниженного размера ставки земельного налога за 2012 год. Заявитель в представленной декларации производил расчет из расчета 0,01% кадастровой стоимости земельного участка, тогда как следовало исчислять налог, исходя из размера ставки 0,3% кадастровой стоимости земли.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции, признавшего доводы инспекции недостаточно обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки земельного налога предусмотрены статьями 389 - 394 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении, в том числе, земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 3 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" на территории городского округа "Город Якутск" вопросы по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Якутской городской Думы.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5 утверждено Положение об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", в соответствии с пунктом 2.1.1 которого для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" налоговая ставка установлена в размере 0,01% кадастровой стоимости.
Пунктом 1.1 Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, размер налоговой ставки для функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" установлен 0,3% от кадастровой стоимости. Решением установлено, что увеличение размера ставки земельного налога с 0,01% до 0,3% вступает в силу с 1 января 2010 года.
Решением Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 вновь внесены изменения в Постановление от 25.10.2005 ПГС N 37-5, пункт 2.1.1. Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", изложен в новой редакции. Изменено определение вида использования с "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки (земельные участки жилых домов, общежитий, прочие земли жилых зданий) на "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", состав вида разрешенного использования земельных участков - "Земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, среднеэтажных жилых домов, многоэтажных жилых домов, земельные участки общежитий, прочие земли жилых зданий". Размер налоговой ставки составил 0,01% от кадастровой стоимости. Пунктом 3 указанного решения определено, что оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Следовательно, налоговая ставка в размере 0,01% в отношении вида использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", установлена пунктом 2.1.1 Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5, действующего в редакции Решения Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3.
Инспекция на основании ответов на запросы в финансовый орган Администрации Муниципального образования "Город Якутск" и в Администрацию Муниципального образования "Город Якутск", из содержания которых следовало, что поскольку в принятом Решении Якутской городской Думы от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 не было ссылки на отмену Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, нормы которого не вступили в законную силу, следовательно, с 01.01.2010 должна действовать редакция Решения Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, устанавливающая размер налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка) пришла к выводу о том, что заявитель неправомерно произвел расчет налога (занизив его ставку с 0,3 до 0,01%).
Между тем суд первой инстанции правильно исходил из того, что системное толкование и техника принятия нормативных правовых актов свидетельствует о том, что последним по времени принятым решением Якутской городской Думы (от 10.02.2009 N РЯГД-13-3) была установлена ставка земельного налога для вида функционального использования земельного участка "Земли под жилыми домами многоэтажной застройки" в размере 0,01% от кадастровой стоимости. Данная налоговая ставка в спорный период не пересматривалась и не отменялась Якутской городской Думой, при этом в нормативном акте не введены ограничения по применению ее во времени (до 01.01.2010).
Принятие Якутской городской Думой решения от 10.02.2009 N РЯГД-13-3 об установлении налоговой ставки по рассматриваемому виду использования земельных участков в размере 0,01%, то есть ставки, которая была изначально установлена в пункте 2.1.1 Положения об установлении ставок земельного налога, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории муниципального образования "Город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.10.2005 N ПГС N 37-5, подтверждает направленность воли законодателя на аннулирование принятого Якутской городской Думой решения от 09.12.2008 N РЯГД-11-6 об увеличении налоговой ставки до 0,3%.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание ссылку общества на ответ на обращение в Якутскую городскую Думы от 11.03.2013 N 205, согласно которому размер налоговой ставки рассматриваемого вида функционального использования земельного участка с 1 января 2009 года составляет 0,01% от кадастровой стоимости.
Соответственно, правовых оснований для вывода о том, что с 1 января 2010 года и в рассматриваемый период подлежит применению налоговая ставка в размере 0,3% кадастровой стоимости, установленная ранее принятым решением Якутской городской Думы от 09.12.2008 N РЯГД-11-6, не имеется.
С учетом вышеприведенных выводов судом апелляционной инстанции отклоняются ссылки инспекции на разъяснения Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске, данные в письме от 15.04.2013 N 0208-05, позицию заместителя главы городского округа "Город Якутск" в письме от 11.04.2013 N 05/139, в письме от 21.10.2013 N 0481-05 Управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в г. Якутске на судебный запрос, в письме от 21.10.2013 N 1277 Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска, поскольку приведенная в них правовая позиция основана на ошибочном толковании и применении норм права.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу земельного налога, соответствующих пени и налоговых санкций, что является основанием для удовлетворения заявленных обществом требований. Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
В силу положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), которая инспекцией не исполнена.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в рассматриваемой части.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2013 года по делу N А58-4908/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)