Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2010 года по делу N А07-22030/2009 (судья Сафиуллина Р.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее -заявитель, налогоплательщик, ООО "Олимп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная инспекция) процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 459 712 руб. 43 коп.
В качестве третьего лица в заявлении, поданном в Арбитражный суд Республики Башкортостан налогоплательщиком была указана Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.10.2009 по делу N А07-22030/2009 заявление налогоплательщика было принято к производству арбитражного суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (л.д. 1-2).
В связи со снятием ООО "Олимп" с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан и постановкой на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, определением арбитражного суда первой инстанции от 13.01.2010 по делу N А07-22030/2009 Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора и привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика.
В последующем, в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования уточнены налогоплательщиком. ООО "Олимп" просило обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы произвести начисление и уплату процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 456 108 руб. 42 коп. От требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан общество с ограниченной ответственностью "Олимп" отказалось (л.д. 76).
Решением суда первой инстанции от 15.01.2010 требования заявителя удовлетворены.
С Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы в пользу заявителя взысканы проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в сумме 456 108 руб. 42 коп.
В отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала, что выплата процентов должна быть осуществлена тем налоговым органом, который допустил нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, в данном случае, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан.
Также податель апелляционной жалобы считает, что требования налогоплательщика в части начисления процентов за период с 29.04.2008 по 16.12.2008 являются необоснованными, поскольку, производя возврат налога 29.04.2008 в сумме 1 104 000 руб., Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы руководствовалась вступившим в законную силу решением суда от 16.07.2007 по делу N А07-6932/2007, которым частично удовлетворены требования заявителя о возврате излишне уплаченного налога на бизнес в размере 1 104 000 руб. Оставшаяся же сумма в размере 2 271 000 руб. признана в качестве излишне уплаченного налога лишь решением суда от 27.09.2008 в порядке пересмотра судебного акта по делу N А07-6932/2007 по вновь открывшимся обстоятельствам, и возвращена 16.12.2008.
Таким образом, по мнению Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, вина налогового органа за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в данном случае отсутствует, а потому проценты согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не должны быть взысканы.
Кроме того, налоговый орган полагает, что в связи с имущественным характером заявленных требований должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что в силу условий п. 1 ст. 30 Кодекса, налоговые органы в Российской Федерации представляют единую систему, в связи с чем, обязанность по уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога правомерно возложена обжалуемым в апелляционном порядке судебным актом, на Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы. Также ООО "Олимп" в обоснование возражений, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку уполномоченных представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и налогового органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по Калининскому району г. Уфы 28.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 02 N 003714743; общество осуществляло предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса и в соответствии с представленными документами является плательщиком налога на игорный бизнес (л.д. 8).
ООО "Олимп" за период с июля 2005 г. по декабрь 2006 г. исчислило и уплатило в республиканский бюджет налог на игорный бизнес в сумме 4 218 750 руб., исходя из ставки 7 500 рублей за один игровой автомат, установленной главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество, как субъект малого предпринимательства, на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), считая, что оно было вправе уплачивать налог на игорный бизнес по действовавшей на 21.10.2003 ставке - 1 500 рублей, обратилось в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы с заявлением от 16.02.2007 N 2 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб. (л.д. 38-39).
Считая бездействие налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2007 по делу N А07-6932/07-А-ЧСЛ требования ООО "Олимп" удовлетворены частично. Бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, выраженное в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "Олимп" суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 1 104 000 руб. признано незаконным. На Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Уфы возложена обязанность произвести возврат ООО "Олимп" данной суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2007 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2007 по делу N А07-6932/2007 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2008 по делу N А07-6932/2007 признано незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, выраженное в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб.
Указанным судебным актом на Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы возложена обязанность по возврату ООО "Олимп" невозвращенной на момент принятия решения суда суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 2 271 000.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды исходили из того, что общество вправе в спорном периоде воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона.
Возврат обществу суммы налога на игорный бизнес фактически произведен 29.04.2008 в сумме 1 104 000 руб. и 16.12.2008 в сумме 2 271 000 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа произвести начисление и уплату процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщика требования по настоящему делу, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что возврат излишне уплаченного налога осуществлен с нарушением срока, установленного ст. 78 НК РФ, факт наличия переплаты установлен вступившим в законную силу решением арбитражного суда.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то статья 78 Кодекса подлежит применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Согласно пунктам 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела судебными актами по делу А07-6932/2007 удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пункт 10 статьи 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями пункта 6 статьи 78 НК РФ для реального возврата налога.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения пункта 10 статьи 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в пункте 6 статьи 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанного впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком при рассмотрении дела судом первой инстанции представлен расчет процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес (л.д. 76).
Сумма процентов исчислялась исходя из даты, следующей за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога (16.02.2007) с учетом трехмесячного срока для проверки уточненных налоговых деклараций (17.05.2007), даты фактического возврата (29.04.2008, 16.12.2008), суммы несвоевременно возвращенного налога и составила 456 108 руб. 42 коп.
Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07, после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с 14.12.2009 (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 14.12.2009 N 1030203733911) перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что подача какого-либо отдельного заявления на начисление и выплату процентов на излишне взысканные суммы Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Налоговый орган обязан произвести такое начисление самостоятельно, в силу прямого указания закона (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2010 года по делу N А07-22030/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2010 N 18АП-1768/2010 ПО ДЕЛУ N А07-22030/2009
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2010 г. N 18АП-1768/2010
Дело N А07-22030/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Кузнецова Ю.А., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2010 года по делу N А07-22030/2009 (судья Сафиуллина Р.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее -заявитель, налогоплательщик, ООО "Олимп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная инспекция) процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 459 712 руб. 43 коп.
В качестве третьего лица в заявлении, поданном в Арбитражный суд Республики Башкортостан налогоплательщиком была указана Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.10.2009 по делу N А07-22030/2009 заявление налогоплательщика было принято к производству арбитражного суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы привлечена к участию в деле в качестве третьего лица (л.д. 1-2).
В связи со снятием ООО "Олимп" с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан и постановкой на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, определением арбитражного суда первой инстанции от 13.01.2010 по делу N А07-22030/2009 Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора и привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика.
В последующем, в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования уточнены налогоплательщиком. ООО "Олимп" просило обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы произвести начисление и уплату процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 456 108 руб. 42 коп. От требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан общество с ограниченной ответственностью "Олимп" отказалось (л.д. 76).
Решением суда первой инстанции от 15.01.2010 требования заявителя удовлетворены.
С Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы в пользу заявителя взысканы проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога в сумме 456 108 руб. 42 коп.
В отношении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала, что выплата процентов должна быть осуществлена тем налоговым органом, который допустил нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, в данном случае, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан.
Также податель апелляционной жалобы считает, что требования налогоплательщика в части начисления процентов за период с 29.04.2008 по 16.12.2008 являются необоснованными, поскольку, производя возврат налога 29.04.2008 в сумме 1 104 000 руб., Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы руководствовалась вступившим в законную силу решением суда от 16.07.2007 по делу N А07-6932/2007, которым частично удовлетворены требования заявителя о возврате излишне уплаченного налога на бизнес в размере 1 104 000 руб. Оставшаяся же сумма в размере 2 271 000 руб. признана в качестве излишне уплаченного налога лишь решением суда от 27.09.2008 в порядке пересмотра судебного акта по делу N А07-6932/2007 по вновь открывшимся обстоятельствам, и возвращена 16.12.2008.
Таким образом, по мнению Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, вина налогового органа за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в данном случае отсутствует, а потому проценты согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не должны быть взысканы.
Кроме того, налоговый орган полагает, что в связи с имущественным характером заявленных требований должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что в силу условий п. 1 ст. 30 Кодекса, налоговые органы в Российской Федерации представляют единую систему, в связи с чем, обязанность по уплате процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога правомерно возложена обжалуемым в апелляционном порядке судебным актом, на Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы. Также ООО "Олимп" в обоснование возражений, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку уполномоченных представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и налогового органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Олимп" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по Калининскому району г. Уфы 28.04.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 02 N 003714743; общество осуществляло предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса и в соответствии с представленными документами является плательщиком налога на игорный бизнес (л.д. 8).
ООО "Олимп" за период с июля 2005 г. по декабрь 2006 г. исчислило и уплатило в республиканский бюджет налог на игорный бизнес в сумме 4 218 750 руб., исходя из ставки 7 500 рублей за один игровой автомат, установленной главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество, как субъект малого предпринимательства, на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), считая, что оно было вправе уплачивать налог на игорный бизнес по действовавшей на 21.10.2003 ставке - 1 500 рублей, обратилось в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы с заявлением от 16.02.2007 N 2 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб. (л.д. 38-39).
Считая бездействие налогового органа в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2007 по делу N А07-6932/07-А-ЧСЛ требования ООО "Олимп" удовлетворены частично. Бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, выраженное в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "Олимп" суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 1 104 000 руб. признано незаконным. На Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Уфы возложена обязанность произвести возврат ООО "Олимп" данной суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.10.2007 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2007 по делу N А07-6932/2007 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2008 по делу N А07-6932/2007 признано незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы, выраженное в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 руб.
Указанным судебным актом на Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Уфы возложена обязанность по возврату ООО "Олимп" невозвращенной на момент принятия решения суда суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 2 271 000.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суды исходили из того, что общество вправе в спорном периоде воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона.
Возврат обществу суммы налога на игорный бизнес фактически произведен 29.04.2008 в сумме 1 104 000 руб. и 16.12.2008 в сумме 2 271 000 руб., что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об обязании налогового органа произвести начисление и уплату процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщика требования по настоящему делу, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что возврат излишне уплаченного налога осуществлен с нарушением срока, установленного ст. 78 НК РФ, факт наличия переплаты установлен вступившим в законную силу решением арбитражного суда.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то статья 78 Кодекса подлежит применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
Согласно пунктам 7, 9 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела судебными актами по делу А07-6932/2007 удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 3 375 000 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пункт 10 статьи 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями пункта 6 статьи 78 НК РФ для реального возврата налога.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения пункта 10 статьи 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в пункте 6 статьи 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанного впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Из материалов дела следует, что налогоплательщиком при рассмотрении дела судом первой инстанции представлен расчет процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес (л.д. 76).
Сумма процентов исчислялась исходя из даты, следующей за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога (16.02.2007) с учетом трехмесячного срока для проверки уточненных налоговых деклараций (17.05.2007), даты фактического возврата (29.04.2008, 16.12.2008), суммы несвоевременно возвращенного налога и составила 456 108 руб. 42 коп.
Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно пункту 2 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07, после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с 14.12.2009 (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 14.12.2009 N 1030203733911) перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы относительно несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что подача какого-либо отдельного заявления на начисление и выплату процентов на излишне взысканные суммы Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Налоговый орган обязан произвести такое начисление самостоятельно, в силу прямого указания закона (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2010 года по делу N А07-22030/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)