Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2014 ПО ДЕЛУ N А42-7537/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу N А42-7537/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Абакумовой И.Д., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от истца (заявителя): Уманчеев А.Р. - доверенность от 21.05.2014
от ответчика (должника): Жвакина О.В. - доверенность от 03.02.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8634/2014) ИФНС России по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014 по делу N А42-7537/2013 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по заявлению Центрального Банка РФ в лице Главного Управления по Мурманской области
к ИФНС России по г. Мурманску
о признании недействительным решения N 2052 от 04.10.2013 и обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2011 - 2012 гг. в общей сумме 151 958 руб.

установил:

Центральный банк Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, место нахождения: улица Неглинная, дом 12, город Москва) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Мурманской области (место нахождения: улица Профсоюзов, дом 11, город Мурманск, далее - Банк, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (ОГРН 1045100223850, место нахождения: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2052 от 04.10.2013 об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога за 2011 - 2012 гг. и обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2011 - 2012 гг. в общей сумме 151 958 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2014 заявленные Банком требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. По мнению налогового органа, кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП подлежит применению при исчислении земельного налога за 2013 год, в связи с чем перерасчет налоговых обязательств за 2011 и 2012 год осуществленный банком в уточненных декларациях противоречит требованиям закона.
В судебном заседании представитель инспекции требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель налогоплательщика с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Банк является плательщиком земельного налога в отношении следующим земельных участков под административными зданиями Банка России:
- - с кадастровым номером 51:20:0002058:2, расположен по адресу: улица Профсоюзов, дом 11, город Мурманск;
- - с кадастровым номером 51:20:0002123:14, расположен по адресу: проспект Ленина, дом 31-а, город Мурманск;
- - с кадастровым номером 51:20:0003202:7, расположен по адресу: улица Чумбарова-Лучинского, дом 14, город Мурманск;
- - с кадастровым номером 51:20:0001319:1, расположен по адресу: проезд Автопарковый, город Мурманск (том 2 л.д. 1-8, том 2).
Банк своевременно и в полном объеме исчислил и уплатил в бюджет земельный налог за 2011 и 2012 год. При исчислении земельного налога использована кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области".
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области, определенные по состоянию на 01.01.2011 (пункт 1) и признано утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447 (пункт 3).
В соответствии с письмом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 14.02.2013 Nс 19-10/796-ОМ кадастровая стоимость земельных участков под административными зданиями Банка России была рассчитана исходя из вида разрешенного пользования - Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения. Вместе с тем, данный вид разрешенного использования земельных участков был определен неверно.
Постановлением Правительства Мурманской области от 22.04.2013 N 209-ПП внесены изменения в постановление Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП в отношении кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в пользовании Банка России.
В связи с тем, что постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП кадастровая оценка земельных участков, в отношении которых Банком уплачивается земельный налог, была уменьшена по состоянию на 01.01.2011, налогоплательщик произвел пересчет налоговой базы по земельному налогу и 20.06.2013 представил в инспекцию уточненные налоговые декларации за 2011 - 2012 гг.
В уточненных налоговых декларациях за 2011 - 2012 гг. подлежащие уплате суммы налога в отношении земельных участков были уменьшены пропорционально уменьшению их кадастровой стоимости.
Актом совместной сверки расчетов по налогам сборам, пеням и штрафам N 52600 за период 01.01.2013 по 05.09.2013 по состоянию расчетов на 06.09.2013 налоговый орган подтвердил наличие у заявителя переплаты в общей сумме 1 090 020 руб., в том числе по земельному налогу за 2011 - 2012 гг. в сумме 151 958 руб. (том 1 л.д. 26-28).
Сумма переплаты за 2011 и 2012 года, составила 151 958 руб. (75 979 руб. за 2011 год и 75 979 руб. за 2012 год).
19.09.2013 Банк обратился в Инспекцию с заявлениями N 11-4-18/3544 и N 11-4-18/3543 о возврате переплаты по земельному налогу за 2011 - 2012 гг. в общей сумме 151 958 руб. (том 1 л.д. 29-32).
Инспекцией в период с 20.06.2013 по 20.09.2013 проведены камеральные проверка уточненных деклараций по земельному налогу за 2011, 2012 год, по результатам которых составлены акты от 20.09.2013 N 20218, N 20219, вынесены решения от 05.11.2013 N 30027, N 30026 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми Банку доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 75 979 руб., за 2012 год в сумме 75 979 руб.
Решениями Управления ФНС России по Мурманской области от 24.12.2012 N 416, N 417 апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения.
04.10.2013 Инспекцией принято решение N 2052 об отказе в осуществлении зачета (возврата), в соответствии с которым в возврате налога заявителю отказано, поскольку по результатам проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2011 - 2012 гг. установлено занижение налогоплательщиком сумм земельного налога, подлежащих уплате по срокам 01.02.2012 на сумму 75 979 руб. и 01.02.2013 на сумму 75 979 руб. и предложено доначислить суммы земельного налога за 2011 - 2012 гг. (том 1 л.д. 47).
Считая решение инспекции об отказе в осуществлении зачета (возврата) земельного налога не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа и обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченного земельного налога за 2011 год в сумме 75 979 руб. и за 2012 года в сумме 75 979 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что Банк правомерно при предоставлении уточненных налоговых деклараций за 2011, 2012 года исчислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области".
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правительство Мурманской области постановлением от 23.11.2006 N 447-ПП утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Мурманской области по состоянию на 01.01.2007.
Постановлением от 28.08.2012 N 425-ПП Правительство Мурманской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области, определенные по состоянию на 01.01.2011.
Постановление Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП было признано утратившим силу.
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку в постановлении от 28.08.2012 N 425-ПП Правительство Мурманской области прямо указано, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области определены по состоянию на 01.01.2011, то судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Банк, применяя кадастровую стоимость, утвержденную постановлением N 425-ПП, действовал в соответствии с положениями п. 1 ст. 391 НК РФ.
Налоговая база определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения измениться в течение налогового периода.
Согласно постановлению от 28.08.2012 N 425-ПП кадастровая стоимость земельных участков налогоплательщика по состоянию на 01.01.2011 была изменена, в связи с чем, при исчислении земельного налога за 2011 и 2012 год надлежит руководствоваться кадастровой стоимостью, утвержденной Постановлением от 28.08.2012.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 2647/11 и N 2081/11 от 26.07.2011, изданные Правительством субъекта Российской Федерации в течение налогового периода постановления об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 НК РФ могут применяться налогоплательщиками только с начала нового налогового периода.
При этом, в силу пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление Правительства Мурманской области N 425-ПП в пункте 1 прямо предусматривает, что результаты государственной кадастровой оценки земель определены по состоянию на 01.01.2011.
Системный анализ положений п. 1 ст. 391 НК РФ и Постановления Правительства Мурманской области N 425-ПП, свидетельствует о том, что при исчислении земельного налога за 2011 и 2012 года следует применять установленную по состоянию на 01.01.2011 кадастровую стоимость земельного участка.
Поскольку пункт 4 статьи 5 НК РФ предусматривает придание обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, снижающим размеры ставок налогов или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, а постановление Правительства Мурманской области имеет указание на дату определения кадастровой стоимости, Постановление N 425-ПП подлежит применению к правоотношениям 2011-2012 годов.
В связи с тем, что Банк правомерно произвел перерасчет земельного налога за 2011-2012 года, сложилась переплата по налогу в сумме 151 958 рублей.
Факт возникновения переплаты в связи с предоставлением уточненных налоговых деклараций установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной сверки уплаченных налогов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В силу пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Материалами дела установлено, что земельный налог за 2011, 2012 год по первичным налоговым декларациям уплачен Банком в период с 29.04.2011 по 24.10.2012 (л.д. 85-95 т. 1).
С заявлением о возврате излишне уплаченного налога банк обратился в инспекцию 19.09.2013, то есть пределах срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлена правомерность перерасчета Банком налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 - 2012 года, заявление подано в пределах трехлетнего срока с момента уплаты, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа в возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 151 958 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в постановлении Правительства Мурманской области N 425-ПП указания на придание обратной силы подлежат отклонению, как противоречащие представленным в материалы дела доказательства.
Ссылки инспекции на нарушение Банком порядка предоставления заявления о возврате налога, а именно представление заявления до окончания камеральных налоговых проверок по итогам уточненных налоговых деклараций за 2011 - 2012 год, отклоняются апелляционным судом, как не имеющие правового значения для рассмотрения данного спора.
Указанный довод подлежит рассмотрению при разрешении вопроса о начислении процентов за несвоевременный возврат, вместе с тем данные требования в рамках настоящего дела налогоплательщиком не заявлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме, в том числе обязал Инспекцию в качестве меры восстановления нарушенного права возвратить Банку излишне уплаченный земельный налог (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2014 по делу N А42-7537/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ГОРБАЧЕВА

Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)