Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2013 N Ф09-13697/13 ПО ДЕЛУ N А60-13882/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. N Ф09-13697/13

Дело N А60-13882/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" (ИНН: 6666003414, ОГРН: 1026600929376); (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2013 по делу N А60-13882/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Бахарев В.Л. (доверенность N 05-11-92);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Свиридова Е.В. (доверенность от 29.12.2012).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.12.2012 N 213 инспекции в части п. 3.1.1, 3.3, а также п. 3.2 во взаимосвязи с п. 3.1.1, 3.3.
Решением суда от 10.07.2013 (судья Калашник С.Е.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судья Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению общества, земельный налог за 2011 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:69 подлежит исчислению с учетом кадастровой стоимости 261 972 555 руб. 36 коп., установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2012 по делу N А60-46361/2010 по состоянию на 01.01.2010. Применение кадастровой стоимости в размере 1 535 513 273 руб. нарушает принцип экономической обоснованности налога.
Позиция судов, изложенная в обжалуемых судебных актах, противоречит позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросу о возможности перерасчета земельного налога за периоды, предшествующие вступлению в силу решения суда, устанавливающего новую кадастровую стоимость, а также позицией иных судов, в частности, изложенной в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2013 по делу N А65-10631/2013. Общество ссылается также на то, что спорная кадастровая стоимость не утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. По ее мнению, заявителем жалобы не учтены положения ст. 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, составлен акт, на основании которого вынесено решение о доначислении обществу земельного налога в сумме 11 874 660 руб., оставленное без изменения, решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 17.01.2013 N 1594/12.
Причиной подачи уточненной налоговой декларации N 2 за 2011 год, в которой сумма земельного налога к уплате уменьшена на 11 874 660 руб., послужило решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2013 по делу N А60-46361/2010.
Данным решением установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100354:0069 признана судом равной ее рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 261 972 551 руб. 36 коп., исходя из стоимости 1 кв. м 455 руб. 60 коп.
Указанный земельный участок разделен 02.11.2010 на земельные участки с присвоением им кадастровых номеров 66:45:0100354:104, 66:45:0100354:105, 66:45:0100354:106, 66:45:0100354:107, 66:45:0100354:108, 66:45:0100354:109, 66:45:0100354:110, 66:45:0100354:111, 66:45:0100354:112, 66:45:0100354:113, 66:45:0100354:114, 66:45:0100354:115, 66:45:0100354:116, 66:45:0100354:117, 66:45:0100354:118, 66:45:0100354:119, 66:45:0100354:120, 66:45:0100354:121.
В решении суда указано, что оно является основанием для внесения изменений Управлением Росреестра по Свердловской области и ФГБУ Росреестра "Кадастровая палата" по Свердловской области в данные государственного кадастра недвижимости и установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:45:0100354:104, 66:45:0100354:105, 66:45:0100354:106, 66:45:0100354:107, 66:45:0100354:108, 66:45:0100354:109, 66:45:0100354:110, 66:45:0100354:111, 66:45:0100354:112, 66:45:0100354:113, 66:45:0100354:114, 66:45:0100354:115, 66:45:0100354:116, 66:45:0100354:117, 66:45:0100354:118, 66:45:0100354:119, 66:45:0100354:120, 66:45:0100354:121, равной их рыночной стоимости - 455 руб. 60 коп.
Прекращение права собственности общества на земельный участок 66:45:0100354:0069 и государственная регистрация права собственности на 18 вновь образованных земельных участков произошло 08.02.2011, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Общество считает, что при таких обстоятельствах оно обязано платить земельный налог за земельный участок 66:45:0100354:0069 по 31.01.2011, а с 01.02.2011 - за земельные участки с кадастровыми номерами 66:45:0100354:104, 66:45:0100354:105, 66:45:0100354:106, 66:45:0100354:107, 66:45:0100354:108, 66:45:0100354:109, 66:45:0100354:110, 66:45:0100354:111, 66:45:0100354:112, 66:45:0100354:113, 66:45:0100354:114, 66:45:0100354:115, 66:45:0100354:116, 66:45:0100354:117, 66:45:0100354:118, 66:45:0100354:119, 66:45:0100354:120, 66:45:0100354:121.
Кадастровая стоимость земельного участка 66:45:0100354:69 не утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, так как участок с ранее действовавшим номером 66:45:0100354:0069 отсутствует в таблице 1.45, утвердившей результаты государственной кадастровой оценки для земель поселений г. Каменск-Уральский.
Кадастровая стоимость земельного участка 66:45:0100354:69 установлена решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-46361/2010 на дату в прошлом (01.01.2010) в размере 261 972 551 руб. 36 коп., которая к дате начала налогового периода - 2011 год не изменялась.
Таким образом, правовой спор сводится к вопросу о том, возможно ли применить кадастровую стоимость, установленную решением арбитражного суда по делу N А60-46361/2010 за 2010 год, в качестве налоговой базы для исчисления суммы налога за 2011 год.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Оспариваемым решением обществу доначислен земельный налог за 2011 исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по состоянию на 01.01.2007.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, суды пришли к верному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с указанным выше кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2012 по делу N А60-46361/2010, равная его рыночной стоимости в размере 261 972 551 руб. 36 коп., не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011 год. Следовательно, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2011 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, а не решением суда, определяющим кадастровую стоимость земельного участка.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что решение суда, определяющее кадастровую стоимость земельного участка, распространяется на ранее возникшее налоговые правоотношения, судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка заявителя жалобы на правовую позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письмах, является несостоятельной, поскольку письма названного органа не входят в круг нормативно-правовых актов и носят информационно-разъяснительный характер.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2013 по делу N А60-13882/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 12.11.2013 N 7652.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Г.В.АННЕНКОВА
Е.А.КРАВЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)