Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2014 ПО ДЕЛУ N А41-34566/13

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2014 г. по делу N А41-34566/13


Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Инвест" - Богачевой Е.К. (представителя по доверенности от 05.12.2013);
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился;
- от администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Московской области - Манукяна Т.А. (представителя по доверенности от 15.01.2014 N 04-03/0026);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
- от Правительства Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Инвест" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 22 по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лэнд Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:321, площадью 39 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе Лайковского кладбища (далее - спорный земельный участок), в размере его рыночной стоимости в размере 120 448 000,00 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация); Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 22 по Московской области (далее - инспекция), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Министерство экологии и природопользования Московской области и Правительство Московской области.
Решением Арбитражный суд Московской области от 16.10.2013 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь в том числе на несоблюдение судом норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Определением от 30.01.2014 апелляционный суд на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции (судом рассмотрено дело без извещения управления, привлеченного к участию в деле), а также произвел замену Министерство экологии и природопользования Московской области на Министерство имущественных отношений Московской области в порядке процессуального правопреемства.
В судебном заседании 27.02.2014 представитель общества в судебном заседании поддержал доводы заявления, просил его удовлетворить.
Представитель инспекции в данном судебном заседании пояснил, что рассмотрение апелляционной жалобы оставляет на усмотрение суда.
Заявление общества рассмотрено апелляционным судом в судебном заседании 27.02.2014 в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей кадастровой палаты, администрации, управления, Министерства имущественных отношений Московской области, Правительства Московской области.
Изучив заявление, материалы дела, выслушав представителей общества и инспекции, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Спорный земельный участок, принадлежащий обществу, относится к категории "земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "для размещения многофункционального торгового центра".
Согласно акту определения кадастровой стоимости, утвержденному 21.05.2012, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена со ссылкой на распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" (в приложении N 2 к которому установлены средние взвешенные по площади значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Московской области, в том числе Одинцовского муниципального района) по состоянию на 25.11.2011 в размере 304 589 210, 36 рублей.
Вместе с тем согласно отчету от 04.05.2013 N 112-12/112 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка и выполненному профессиональным оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Экспертиза и оценка" (далее - ООО "Экспертиза и оценка"), рыночная стоимость земельного участка составляет 120 448 000 рублей по состоянию на 25.11.2011.
Правильность выводов оценщика в отчете от 04.05.2013 N 112-12/112 подтверждается экспертным заключением от 27.05.2013 N 980/2013, подготовленным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков". Согласно выводам эксперта отчет оценщика от 04.05.2013 N 112-12/112 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Изучив заявление, материалы дела, выслушав представителей общества и инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное заявление общества подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 5 той же статьи Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 65 Земельного кодекса порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса налоговая база (земельного налога) определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 2 этой же статьи Налогового кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Кодекса; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району/городскому округу (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, но и возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права предпринимателя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При проведении государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по состоянию на 25.11.2011 подлежала применению положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об оценочной деятельности) - специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости.
В соответствии с этими правилами профессиональным оценщиком (ООО "Экспертиза и оценка") был составлен отчет от 04.05.2013 N 112-12/112, которым рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 25.11.2011 в размере 120 448 000 рублей.
Нормами статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно статье 24.16 Закона об оценочной деятельности отчет об определении кадастровой стоимости принимается при наличии положительного экспертного заключения на указанный отчет.
В данном случае правильность выводов оценщика в указанном отчете подтверждена экспертным заключением общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" от 27.05.2013 N 980/2013.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из названного отчета, в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка была установлена оценщиком по состоянию на ту же дату, на которую была определена кадастровая стоимость этого участка кадастровой палатой (25.11.2011).
Отчет от 04.05.2013 N 112-12/112 и экспертное заключение от 27.05.2013 N 980/2013 соответствуют предъявляемым требованиям.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела оснований для отказа в удовлетворении заявления не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.2013 по делу N А41-34566/13 отменить, заявленное требование удовлетворить: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:321 общей площадью 39 600 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе Лайковского кладбища, на дату 25.11.2011 равной его рыночной стоимости в размере 120 448 000 рублей.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)