Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2015 N 11АП-6685/2015 ПО ДЕЛУ N А65-2814/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N А65-2814/2015


Резолютивная часть постановления объявлена: 10 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 июня 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Халитов Р.Н., доверенность от 11 января 2013 г.,
от налогового органа - Исаева К.Ю., доверенность от 13 ноября 2014 г. N 2.4-16/013254,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан и общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 г. по делу N А65-2814/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053), г. Казань,
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения N 5800 от 01.10.2014 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 г. по делу N А65-2814/2015 заявленное требование удовлетворено частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан N 5800 от 01.10.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления 271 478 руб. земельного налога за 2012 год. В удовлетворении остальной части заявления отказано. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Хэрэкэт".
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование полностью, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Налоговый орган просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленного требования полностью, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 г., по итогам которой вынесено решение N 5800 от 01.10.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 325 709, 4 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 1 628 547 руб. и соответствующие пени в сумме 227 704, 4 руб.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:080903:1, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Гаражная, д. 4, и 16:50:170601:5, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в размере 367 201 руб. исходя из кадастровой стоимости участков в размере 34 293 000 руб., 25 904 000 руб., соответственно, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 г. по делу N А65-20926/2012.
Оспариваемым решением налогового органа сумма налога исчислена в размере 367 201 руб. исходя из кадастровой стоимости 209 970 565 руб., 117 201 240 руб. соответственно, определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 г.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан.
Решением УФНС по РТ от 26.12.2014 N 2.14-0-18/031626@ решение N 5800 от 01.10.2014 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, а также в части начисления сумм пеней отменено, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ? ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее ? кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 г. по делу N А65-20926/2012 установлена кадастровая стоимость для земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:170601:5 в размере 25 904 000 руб., 16:50:080903:1 в размере 34 293 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-20926/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 г. внесена в кадастр 17.10.2012 г. и 18.10.2012 г. соответственно, что следует из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 25.02.2015 N 2602-13.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:170601:5, 16:50:080903:1, принадлежащих Обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 17.10.2012 г. и с 18.10.2012 г. соответственно.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Сторонами представлен расчет земельного налога за 2012 года, исчисленный с учетом внесений сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, применив при этом положения пункта 7 статьи 396 НК РФ.
Согласно представленному расчету заявителя земельный налог за 2012 года составляет 1 724 269 руб.
Согласно представленному расчету ответчика земельный налог за 2012 год составляет 1 724 270 руб.
Пунктом 7 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем по земельным участкам с кадастровыми номерами:
- 16:50:170601:5, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2012 г. до 17.10.2012 г. (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 595 749 руб. (117 201 240 х 0,61% х 0, 8333 (=10:12): 100%), с 17.10.2012 г. по 31.12.2012 г. подлежит уплате земельный налог в размере 26 341 руб. (25 904 000 х 0,61% х 0,1667 (=2:12): 100%), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.09.2012 г. по делу N А65-20926/2012, всего за 2012 год - 622 090 руб.; - 16:50:080903:1, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2012 г. до 18.10.2012 г. (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 1 067 308 руб. (209 970 565 х 0,61% х 0, 8333: 100%), с 18.10.2012 г. по 31.12.2012 г. подлежит уплате земельный налог в размере 34 872 руб. (34 293 000 х 0,61% х 0,1667: 100%), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республике Татарстан от 26.03.2013 г. по делу N А65-31636/2012, всего за 2012 год - 1 102 180 руб.
Из этого следует, что сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 г. по двум земельным участкам составляет 1 724 270 руб. По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2012 г., составляет 1 995 748 руб.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 271 478 руб. (1 995 748-1 724 270) не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2015 г. по делу N А65-2814/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт", г. Казань в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)