Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2013 N 09АП-39560/2013 ПО ДЕЛУ N А40-90842/13

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. N 09АП-39560/2013

Дело N А40-90842/13

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей Е.А. Солоповой, В.Я. Голобородько
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Л. Храмцовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 13 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2013 по делу N А40-90842/13, принятое судьей Г.А. Карповой
по заявлению ООО "ВымпелКом-Инвест" (ОГРН 5077746341272, 127083, г. Москва, ул. 8-го Марта, д. 10, стр. 14)
к ИФНС России N 13 по г. Москве (ОГРН 1047713058238, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 9)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бородкин А.В. по дов N 3 от 27.06.2013
от заинтересованного лица - Скуратов Р.Ю. по дов N 05-19/45771 от 28.12.2012

установил:

ООО "ВымпелКом-Инвест" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 13 по г. Москве о признании недействительным решения инспекции от 29.03.2013 N 921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2013 по делу N А40-90842/13 признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по г. Москве от 29.03.2013 N 921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС России N 13 по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ИФНС России N 13 по г. Москве указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам составлен акт от 28.02.2013 N 656 и принято решение от 29.03.2013 N 921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 188 627 руб., начислены пени в размере 575 433 руб., предложено удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного налога на доходы иностранной организации от источника выплат на территории Российской Федерации в общей сумме 2 081 312 руб., в том числе 2009 год - 785 253 руб., 2010 год - 1 254 669 руб., 2011 год - 41 390 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 752 руб., произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В порядке ст. 139 НК РФ общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по г. Москве от 06.05.2013 N 21-19/046309 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В проверяемом периоде общество размещало облигационные займы, покупателем которых являлись российские и иностранные физические и юридические лица, с 2008 по 2010 годы обществом было размещено 4 облигационных займа на общую сумму 40 000 000 000 руб.
По условиям выпуска облигаций поручителем является ОАО "ВымпелКом", денежные средства от размещения облигаций заявитель передавал ОАО "ВымпелКом" под видом заемных средств.
По информации, полученной от депозитария, держателями акций выступают не только владельцы облигаций, но и номинальные держатели, и доверительные управляющие, в адрес которых общество перечисляло купонный доход по размещенным облигациям.
С целью установления фактических владельцев облигаций инспекцией были направлены поручения об истребовании документов в отношении номинальных держателей и доверительных управляющих облигаций в ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "НОМОС-БАНК" и ОАО "Банк Уралсиб".
Указанными держателями облигаций в налоговый орган представлены документы, подтверждающие перечисление денежных средств (купонного дохода) владельцам облигаций, эмитентом которых является общество.
Согласно представленным ОАО "Промсвязьбанк" и ОАО "НОМОС-БАНК" документам получателями дохода являются иностранные юридические лица:
- компания COPRONTO LIMITED (прежнее наименование PRACIDA MANAGEMENT LIMITED),
- частная компания с ограниченной ответственностью "Себейли Лимитед",
- RONIN EUROPE LIMITED (прежнее наименование NOMOS INVESTMENT (CYPRUS) LIMITED).
В представленных банками платежных поручениях отражено, что налог с нерезидентов не удержан.
Согласно позиции налогового органа, данный доход признается доходом иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты дохода, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 309 Кодекса по ставке 20%.
Кроме того, инспекцией на основании документов, полученных от номинального держателя облигаций ОАО "Банк Уралсиб", установлен факт получения в проверяемом периоде купонного дохода физическими лицами - Годуновым В.Б., Лукичевым С.А. и Портновым С.М.
По мнению инспекции, общество, являясь эмитентом облигаций, обязано было как налоговый агент в соответствии со ст. 226 Кодекса исчислить сумму налога на доход физических лиц и перечислить ее в бюджет.
Налоговый орган также указал, что организацией, выплачивающей доход в виде купона, является эмитент облигаций. Если владельцы облигаций уполномочивают номинального держателя на получение дохода от эмитента, номинальный держатель должен сообщить сведения о владельцах эмитенту (реестродержателю) ценных бумаг. В этом случае организация - эмитент ценных бумаг, выплачивающая купонный доход, является налоговым агентом.
В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговыми агентами признаются российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ. Вышеназванные лица обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Согласно ст. 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.
Если физическое или юридическое лицо передает облигации доверительному управляющему (номинальному держателю) по договору доверительного управления и это лицо не является уполномоченным представителем эмитента, исчисление налога по доходам в виде купонного дохода в обязанности такого юридического лица не входит. При этом исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы иностранных организаций от источника выплат на территории Российской Федерации и налога на доходы физических лиц может только эмитент облигации, то есть общество, признаваемое налоговым агентом.
В силу ст. 8 ФЗ "О рынке ценных бумаг" номинальный держатель ценных бумаг - лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем этих ценных бумаг.
Внесение имени номинального держателя ценных бумаг в систему ведения реестра, а также перерегистрация ценных бумаг на имя номинального держателя не влекут за собой переход права собственности и (или) иного вещного права на ценные бумаги к последнему.
Таким образом, при выплате процентного (купонного) дохода по облигациям, номинальным держателем которых является банк фактическими получателями дохода являются владельцы облигаций.
Номинальный держатель представляет эмитенту облигации список владельцев ценных бумаг на соответствующую дату. На основании представленных данных, расчет, удержание и уплата налога осуществляется налоговым агентом - эмитентом облигации, а номинальный держатель, перечисляя денежные средства на брокерский (банковский) счет клиента, налоговым агентом не является.
В соответствии с п. 4 ст. 286 НК РФ, в случае если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающую доход налогоплательщику.
Письмом Минфина России от 20.08.2012 N 03-04-06/4-252 разъяснено, что в случае перечисления дохода по ценным бумагам российской организацией иностранному владельцу (номинальному держателю, доверительному управляющему) ценных бумаг, российской организации (эмитенту) следует запрашивать информацию о владельцах ценных бумаг у номинального держателя, с целью удержания налога при перечислении налога.
В случае непредставления номинальным держателем таких сведений к доходам, перечисляемым этой организации, налоговым агентом применяется порядок исчисления и удержания налога, установленный ст. 310 НК РФ и соответствующие налоговые ставки, предусмотренные ст. 284 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы по долговым обязательствам российских организаций, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации, на основании которых налоговый агент освобождается от удержания налога, иностранная организация должна представить налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Поэтому инспекция считает, что, в случае, если на момент выплаты дохода иностранной организации налогоплательщик не располагает соответствующим подтверждением того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, то привлечение к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, является обоснованным.
При этом инспекция указывает, что в соответствии с нормами гражданского законодательства общество вправе выставить претензию в размере предъявленных налоговых претензий Некоммерческому партнерству "Национальный депозитарный центр" (далее - НДЦ, депозитарий) в связи с нарушением договорных условий, выразившихся в ненадлежащем исполнении договорных обязательств по оказанию услуг по обслуживанию выплат номинальной стоимости облигаций при их погашении и выплат купонного дохода, что привело к не удержанию эмитентом (обществом) налога на доходы иностранной организации от источника выплат на территории Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
налоговым органом сделан вывод о не исполнении обществом обязанности налогового агента и не перечислении в бюджет Российской Федерации:
- налога на доходы иностранной организации от источника выплат на территории Российской Федерации в общей сумме 2 081 312 руб., вследствие чего общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 188 576 руб. и начислены пени в размере 575 186 руб.
- налога на доходы физических лиц в сумме 752 руб., вследствие чего общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в размере 51 руб. и начислены пени в размере 247 руб.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы налогового органа, поскольку при выплате через платежного агента (депозитария) купонного дохода в адрес номинальных держателей ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "Номос-БАНК" и ОАО "Банк Уралсиб" общество (эмитент) не располагало сведениями о наличии среди клиентов банков перечисленных выше организаций - нерезидентов Российской Федерации, и физических лиц, являющихся владельцами облигаций эмитента, с доходов которых нужно было удержать налог на доходы иностранных юридических лиц и налог на доходы физических лиц, соответственно.
В решениях о выпуске ценных бумаг, зарегистрированных в Федеральной службе по финансовым рынкам, предусмотрен следующий порядок выплаты купонного (процентного) дохода (решение о выпуске 01 серии).
Выплата доходов по облигациям производится за счет и по поручению эмитента платежным агентом (НДЦ).
Выплата дохода по облигациям производится в валюте Российской Федерации в безналичном порядке в пользу владельцев облигаций. Презюмируется, что номинальные держатели - депоненты НДЦ уполномочены получать суммы дохода по облигациям.
Владелец облигации, если он не является депонентом НДЦ, может уполномочить номинального держателя облигаций - депонента НДЦ получать суммы погашения облигаций.
Депонент НДЦ, не уполномоченный своими клиентами получать суммы дохода по облигациям, не позднее, чем до 13 час. 00 мин. московского времени в третий рабочий день до даты выплаты дохода по облигациям, передает в НДЦ список владельцев, который должен содержать информацию, указанную ниже для перечня владельцев и/или номинальных держателей облигаций.
В случае если права владельца на облигации учитываются номинальным держателем и номинальный держатель уполномочен на получение сумм дохода по облигациям, то лицом, уполномоченным получать суммы дохода по облигациям, считается номинальный держатель. В случае если права владельца на облигации не учитываются номинальным держателем и/или номинальный держатель не уполномочен владельцем на получение сумм дохода по облигациям, то лицом, уполномоченным получать суммы дохода по облигациям, считается владелец облигаций (для физического лица в перечне указывается Ф.И.О. владельца).
Не позднее, чем во 2-й рабочий день до даты выплаты дохода по облигациям, НДЦ предоставляет эмитенту и/или платежному агенту перечень владельцев и/или номинальных держателей облигаций, составленный на дату составления перечня владельцев и/или номинальных держателей облигаций в целях выплаты дохода, включающий в себя следующие данные:
а) полное наименование (Ф.И.О.) лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
б) количество облигаций, учитываемых на счетах депо лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
в) место нахождения и почтовый адрес лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
г) реквизиты банковского счета лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям, а именно:
- - номер счета в банке;
- - наименование банка (с указанием города банка) в котором открыт счет;
- - корреспондентский счет банка, в котором открыт счет;
- - банковский идентификационный код банка, в котором открыт счет;
д) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
е) код причины постановки на учет (КПП) лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
ж) налоговый статус лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям (резидент, нерезидент с постоянным представительством в Российской Федерации, нерезидент без постоянного представительства в Российской Федерации).
Дополнительно (а в серии 06, 07 - вместо) к указанным сведениям номинальный держатель обязан передать в НДЦ, а НДЦ обязан включить в перечень владельцев и/или номинальных держателей облигаций для выплаты купонного дохода следующую информацию относительно физических лиц и юридических лиц - нерезидентов Российской Федерации, являющихся владельцами облигаций, независимо от того уполномочен номинальный держатель получать суммы купонного дохода по облигациям или нет:
- - полное наименование/Ф.И.О. владельца облигаций;
- - количество принадлежащих владельцу облигаций;
- - полное наименование лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
- - место нахождения (или регистрации - для физических лиц) и почтовый адрес, включая индекс, владельца облигаций;
- - реквизиты банковского счета лица, уполномоченного получать суммы дохода по облигациям;
- - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) владельца облигаций;
- - налоговый статус владельца облигаций.
а) в случае если владельцем облигаций является юридическое лицо-нерезидент дополнительно указывается:
- - код иностранной организации (КИО) - при наличии;
б) в случае если владельцем облигаций является физическое лицо дополнительно указывается:
- - вид, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность владельца, наименование органа, выдавшего документ;
- - число, месяц и год рождения владельца;
- - место регистрации и почтовый адрес, включая индекс, владельца;
- - номер свидетельства государственного пенсионного страхования владельца (при его наличии).
Согласно решению о выпуске облигаций исполнение эмитентом обязательств по облигациям производится на основании данных НДЦ, в этом случае обязательства эмитента считаются исполненными в полном объеме и надлежащим образом.
Таким образом эмитент облигаций располагает информацией о получателе купонного дохода только на основании информации, предоставляемой депозитарием.
В свою очередь, решением о выпуске облигаций установлены только два случая, когда номинальный держатель облигаций обязан раскрыть депозитарию информацию о владельцах:
1) если номинальный держатель не уполномочен получать суммы купонного дохода по облигациям;
2) если среди владельцев облигаций существуют физические или юридические лица - нерезиденты Российской Федерации.
Однако в обоих случаях инициатива раскрытия информации о фактических владельцах исходит исключительно от номинального держателя и не может быть перепроверена ни эмитентом, ни депозитарием.
В представленных обществу депозитарием перечнях владельцев и/или номинальных держателей облигаций не содержится информация об указанных выше владельцах облигаций, номинальными держателями которых являлись ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "НОМОС-БАНК" и ОАО "Банк Уралсиб".
Налоговым органом также не представлены доказательства, что общество располагало сведениями о данных фактических владельцах облигаций.
Иных методов раскрытия информации и определения сведений о фактических владельцах облигаций действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, при выплате купонного дохода в адрес ОАО "Промсвязьбанк", ОАО "НОМОС-БАНК" и ОАО "Банк Уралсиб" общество не располагало сведениями о наличии среди клиентов банков, являвшихся владельцами облигаций - нерезидентов Российской Федерации (компании COPRONTO LIMITED, Кипр; частной компании с ограниченной ответственностью "Себейли Лимитед"; RONIN EUROPE LIMITED) и физических лиц Годунова В.Б., Лукичева С.А. и Портнова С.М.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ процентный доход от долговых обязательств российских организаций любого вида, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
Таким образом, производя выплату дохода, в частности, в адрес номинальных держателей облигаций ОАО "Промсвязьбанк" и ОАО "НОМОС-БАНК", на основании перечня представленного депозитарием, общество не производило выплату дохода иностранной организации, а также не могло знать о том, что может являться источником выплаты дохода иностранной организации.
Следовательно, общество не может быть признано налоговым агентом в соответствии со ст. ст. 309, 310 НК РФ в отношении указанных выплат.
Согласно доводу налогового органа, организацией, выплачивающей доход в виде купона, является эмитент облигаций. Если владельцы облигаций уполномочивают номинального держателя на получение дохода от эмитента, номинальный держатель должен сообщить сведения о владельцах эмитенту (реестродержателю) ценных бумаг. В этом случае, организация - эмитент ценных бумаг, выплачивающая купонный доход, является налоговым агентом.
Налоговый орган также указывает на обязательные условия, выполнение которых, приводит к возникновению у эмитента ценных бумаг обязанности налогового агента:
- - владельцы облигаций должны уполномочить номинального держателя на получение дохода от эмитента;
- - номинальный держатель должен сообщить сведения о владельцах эмитенту (реестродержателю) ценных бумаг.
Таким образом, в связи с тем, что сведения о владельцах облигаций эмитенту ценных бумаг сообщены не были, эмитент ценных бумаг не может быть признан налоговым агентом.
Данная позиция также соответствует позиции Минфина России в письме от 11.12.2009 N 03-04-06-01/319, где указано, что если номинальный держатель не имеет установленной законом или договором обязанности сообщать эмитенту (реестродержателю) о владельцах ценных бумаг, организация-эмитент, не имеющая возможность идентифицировать налогоплательщика, не признается налоговым агентом.
Существенным условием, которое влечет возникновение обязанности налогового агента, является факт раскрытия информации номинальным держателем о владельцах ценных бумаг. В отсутствие данной информации эмитент не может быть признан налоговым агентом как для целей удержания и уплаты налога на доходы физических лиц, так и налога на доходы иностранных организаций, полученных от источников в Российской Федерации.
Как следует из решения, налоговый орган, вменяя обществу нарушение ст. 226 и ст. 309 НК РФ, одновременно указывает на то, что, по сути, виновными лицами в не удержании налога с доходов, выплаченных иностранным организациям и налога на доходы физических лиц, являются депозитарий и номинальные держатели.
Инспекция считает, что депозитарий, действующий на основании заключенного договора в интересах общества при перечислении купонного дохода по облигациям, эмитентом которых является общество, должен был приостановить выплаты купонного дохода номинальным держателям, не предоставившим достоверную информацию, до момента получения достоверной информации о собственниках облигаций на дату выплаты купонного дохода.
Согласно ст. 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанное выше обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины общества в совершении налогового правонарушения, что в силу ст. 109 НК РФ исключает привлечение его к ответственности за налоговое правонарушение в виде взыскания штрафа за не перечисление в бюджет налога на доходы иностранной организации от источника выплат на территории Российской Федерации и налога на доходы физических лиц.
При этом указание инспекции в решении на то, что в соответствии с нормами гражданского законодательства общество вправе выставить претензию в размере предъявленных налоговых претензий Некоммерческому партнерству "Национальный депозитарный центр" (НДЦ) по факту нарушения договорных условий, выходит за рамки возложенных на налоговые органы действующим законодательством обязанностей.
Налоговые органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, давать оценку действиям их органов, а равно и указывать на совершение тех или иных действий, влекущих возникновение гражданских прав и обязанностей.
Ссылка налогового органа на письмо Минфина России от 20.08.2012 N 03-04-06/4-252 не применима к обстоятельствам по настоящему делу, в связи с тем, что в указанном письме рассматривается ситуация в которой российская организация перечисляет доход номинальному держателю - иностранной организации, тогда как в рассматриваемом случае общество выплачивает доход номинальным держателям - российским банкам.
В соответствии со ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).
Таким образом, обязанность по уплате пени как правовосстановительной меры государственного принуждения, носящей компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, законодательство связывает с обстоятельствами, влекущими возникновение у налогоплательщика (налогового агента) обязанности по уплате (перечислению) налога.
В рассматриваемом случае, как указывалось выше, общество, производя выплату дохода в адрес номинальных держателей облигаций (ОАО "Промсвязьбанк" и ОАО "НОМОС-БАНК"), не производило выплату дохода иностранной организации и не могло знать о том, что может являться источником выплаты дохода иностранных организаций (COPRONTO LIMITED, Себейли Лимитед; RONIN EUROPE LIMITED).
Соответственно, у общества не могло возникнуть обязанности в соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, полученных указанными иностранными организациями от источников в Российской Федерации.
Аналогичным образом не могло возникнуть обязанности в соответствии со ст. 226 Кодекса по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет в связи с непредставлением номинальным держателем - ОАО "Банк Уралсиб" информации об указанных выше физических лицах - владельцах облигаций.
Следовательно, не может в таком случае возникнуть у общества и обязанность по уплате пени в бюджет.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2013 года по делу N А40-90842/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ

Судьи
Е.А.СОЛОПОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)