Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Елены Геннадьевны, г. Барнаул (N 07АП-10519/13)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 14 октября 2013 года по делу N А03-13103/2013 (судья Русских Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасовой Елены Геннадьевны, г. Барнаул (ИНН 220100782744, ОГРНИП 306222301800082)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю, г. Барнаул
о признании требования в части недействительным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тарасова Елена Геннадьевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Тарасова Е.Г.) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее по тексту - налоговый орган, заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным требования N 53122 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.05.2013 года в части предложения уплатить 483 руб. 37 коп. пени, начисленной за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налогоплательщик обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям статьи 69 Налогового кодекса РФ; в рассматриваемом случае налоговым органом нарушен срок направления требования об уплате пени, установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на жалобу возражала против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку выставленное налогоплательщику требование соответствует требованиям законодательства; нарушение срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.
Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя направлено требование N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года об уплате 300 руб. недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 483 руб. 37 коп. пени, начисленной за несвоевременную уплату налога.
Налогоплательщик, полагая, что указанное выше требование налогового органа не соответствуют действующему законодательству в части, обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года N 5 указано, что по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьей 69 НК РФ.
Согласно пункту 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения Закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Из приведенных правовых норм следует, что требование об уплате налога выставляется при наличии недоимки и является документом, содержащим в себе сведения о неуплаченной сумме налога (пеней) и обязывающим налогоплательщика уплатить имеющуюся задолженность по налогу в названный налоговым органом срок. Данные, указанные в требовании, должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога (пеней). Следовательно, при выставлении требования задолженность по налогу (пеням) должна быть документально подтверждена.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года N 5 установлено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога, либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.
Исходя из положений пункта 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Материалами дела подтверждается, что из требования N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года невозможно установить сведения о сумме задолженности по авансовому платежу, на который начислены пени, сроке уплаты авансового платежа, установленного законодательством о налогах и сборах, отсутствует расчет пеней.
Вместе с тем, налоговым органом в материалы дела представлен расчет пени, с которым предприниматель имел возможность ознакомиться.
При этом доводы апеллянта о представлении налоговым органом в материалы дела двух расчетов пени, которые не систематизируются между собой, являются необоснованными, поскольку расчет пени от 05.09.2013 года на сумму 493,70 руб. составлен на дату 03.09.2013 года, то есть содержит сумму пеней, выходящую по сроку уплаты за рамки оспариваемого требования. Второй расчет пени составлен по сроку уплаты, соответствующему сроку уплаты, указанному в оспариваемом требовании.
Начисление Инспекцией пени за несвоевременную уплату налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и включение их в оспариваемое требование, соответствует действительной обязанности заявителя по уплате налога в бюджет, размер недоимки исчислен самим налогоплательщиком и подтвержден налоговой декларацией.
Так, в соответствии со статьей 346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Таким образом, у налогоплательщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения, помимо обязанности уплатить налог по истечении налогового периода (календарный год) существует обязанность по внесению авансовых платежей, которые рассчитываются и уплачиваются налогоплательщиком по результатам каждого отчетного периода (квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем в Инспекцию представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с УСНО, за 2011 год, согласно которой подлежащий уплате авансовый платеж составил 4803 руб. за каждый отчетный период.
Уплата авансовых платежей предпринимателем в установленные сроки не производилась. Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
При таких обстоятельствах пеня правомерно начислена Инспекцией с 26.04.2011 года, то есть с момента окончания первого отчетного периода и окончания срока исполнения обязанности по уплате авансового платежа по 29.04.2012 года, то есть до момента истечения налогового периода.
Налогоплательщиком не представлено доказательств несоответствия указанной в требовании суммы пени действительной его налоговой обязанности по уплате, а равно не оспорен представленный Инспекцией расчет пени.
Доводы апеллянта о нарушении налоговым органом срока направления требования признаются несостоятельными, поскольку в оспариваемом требовании указана недоимка по сроку уплаты 26.04.2011 года, оспариваемое требование N 53122 выставлено 21.05.2013 года.
При этом пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 47 Налогового кодекса РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
При этом, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года N 71).
То есть пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не является пресекательным, исключающим возможность применения дальнейших мер по взысканию недоимки.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа все последующие сроки исчисляются исходя из законодательно установленного срока направления требования.
Учитывая изложенное, сроки возможного применения мер государственного принуждения по уплате налоговых платежей зависят от того, как их установил законодатель, если бы срок направления требования налоговым органом был соблюден.
В рассматриваемом случае пропуск налоговым органом срока направления оспариваемого требования по состоянию на 21.05.2013 года N 53122, установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ, не повлек изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Иного апеллянтом не доказано.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии требования Инспекции N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года в оспариваемой части действующему законодательству, что исключает признание его недействительным.
Ссылка заявителя на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение не подлежит отмене, нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится судом апелляционной инстанции на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года по делу N А03-13103/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А03-13103/2013
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А03-13103/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Ю.Н.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Елены Геннадьевны, г. Барнаул (N 07АП-10519/13)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 14 октября 2013 года по делу N А03-13103/2013 (судья Русских Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасовой Елены Геннадьевны, г. Барнаул (ИНН 220100782744, ОГРНИП 306222301800082)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю, г. Барнаул
о признании требования в части недействительным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тарасова Елена Геннадьевна (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Тарасова Е.Г.) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее по тексту - налоговый орган, заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным требования N 53122 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.05.2013 года в части предложения уплатить 483 руб. 37 коп. пени, начисленной за несвоевременную уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налогоплательщик обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям статьи 69 Налогового кодекса РФ; в рассматриваемом случае налоговым органом нарушен срок направления требования об уплате пени, установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на жалобу возражала против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку выставленное налогоплательщику требование соответствует требованиям законодательства; нарушение срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.
Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя направлено требование N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года об уплате 300 руб. недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и 483 руб. 37 коп. пени, начисленной за несвоевременную уплату налога.
Налогоплательщик, полагая, что указанное выше требование налогового органа не соответствуют действующему законодательству в части, обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года N 5 указано, что по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьей 69 НК РФ.
Согласно пункту 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения Закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Из приведенных правовых норм следует, что требование об уплате налога выставляется при наличии недоимки и является документом, содержащим в себе сведения о неуплаченной сумме налога (пеней) и обязывающим налогоплательщика уплатить имеющуюся задолженность по налогу в названный налоговым органом срок. Данные, указанные в требовании, должны соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога (пеней). Следовательно, при выставлении требования задолженность по налогу (пеням) должна быть документально подтверждена.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 года N 5 установлено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Формальные нарушения требований пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога, либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.
Исходя из положений пункта 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 года N 79, требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Материалами дела подтверждается, что из требования N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года невозможно установить сведения о сумме задолженности по авансовому платежу, на который начислены пени, сроке уплаты авансового платежа, установленного законодательством о налогах и сборах, отсутствует расчет пеней.
Вместе с тем, налоговым органом в материалы дела представлен расчет пени, с которым предприниматель имел возможность ознакомиться.
При этом доводы апеллянта о представлении налоговым органом в материалы дела двух расчетов пени, которые не систематизируются между собой, являются необоснованными, поскольку расчет пени от 05.09.2013 года на сумму 493,70 руб. составлен на дату 03.09.2013 года, то есть содержит сумму пеней, выходящую по сроку уплаты за рамки оспариваемого требования. Второй расчет пени составлен по сроку уплаты, соответствующему сроку уплаты, указанному в оспариваемом требовании.
Начисление Инспекцией пени за несвоевременную уплату налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и включение их в оспариваемое требование, соответствует действительной обязанности заявителя по уплате налога в бюджет, размер недоимки исчислен самим налогоплательщиком и подтвержден налоговой декларацией.
Так, в соответствии со статьей 346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Таким образом, у налогоплательщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения, помимо обязанности уплатить налог по истечении налогового периода (календарный год) существует обязанность по внесению авансовых платежей, которые рассчитываются и уплачиваются налогоплательщиком по результатам каждого отчетного периода (квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что предпринимателем в Инспекцию представлена декларация по налогу, уплачиваемому в связи с УСНО, за 2011 год, согласно которой подлежащий уплате авансовый платеж составил 4803 руб. за каждый отчетный период.
Уплата авансовых платежей предпринимателем в установленные сроки не производилась. Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
При таких обстоятельствах пеня правомерно начислена Инспекцией с 26.04.2011 года, то есть с момента окончания первого отчетного периода и окончания срока исполнения обязанности по уплате авансового платежа по 29.04.2012 года, то есть до момента истечения налогового периода.
Налогоплательщиком не представлено доказательств несоответствия указанной в требовании суммы пени действительной его налоговой обязанности по уплате, а равно не оспорен представленный Инспекцией расчет пени.
Доводы апеллянта о нарушении налоговым органом срока направления требования признаются несостоятельными, поскольку в оспариваемом требовании указана недоимка по сроку уплаты 26.04.2011 года, оспариваемое требование N 53122 выставлено 21.05.2013 года.
При этом пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 47 Налогового кодекса РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ сроки на принятие решений о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и за счет иного имущества налогоплательщика или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
При этом, в случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года N 71).
То есть пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не является пресекательным, исключающим возможность применения дальнейших мер по взысканию недоимки.
В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате налога, пени и штрафа все последующие сроки исчисляются исходя из законодательно установленного срока направления требования.
Учитывая изложенное, сроки возможного применения мер государственного принуждения по уплате налоговых платежей зависят от того, как их установил законодатель, если бы срок направления требования налоговым органом был соблюден.
В рассматриваемом случае пропуск налоговым органом срока направления оспариваемого требования по состоянию на 21.05.2013 года N 53122, установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ, не повлек изменение порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Иного апеллянтом не доказано.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии требования Инспекции N 53122 по состоянию на 21.05.2013 года в оспариваемой части действующему законодательству, что исключает признание его недействительным.
Ссылка заявителя на судебную практику не может быть признана обоснованной, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение не подлежит отмене, нарушений норм материального и процессуального права не установлено; оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится судом апелляционной инстанции на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14 октября 2013 года по делу N А03-13103/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)