Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" - представитель не явился, извещено,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска - представителя Смольниковой М.А. (доверенность от 12 января 2015 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года по делу N А72-4614/2014 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" (ОГРН 1107326000440, ИНН 7326036100), г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (ОГРН 1047301165482, ИНН 7326022764), г. Ульяновск,
о признании недействительными решений от 27 января 2014 года N 92, N 91,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" (далее - ООО "УМК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее - налоговый орган, инспекция) от 27 января 2014 года N 91 и N 92.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска от 27 января 2014 года N 92 признано недействительным в части эпизода, связанного с предложением заявителю произвести начисление земельного налога в КРСБ в размере 202 271 руб., начислением соответствующих пеней, а также в части наложения штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 2042,72 руб. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения, отменить с момента вступления в силу судебного акта обеспечительные меры по определению от 24 апреля 2014 года. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска в пользу ООО "УМК" взысканы расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности N 92 от 27 января 2014 года, связанного с предложением заявителю произвести начисление земельного налога в КРСБ в размере 202 271 руб., начислением соответствующих пеней, а также в части наложения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме, превышающей 2042,72 руб., принять новый судебный акт об отказе в полном объеме в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска от 27 января 2014 года N 91 и N 92, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, сам факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости на 01.01.2011 не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16.08.2012 не может относиться к результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008, так как срок для пересмотра результатов кадастровой оценки по указанному постановлению в комиссии по рассмотрению споров истек в июле 2009 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части удовлетворения требований общества, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "УМК" в 2011, 2012 годах являлось плательщиком земельного налога в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами: 73:24:011205:113 (дата возникновения права собственности - 13 августа 2009 года) по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтяников, 12, общей площадью 131 867,5 кв. м, с кадастровой стоимостью в размере 163 499 355,01 руб., установленной на основании постановления правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П; 73:24:011205:114 (дата возникновения права собственности - 09 октября 2009 года), расположенного по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтяников, 12-А, общей площадью 3 475 кв. м, в отношении которого постановлением правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П установлена кадастровая стоимость в размере 4 065 472, 00 руб.
Заявителем 29 июля 2013 года были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 годы. На основе данных представленных деклараций проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых составлены акты: N 1612 ДСП от 12 ноября 2013 года, N 1616 ДСП от 12 ноября 2013 года.
На основании этих актов налоговым органом были приняты оспариваемые решения: N 91 от 27 января 2014 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1463,80 руб., доначислении земельного налога за 2011 год в размере 606 816 руб., начислении пени по состоянию на 27 января 2014 года в сумме 4 366,28 руб.; N 92 от 27 января 2014 года о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 101 737,80 руб., доначислении земельного налога за 2012 год в размере 606 814 руб., начислении пени по состоянию на 27 января 2014 года в сумме 2 084,28 руб.
В первоначальных налоговых декларациях за 2011 и 2012 годы общество определило размер земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113 на 01 января 2011 года и на 01 января 2012 года в размере 154 274 426 руб., что соответствует постановлению правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области".
В уточненных налоговых декларациях налогоплательщик определил облагаемую базу исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16 августа 2012 года в размере 113 820 113,95 руб.
На основании указанного решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16 августа 2012 года налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях определил сумму земельного налога: за 2011 год - 1 768 283,79 руб. (налогоплательщиком произведена уплата земельного налога за 2011 год в сумме 2 367 779 руб.); за 2012-1 768 284 руб. (налогоплательщиком произведена уплата земельного налога за 2012 год в сумме 1 866 409 руб.).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В то же время согласно правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено указанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет, в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших, в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления уполномоченным органом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 16 августа 2012 года N 73/05/2012-40 установлена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка в размере рыночной, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 16 августа 2012 года, то есть с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области решения N 73/05/2012-40 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11 декабря 2008 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требования общества о признании недействительным решения инспекции от 27 января 2014 года N 91, связанного с земельным налогом за 2011 год, так как решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 16 августа 2012 года N 73/05/2012-40 было принято после окончания налогового периода.
Требование общества о признании недействительным решения инспекции от 27 января 2014 года N 92, связанного с земельным налогом за 2012 год, удовлетворено частично: с учетом новой кадастровой стоимости за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года (1 707 302 руб. /12 мес. = 142 275 руб. х 4 мес. = 569 100 руб.) и кадастровой стоимости за январь - сентябрь 2012 года (2 314 116 руб. /12 мес. = 192 843 руб. х 8 мес.= 1 542 744 руб.) сумма налога, подлежащая уплате обществом, составила 2 111 844 руб.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уменьшению, составляет 202 271 руб. (2 314 116 руб. - 2 111 844 руб.), а сумма земельного налога за 2012 год, подлежащая доначислению в КРСБ, - 404 543 руб.
Судом также установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 12 мая 1998 года N 14-П, от 30 июля 2001 года N 13-П указал, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния. При этом санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.
В своем заявлении общество отмечает, что налоговый орган не учел имеющиеся обстоятельства, которые на основании пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ являются смягчающими ответственность.
По мнению суда, начисление заявителю, заблуждавшемуся относительно исчисления налоговой базы по земельному налогу, штрафа в размере, превышающем начисленные пени по этому налогу более чем в 29 раз, нарушает принципы справедливости и соразмерности при назначении налоговой ответственности.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей законодательства о налогах и сборах.
Налоговым законодательством предусмотрен лишь верхний предел размера налоговых санкций, подлежащих взысканию при наличии смягчающих обстоятельств.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Предусмотренный п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым и любое обстоятельство с учетом характера правонарушения может быть признано смягчающим ответственность.
Учитывая положения названных норм, руководствуясь требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права, на основании п. 3 ст. 114 НК РФ суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сам факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости на 01.01.2011 не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании законодательства об оценочной деятельности. В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Ссылка инспекции на то, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16.08.2012 не может относиться к результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008, так как срок для пересмотра результатов кадастровой оценки по указанному постановлению в комиссии по рассмотрению споров истек в июле 2009 года, необоснованна. Само по себе истечение указанного срока для пересмотра результатов кадастровой оценки не лишает налогоплательщиков права на обжалование результатов кадастровой оценки, которое было реализовано заявителем.
Кроме того, в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 ноября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года по делу N А72-4614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 11АП-19113/2014 ПО ДЕЛУ N А72-4614/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А72-4614/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" - представитель не явился, извещено,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска - представителя Смольниковой М.А. (доверенность от 12 января 2015 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года по делу N А72-4614/2014 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" (ОГРН 1107326000440, ИНН 7326036100), г. Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (ОГРН 1047301165482, ИНН 7326022764), г. Ульяновск,
о признании недействительными решений от 27 января 2014 года N 92, N 91,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновский мебельный комбинат" (далее - ООО "УМК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска (далее - налоговый орган, инспекция) от 27 января 2014 года N 91 и N 92.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска от 27 января 2014 года N 92 признано недействительным в части эпизода, связанного с предложением заявителю произвести начисление земельного налога в КРСБ в размере 202 271 руб., начислением соответствующих пеней, а также в части наложения штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 2042,72 руб. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения, отменить с момента вступления в силу судебного акта обеспечительные меры по определению от 24 апреля 2014 года. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска в пользу ООО "УМК" взысканы расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в части признания недействительным решения инспекции о привлечении к ответственности N 92 от 27 января 2014 года, связанного с предложением заявителю произвести начисление земельного налога в КРСБ в размере 202 271 руб., начислением соответствующих пеней, а также в части наложения штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме, превышающей 2042,72 руб., принять новый судебный акт об отказе в полном объеме в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска от 27 января 2014 года N 91 и N 92, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению инспекции, сам факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости на 01.01.2011 не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки. Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16.08.2012 не может относиться к результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008, так как срок для пересмотра результатов кадастровой оценки по указанному постановлению в комиссии по рассмотрению споров истек в июле 2009 года.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части удовлетворения требований общества, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "УМК" в 2011, 2012 годах являлось плательщиком земельного налога в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами: 73:24:011205:113 (дата возникновения права собственности - 13 августа 2009 года) по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтяников, 12, общей площадью 131 867,5 кв. м, с кадастровой стоимостью в размере 163 499 355,01 руб., установленной на основании постановления правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П; 73:24:011205:114 (дата возникновения права собственности - 09 октября 2009 года), расположенного по адресу: г. Ульяновск, проезд Нефтяников, 12-А, общей площадью 3 475 кв. м, в отношении которого постановлением правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П установлена кадастровая стоимость в размере 4 065 472, 00 руб.
Заявителем 29 июля 2013 года были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2011 и 2012 годы. На основе данных представленных деклараций проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых составлены акты: N 1612 ДСП от 12 ноября 2013 года, N 1616 ДСП от 12 ноября 2013 года.
На основании этих актов налоговым органом были приняты оспариваемые решения: N 91 от 27 января 2014 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1463,80 руб., доначислении земельного налога за 2011 год в размере 606 816 руб., начислении пени по состоянию на 27 января 2014 года в сумме 4 366,28 руб.; N 92 от 27 января 2014 года о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 101 737,80 руб., доначислении земельного налога за 2012 год в размере 606 814 руб., начислении пени по состоянию на 27 января 2014 года в сумме 2 084,28 руб.
В первоначальных налоговых декларациях за 2011 и 2012 годы общество определило размер земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113 на 01 января 2011 года и на 01 января 2012 года в размере 154 274 426 руб., что соответствует постановлению правительства Ульяновской области от 11 декабря 2008 года N 508-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области".
В уточненных налоговых декларациях налогоплательщик определил облагаемую базу исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16 августа 2012 года в размере 113 820 113,95 руб.
На основании указанного решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16 августа 2012 года налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях определил сумму земельного налога: за 2011 год - 1 768 283,79 руб. (налогоплательщиком произведена уплата земельного налога за 2011 год в сумме 2 367 779 руб.); за 2012-1 768 284 руб. (налогоплательщиком произведена уплата земельного налога за 2012 год в сумме 1 866 409 руб.).
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В то же время согласно правовой позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено указанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет, в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений, осуществляется также на основании поступивших, в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления уполномоченным органом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 16 августа 2012 года N 73/05/2012-40 установлена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка в размере рыночной, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, принадлежащих заявителю, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 16 августа 2012 года, то есть с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области решения N 73/05/2012-40 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:011205:113.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК РФ и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 508 от 11 декабря 2008 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения требования общества о признании недействительным решения инспекции от 27 января 2014 года N 91, связанного с земельным налогом за 2011 год, так как решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 16 августа 2012 года N 73/05/2012-40 было принято после окончания налогового периода.
Требование общества о признании недействительным решения инспекции от 27 января 2014 года N 92, связанного с земельным налогом за 2012 год, удовлетворено частично: с учетом новой кадастровой стоимости за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года (1 707 302 руб. /12 мес. = 142 275 руб. х 4 мес. = 569 100 руб.) и кадастровой стоимости за январь - сентябрь 2012 года (2 314 116 руб. /12 мес. = 192 843 руб. х 8 мес.= 1 542 744 руб.) сумма налога, подлежащая уплате обществом, составила 2 111 844 руб.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уменьшению, составляет 202 271 руб. (2 314 116 руб. - 2 111 844 руб.), а сумма земельного налога за 2012 год, подлежащая доначислению в КРСБ, - 404 543 руб.
Судом также установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 12 мая 1998 года N 14-П, от 30 июля 2001 года N 13-П указал, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния. При этом санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.
В своем заявлении общество отмечает, что налоговый орган не учел имеющиеся обстоятельства, которые на основании пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ являются смягчающими ответственность.
По мнению суда, начисление заявителю, заблуждавшемуся относительно исчисления налоговой базы по земельному налогу, штрафа в размере, превышающем начисленные пени по этому налогу более чем в 29 раз, нарушает принципы справедливости и соразмерности при назначении налоговой ответственности.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей законодательства о налогах и сборах.
Налоговым законодательством предусмотрен лишь верхний предел размера налоговых санкций, подлежащих взысканию при наличии смягчающих обстоятельств.
В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Предусмотренный п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым и любое обстоятельство с учетом характера правонарушения может быть признано смягчающим ответственность.
Учитывая положения названных норм, руководствуясь требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права, на основании п. 3 ст. 114 НК РФ суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сам факт наличия отчета об оценке рыночной стоимости на 01.01.2011 не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании законодательства об оценочной деятельности. В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Ссылка инспекции на то, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 73/05/2012-40 от 16.08.2012 не может относиться к результатам кадастровой оценки земель населенных пунктов Ульяновской области, утвержденных постановлением правительства Ульяновской области N 508-П от 11.12.2008, так как срок для пересмотра результатов кадастровой оценки по указанному постановлению в комиссии по рассмотрению споров истек в июле 2009 года, необоснованна. Само по себе истечение указанного срока для пересмотра результатов кадастровой оценки не лишает налогоплательщиков права на обжалование результатов кадастровой оценки, которое было реализовано заявителем.
Кроме того, в силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 ноября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 ноября 2014 года по делу N А72-4614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)