Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ЗАО "Дивный Юг": представитель Быковская Э.В. по доверенности N 008 от 05.08.2014, паспорт;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Дивный Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.11.2013 по делу N А32-23303/2013, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Дивный Юг"
к заинтересованному лицу филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
установил:
Заявлено требование о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N 00-р/13-6973 от 08.04.2013 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях и обязании филиала аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1 816 875 617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 319,47 рублей/кв. м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка были приравнены к нулю ошибочно, то орган кадастрового учета на основании протокола о выявлении технической ошибки от 08.04.2013 принял решение об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях N 00-р/123-6973 от 08.04.2013 г., на основании которого восстановлены сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости в размере 1816875617,44 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 руб. /кв. м, по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0508009:61 по состоянию на 05.02.2010. Возможность исправления технической ошибки самим органом кадастрового учета предусмотрена ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Дивный Юг" (далее - общество) обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в решении от 08.04.2013 прямо указано, что сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям о кадастровой стоимости Земельного участка, содержащимся в документе на внесение изменений в кадастр от 25.11.2011 N 2343/1/11-45760, на основании которого эти сведения и вносились в государственный кадастр недвижимости. В документе кадастровая стоимость земельного участка была приравнена к "0", на основании документа от 25.11.2011 N 2343/1/11-45760 кадастровая стоимость земельного участка в размере "0" была внесена в государственный кадастр недвижимости. Техническая ошибка согласно определениям, данного ей в законе N 221-ФЗ, в данном случае отсутствует. Исходя из того, что земельный участок прошел процедуру оценки кадастровой стоимости в полном соответствии с требованиями законодательства и его кадастровая стоимость была определена равной "0", то у Росреестра отсутствовали основания для несения изменений в размер кадастровой стоимости земельного участка без проведения соответствующих процедур по повторному определению кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того исправление кадастровой ошибки в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, осуществляется также на основании решения суда. Поскольку общество может понести финансовые затраты на оплату земельного налога за уже истекшие налоговые периоды, в которых налоговые платежи были уплачены в полном соответствии с действовавшим законодательством, то принятое решение от 08.04.2013 может нарушить законные интересы общества. На основании изложенного общество делает вывод о том, что поскольку решение суда не выносилось, то решение об исправлении технической или кадастровой ошибки от 08.04.2013 является незаконным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судей Смотровой Н.Н. и Ефимовой О.Ю. в отпуске в составе суда на основании определения от 20.08.2014 произведена замена судей Смотровой Н.Н. и Ефимовой О.Ю. на судей Сурмаляна Г.А. и Филимонову С.С., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель ЗАО "Дивный Юг" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра".
Суд протокольным определением 20.08.2014 объявил перерыв до 27.08.2014 до 14 час. 05 мин.
Судебное заседание прервано 20.08.2014 в 15 час. 25 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 27.08.2014 г. в том же составе при участии тех же лиц.
Представитель ЗАО "Дивный Юг" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщен к материалам дела письменных пояснений. Суд удовлетворил заявленное ходатайство.
Представитель ЗАО "Дивный Юг" дал пояснения по делу, ответил на вопросы суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела обществу на праве собственности с 01.07.2010 принадлежит земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:40:0508009:61 площадью 341552 кв. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", разрешенное использование - для жилищного строительства (далее - спорный земельный участок).
Заявитель указывает, что в апреле 2013 года получил уведомление Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 10.04.2013 N 05270/01-10 о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в связи с исправлением технической ошибки в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании принятого отделом учета земельных участков решения от 08.04.2013 N 00-р/13-6973.
Указанным решением восстановлены сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости Земельного участка в размере 5 319,47 руб. /кв. м.
Общество считает, что решение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности по следующим основаниям:
- - у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, поскольку "технической ошибки" (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки) допущено не было, так как сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка были приравнены к нулю в результате осознанного действия сотрудника заинтересованного лица;
- - ни в уведомлении, ни в решении не содержится конкретной даты, с которой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка считаются восстановленными и могут применяться заявителем (при расчете и уплате земельного налога) и иными заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти (например, налоговыми органами при проверке правильности расчета и полноты уплаты земельного налога);
- - сроки направления решения в адрес заявителя, предусмотренные ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" нарушены;
- - исправление кадастровых ошибок в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости (в частности, при расчете и уплате земельного налога), осуществляется на основании решения суда. Восстановление сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка нарушает законные интересы заявителя и причиняет имущественный вред в виде увеличения налоговой базы по земельному налогу. В связи с тем, что ни в Уведомлении, ни в Решении нет сведений о конкретной дате, с которой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка считаются восстановленными и могут применяться заинтересованными органами государственной власти, заинтересованные лица, в том числе налоговые органы, могут прийти к ошибочному выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости считаются восстановленными не с даты принятия решения, то есть с 08.04.2013 года, а с даты принятия органом кадастрового учета документа о внесении изменений в кадастр от 25.11.2011 г. N 2343/1/11-45760, то есть с 25.11.2011 года. Существует вероятность, что, основываясь на данному выводе, налоговый орган доначислит заявителю земельный налог за 2012 и 2013 годы, что нарушит законные интересы заявителя, который при осуществлении предпринимательской деятельности полагался на сведения государственного кадастра недвижимости о размере кадастровой стоимости земельного участка, равной нулю, в связи с чем денежные средства на уплату земельного налога за 2012 и 2013 годы заявителем не изыскивались и не резервировались.
Не согласившись с решением от 08.04.2013 N 00-р/13-6973, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 28 Федерального закона "О Государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Исследовав обжалуемое решение о выявлении технической ошибки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии обжалуемого решения требованиям статьи 28 названного выше федерального закона.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из принципов землепользования в Российской Федерации, это принцип платного использования земель. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 указанной нормы для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В пунктах 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Так из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0508009:61 поставлен на кадастровый учет 24.06.2010 г.
На основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость 1816875617.44 руб. (приложение N 1 к данному постановлению).
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" на основании пункта 1.3. кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 (образование нового земельного участка; изменение площади земельного участка при упорядочении его границы; изменение вида разрешенного использования земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель; выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4.).
Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (официально опубликовано в СМИ "Кубанские новости", N 205, 24.11.2011 г.), который вступил в силу с 1 января 2012 года и подлежит применению для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости вносилась кадастровая стоимость земельных участков.
В ходе работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края в 2011 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 не была определена в связи с тем, что вид разрешенного использования "для жилищного строительства" не позволяет отнести его к определенной группе видов разрешенного использования, указанным в п. 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
На основании документа на внесение изменений в кадастр от 25.11.2011 N 2343/1/1145760 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости были приравнены к нулю.
Указанные выше обстоятельства подтверждают отсутствие технической ошибки, поскольку такая ошибка, исходя из своей природы, которую определяет ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" может быть допущена только в случае технической ошибки, приведшей к внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, не соответствующих сведениям в документах, на основании которых они вносились.
Из материалов дела следует, что земельный участок прошел процедуру оценку кадастровой стоимости в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и его кадастровая стоимость была определена равной "0", следовательно, у Росреестра отсутствовали основания для внесения изменений в размер кадастровой стоимости Земельного участка без проведения соответствующих процедур по повторному определению кадастровой стоимости Земельного участка.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого Решения от 08.04.2013 г., поскольку "технической ошибки" (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо иной подобной ошибки) допущено не было.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Иных способов исправления ошибок в ведении государственного земельного кадастра законодательством не предусмотрено.
Следовательно, исправление ошибок, допущенных при ведении государственного кадастрового учета, может быть произведено только на основании решения суда.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" также предусматривает возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, (кадастровых ошибок) на основании решения суда (статья 28 указанного Закона).
Учитывая, что исправление ошибки, расцененной государственным органом в качестве технической, в данном случае повлекло увеличение кадастровой стоимости спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что такое исправление существенным образом нарушает интересы правообладателя этого земельного участка и может причинить ему вред.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Кадастровая палата приняла решение от 08.04.2013 г. об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, которое может причинить имущественный вред обществу, без предварительного обращения в суд и при отсутствии оснований для вынесения Решения от 08.04.2013 г. (отсутствие технической ошибки), что не соответствует требованиям Федерального закона N 221-ФЗ, судебной и правоприменительной практике (Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. N 6200/10 от 22.03.2011 г. N 14765/10, от 15.12.2011 г. N 12651/11), в связи с чем решение от 08.04.2013 г. является незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Судебная коллегия считает необходимым обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 рублей/кв. м.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества "Дивный Юг" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 по делу N А32-23303/2013 отменить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N 00-р/13-6973 от 08.04.2013 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 рублей/кв. м. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.09.2014 N 15АП-9275/2014 ПО ДЕЛУ N А32-23303/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. N 15АП-9275/2014
Дело N А32-23303/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ЗАО "Дивный Юг": представитель Быковская Э.В. по доверенности N 008 от 05.08.2014, паспорт;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Дивный Юг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.11.2013 по делу N А32-23303/2013, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Дивный Юг"
к заинтересованному лицу филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
установил:
Заявлено требование о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N 00-р/13-6973 от 08.04.2013 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях и обязании филиала аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1 816 875 617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5 319,47 рублей/кв. м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка были приравнены к нулю ошибочно, то орган кадастрового учета на основании протокола о выявлении технической ошибки от 08.04.2013 принял решение об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях N 00-р/123-6973 от 08.04.2013 г., на основании которого восстановлены сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости в размере 1816875617,44 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 руб. /кв. м, по земельному участку с кадастровым номером 23:40:0508009:61 по состоянию на 05.02.2010. Возможность исправления технической ошибки самим органом кадастрового учета предусмотрена ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Дивный Юг" (далее - общество) обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в решении от 08.04.2013 прямо указано, что сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости, соответствуют сведениям о кадастровой стоимости Земельного участка, содержащимся в документе на внесение изменений в кадастр от 25.11.2011 N 2343/1/11-45760, на основании которого эти сведения и вносились в государственный кадастр недвижимости. В документе кадастровая стоимость земельного участка была приравнена к "0", на основании документа от 25.11.2011 N 2343/1/11-45760 кадастровая стоимость земельного участка в размере "0" была внесена в государственный кадастр недвижимости. Техническая ошибка согласно определениям, данного ей в законе N 221-ФЗ, в данном случае отсутствует. Исходя из того, что земельный участок прошел процедуру оценки кадастровой стоимости в полном соответствии с требованиями законодательства и его кадастровая стоимость была определена равной "0", то у Росреестра отсутствовали основания для несения изменений в размер кадастровой стоимости земельного участка без проведения соответствующих процедур по повторному определению кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того исправление кадастровой ошибки в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости, осуществляется также на основании решения суда. Поскольку общество может понести финансовые затраты на оплату земельного налога за уже истекшие налоговые периоды, в которых налоговые платежи были уплачены в полном соответствии с действовавшим законодательством, то принятое решение от 08.04.2013 может нарушить законные интересы общества. На основании изложенного общество делает вывод о том, что поскольку решение суда не выносилось, то решение об исправлении технической или кадастровой ошибки от 08.04.2013 является незаконным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судей Смотровой Н.Н. и Ефимовой О.Ю. в отпуске в составе суда на основании определения от 20.08.2014 произведена замена судей Смотровой Н.Н. и Ефимовой О.Ю. на судей Сурмаляна Г.А. и Филимонову С.С., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель ЗАО "Дивный Юг" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ФГБУ "ФКП Росреестра".
Суд протокольным определением 20.08.2014 объявил перерыв до 27.08.2014 до 14 час. 05 мин.
Судебное заседание прервано 20.08.2014 в 15 час. 25 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 27.08.2014 г. в том же составе при участии тех же лиц.
Представитель ЗАО "Дивный Юг" в судебном заседании заявил ходатайство о приобщен к материалам дела письменных пояснений. Суд удовлетворил заявленное ходатайство.
Представитель ЗАО "Дивный Юг" дал пояснения по делу, ответил на вопросы суда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела обществу на праве собственности с 01.07.2010 принадлежит земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:40:0508009:61 площадью 341552 кв. м, расположенный по адресу: г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", разрешенное использование - для жилищного строительства (далее - спорный земельный участок).
Заявитель указывает, что в апреле 2013 года получил уведомление Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю от 10.04.2013 N 05270/01-10 о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в связи с исправлением технической ошибки в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании принятого отделом учета земельных участков решения от 08.04.2013 N 00-р/13-6973.
Указанным решением восстановлены сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости Земельного участка в размере 5 319,47 руб. /кв. м.
Общество считает, что решение не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности по следующим основаниям:
- - у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, поскольку "технической ошибки" (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки) допущено не было, так как сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка были приравнены к нулю в результате осознанного действия сотрудника заинтересованного лица;
- - ни в уведомлении, ни в решении не содержится конкретной даты, с которой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка считаются восстановленными и могут применяться заявителем (при расчете и уплате земельного налога) и иными заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти (например, налоговыми органами при проверке правильности расчета и полноты уплаты земельного налога);
- - сроки направления решения в адрес заявителя, предусмотренные ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" нарушены;
- - исправление кадастровых ошибок в сведениях в случаях, если существуют основания полагать, что данное исправление может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном кадастре недвижимости (в частности, при расчете и уплате земельного налога), осуществляется на основании решения суда. Восстановление сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка нарушает законные интересы заявителя и причиняет имущественный вред в виде увеличения налоговой базы по земельному налогу. В связи с тем, что ни в Уведомлении, ни в Решении нет сведений о конкретной дате, с которой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка считаются восстановленными и могут применяться заинтересованными органами государственной власти, заинтересованные лица, в том числе налоговые органы, могут прийти к ошибочному выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости считаются восстановленными не с даты принятия решения, то есть с 08.04.2013 года, а с даты принятия органом кадастрового учета документа о внесении изменений в кадастр от 25.11.2011 г. N 2343/1/11-45760, то есть с 25.11.2011 года. Существует вероятность, что, основываясь на данному выводе, налоговый орган доначислит заявителю земельный налог за 2012 и 2013 годы, что нарушит законные интересы заявителя, который при осуществлении предпринимательской деятельности полагался на сведения государственного кадастра недвижимости о размере кадастровой стоимости земельного участка, равной нулю, в связи с чем денежные средства на уплату земельного налога за 2012 и 2013 годы заявителем не изыскивались и не резервировались.
Не согласившись с решением от 08.04.2013 N 00-р/13-6973, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 28 Федерального закона "О Государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда.
Исследовав обжалуемое решение о выявлении технической ошибки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии обжалуемого решения требованиям статьи 28 названного выше федерального закона.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из принципов землепользования в Российской Федерации, это принцип платного использования земель. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно части 5 указанной нормы для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В пунктах 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Так из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0508009:61 поставлен на кадастровый учет 24.06.2010 г.
На основании Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость 1816875617.44 руб. (приложение N 1 к данному постановлению).
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" на основании пункта 1.3. кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 (образование нового земельного участка; изменение площади земельного участка при упорядочении его границы; изменение вида разрешенного использования земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель; выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4.).
Согласно Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 г. N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" (официально опубликовано в СМИ "Кубанские новости", N 205, 24.11.2011 г.), который вступил в силу с 1 января 2012 года и подлежит применению для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в государственный кадастр недвижимости вносилась кадастровая стоимость земельных участков.
В ходе работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края в 2011 году кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 не была определена в связи с тем, что вид разрешенного использования "для жилищного строительства" не позволяет отнести его к определенной группе видов разрешенного использования, указанным в п. 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
На основании документа на внесение изменений в кадастр от 25.11.2011 N 2343/1/1145760 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости были приравнены к нулю.
Указанные выше обстоятельства подтверждают отсутствие технической ошибки, поскольку такая ошибка, исходя из своей природы, которую определяет ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" может быть допущена только в случае технической ошибки, приведшей к внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, не соответствующих сведениям в документах, на основании которых они вносились.
Из материалов дела следует, что земельный участок прошел процедуру оценку кадастровой стоимости в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и его кадастровая стоимость была определена равной "0", следовательно, у Росреестра отсутствовали основания для внесения изменений в размер кадастровой стоимости Земельного участка без проведения соответствующих процедур по повторному определению кадастровой стоимости Земельного участка.
Таким образом, у заинтересованного лица отсутствовали основания для вынесения оспариваемого Решения от 08.04.2013 г., поскольку "технической ошибки" (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки либо иной подобной ошибки) допущено не было.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред, либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда. Информация об исправлении технических ошибок или об отказе в исправлении технических ошибок в пятидневный срок направляется в письменной форме правообладателям земельных участков или третьим лицам, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре.
Иных способов исправления ошибок в ведении государственного земельного кадастра законодательством не предусмотрено.
Следовательно, исправление ошибок, допущенных при ведении государственного кадастрового учета, может быть произведено только на основании решения суда.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" также предусматривает возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, (кадастровых ошибок) на основании решения суда (статья 28 указанного Закона).
Учитывая, что исправление ошибки, расцененной государственным органом в качестве технической, в данном случае повлекло увеличение кадастровой стоимости спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что такое исправление существенным образом нарушает интересы правообладателя этого земельного участка и может причинить ему вред.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Кадастровая палата приняла решение от 08.04.2013 г. об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, которое может причинить имущественный вред обществу, без предварительного обращения в суд и при отсутствии оснований для вынесения Решения от 08.04.2013 г. (отсутствие технической ошибки), что не соответствует требованиям Федерального закона N 221-ФЗ, судебной и правоприменительной практике (Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. N 6200/10 от 22.03.2011 г. N 14765/10, от 15.12.2011 г. N 12651/11), в связи с чем решение от 08.04.2013 г. является незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Судебная коллегия считает необходимым обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 рублей/кв. м.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества "Дивный Юг" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2013 по делу N А32-23303/2013 отменить.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" N 00-р/13-6973 от 08.04.2013 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0508009:61 в размере 1816875617,44 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 5319,47 рублей/кв. м. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)