Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.08.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2014 по делу N А65-18655/2013 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агротехмашстройсервис", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
с использованием систем видеоконференц-связи,
в судебном заседании принял участие представитель ЗАО "Агротехмашстройсервис" - Гринь И.М. (доверенность от 15.03.2014),
представители Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан и УФНС России по Республике Татарстан не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
закрытое акционерное общество "Агротехмашстройсервис" (далее - ЗАО "Агротехмашстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 17.06.2013 N 2448.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013 по делу N А65-18655/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 26.12.2013, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2013 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 24.06.2014 суд первой инстанции, частично удовлетворив заявление общества, признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления обществу земельного налога за 2012 год в сумме 169217 руб., а также пеней и штрафа, соответствующих этой сумме недоимки; на налоговый орган возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение в части признания оспариваемого решения недействительным и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, суд первой инстанции неправильно определил кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей налоговых органов, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель общества отклонил апелляционную жалобу и просил оставить обжалованное судебное решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 3843 налоговый орган принял решение от 17.06.2013 N 2448, которым привлек ЗАО "Агротехмашстройсервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 292258 руб. Этим же решением налоговый орган начислил обществу земельный налог за 2012 год в сумме 3132758 руб. и пени в сумме 82106 руб. 16 коп. на основании статьи 75 НК РФ.
В обоснование этого решения налоговый орган указал, что по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 составляет 76295349 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93-426312476 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94-56888441 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95-105214750 руб. и, таким образом, сумма земельного налога составляет 3132758 руб.
По мнению налогового органа, общество необоснованно применило в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 кадастровую стоимость в сумме 20195000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - в сумме 89312000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - в сумме 15445000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - в сумме 26192000 руб., то есть кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012, и, соответственно, ошибочно определило размер подлежащего уплате земельного налога (921979 руб.). Налоговым органом указано, что эта кадастровая стоимость подлежит применению только с 01.01.2013.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 29.07.2013 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, указанное решение налогового органа утверждено.
Обжалуемым решением суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение налогового органа недействительным в части.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия, в силу статьи 11 НК РФ, должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.
Вышеприведенным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 в размере 20195000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - в размере 89312000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - в размере 15445000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - в размере 26192000 руб.
Указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнено государственным органом, осуществляющим внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, 11.12.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих ЗАО "Агротехмашстройсервис", установленная судебным решением по делу N А65-6101/2012, не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 11.12.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что за период с 01.01.2012 по 10.12.2012 для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 размер подлежащего уплате земельного налога составляет 76295349 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93-426312 476 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94-56888441 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95-105214750 руб., а за период с 11.12.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6101/2012.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 169217 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа и обязал налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. При этом суд первой инстанции полностью выполнил указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции от 14.03.2014 по настоящему делу. Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, также соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12 и в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по подобным делам.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года по делу N А65-18655/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18655/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. по делу N А65-18655/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.08.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2014 по делу N А65-18655/2013 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Агротехмашстройсервис", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
с использованием систем видеоконференц-связи,
в судебном заседании принял участие представитель ЗАО "Агротехмашстройсервис" - Гринь И.М. (доверенность от 15.03.2014),
представители Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан и УФНС России по Республике Татарстан не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
закрытое акционерное общество "Агротехмашстройсервис" (далее - ЗАО "Агротехмашстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 17.06.2013 N 2448.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.10.2013 по делу N А65-18655/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 26.12.2013, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2013 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 24.06.2014 суд первой инстанции, частично удовлетворив заявление общества, признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления обществу земельного налога за 2012 год в сумме 169217 руб., а также пеней и штрафа, соответствующих этой сумме недоимки; на налоговый орган возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение в части признания оспариваемого решения недействительным и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, суд первой инстанции неправильно определил кадастровую стоимость принадлежащих обществу земельных участков.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей налоговых органов, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи, представитель общества отклонил апелляционную жалобу и просил оставить обжалованное судебное решение без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства с учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлении представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 3843 налоговый орган принял решение от 17.06.2013 N 2448, которым привлек ЗАО "Агротехмашстройсервис" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 292258 руб. Этим же решением налоговый орган начислил обществу земельный налог за 2012 год в сумме 3132758 руб. и пени в сумме 82106 руб. 16 коп. на основании статьи 75 НК РФ.
В обоснование этого решения налоговый орган указал, что по данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 составляет 76295349 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93-426312476 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94-56888441 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95-105214750 руб. и, таким образом, сумма земельного налога составляет 3132758 руб.
По мнению налогового органа, общество необоснованно применило в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 кадастровую стоимость в сумме 20195000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - в сумме 89312000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - в сумме 15445000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - в сумме 26192000 руб., то есть кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012, и, соответственно, ошибочно определило размер подлежащего уплате земельного налога (921979 руб.). Налоговым органом указано, что эта кадастровая стоимость подлежит применению только с 01.01.2013.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 29.07.2013 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, указанное решение налогового органа утверждено.
Обжалуемым решением суд первой инстанции обоснованно признал указанное решение налогового органа недействительным в части.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статей 390 и 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия, в силу статьи 11 НК РФ, должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.
Вышеприведенным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет осуществляется также на основании сведений о кадастровой стоимости, поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в случае установления в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.08.2012 по делу N А65-6101/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 в размере 20195000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93 - в размере 89312000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94 - в размере 15445000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95 - в размере 26192000 руб.
Указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан исполнено государственным органом, осуществляющим внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, 11.12.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость вышеназванных земельных участков, принадлежащих ЗАО "Агротехмашстройсервис", установленная судебным решением по делу N А65-6101/2012, не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 11.12.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что за период с 01.01.2012 по 10.12.2012 для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:92 размер подлежащего уплате земельного налога составляет 76295349 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:93-426312 476 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:94-56888441 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:300144:95-105214750 руб., а за период с 11.12.2012 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог, исчисленный исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6101/2012.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части начисления земельного налога за 2012 год в сумме 169217 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа и обязал налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. При этом суд первой инстанции полностью выполнил указания, содержащиеся в постановлении суда кассационной инстанции от 14.03.2014 по настоящему делу. Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, также соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12 и в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по подобным делам.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2014 года по делу N А65-18655/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)