Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-28725/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. по делу N А65-28725/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Максимовым С.С., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" - представитель не явился, извещено,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июня 2014 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2014 года по делу N А65-28725/2013 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл", Республика Татарстан, г. Казань, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 26 июля 2013 года N 21670,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Металл" (далее - общество, заявитель, ООО "Экспресс Металл") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - инспекция, налоговый орган) от 26 июля 2013 года N 21670.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ОГРН 1041630236064, ИНН 1660007156) о признании недействительным решения от 26 июля 2013 года N 21670 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме, превышающей 474 034 рублей, признано незаконным. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить в удовлетворенной части и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что законодательством не установлен правовой механизм, определяющий особый порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде. Законодательством также не предусмотрен перерасчет земельного налога в течение налогового периода до и после вступления в законную силу решения суда, которым изменена кадастровая стоимость земельного участка.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровыми номерами 16:50:310204:64, общей площадью 22 745 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, участок в Северо-Западном промышленном районе. Заявителем 28 января 2013 года в инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с исчислением налога в размере 268 168 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующей рыночной, в размере 43 962 000 рублей, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2012 года по делу N А65-7739/2012.
Инспекцией по представленной налогоплательщиком названной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 17 мая 2013 года N 22889 и без учета возражений налогоплательщика, принято оспариваемое решение 26 июля 2013 года N 21670 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 975 135 руб. земельного налога за 2012 год, а также соответствующих налогу пеней по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 43 184,81 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 136 559, 40 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2012 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за названный налоговый период кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 09 сентября 2013 года N 2.14-0-18/019726 @, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункт 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О от 01 марта 2011 года и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2012 года по делу N А65-7739/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего заявителю на праве собственности с кадастровым номером 16:50:310204:64, общей площадью 22 745 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, участок в Северо-Западном промышленном районе, равной ее рыночной стоимости в размере 43 962 000 рублей, с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-34237/2011 исполнено государственным органом, осуществляющим внесение соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости на основании заявления общества заявителя с указанием вышеназванного кадастрового номера 26 июня 2012 года.
Решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, поэтому новая кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, принадлежащего обществу на праве собственности, установленная судебным актом, не подлежит применению при исчислении земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 26 июня 2012 года.
До указанной даты в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102.
Таким образом, размер земельного налога за 2012 год, подлежащий уплате заявителем, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, в период с 01 января 2012 года по 25 июня 2012 года, и в период с 26 июня 2012 года по 31 декабря 2012 года, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеназванным судебным актом составит 742 202 руб., и соответственно 474 034 руб., с учетом налога исчисленного и уплаченного заявителем в сумме 268 168 руб. и налоговой ставки 0,61%, установленной решением Казанской городской Думой от 29 ноября 2005 года N 2-3 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений, промышленности, к каковым относится земельный участок заявителя - разрешенный вид использования под промышленную площадку.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, приняв расчеты инспекции, не оспоренные заявителем, пришел к правильному выводу о том, что начисление инспекцией земельного налога, превышающего 474 034 руб., а также соответствующих сумм пени, является незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя в указанной части требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии законодательно установленного правового механизма, закрепляющего особый порядок определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедшем в текущем налоговом периоде, а также отсутствии в законодательстве норм о перерасчете земельного налога в течение налогового периода до и после вступления в законную силу решения суда, которым изменена кадастровая стоимость земельного участка, не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не препятствуют установлению законной обязанности по уплате налога с учетом определенной судом кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 15 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2014 года по делу N А65-28725/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)