Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18711/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу N А65-18711/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Батыршиной Л.М. по доверенности от 05.08.2013
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан и открытого акционерного общества "Комбытсервис"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Драгоценнова И.С., Терентьев Е.А.)
по делу N А65-18711/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис", г. Казань, (ОГРН 1041624014904, ИНН 1656007065) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 14.06.2013 N 2444 в части,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ, налоговый орган) от 14.06.2013 N 2444 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 280 073 руб..; в части начисления пени в сумме 20215,4 руб., штрафа в сумме 56014,6 руб.; в части предложения уплатить указанные суммы и внести необходимых исправлений в бухгалтерский учет и отчетность; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований было привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ от 14.06.2013 N 2444 в части доначисления ОАО "Комбытсервис" земельного налога в сумме 151 281 руб., соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ и ОАО "Комбытсервис" не согласились с вышеуказанным судебным актом суда апелляционной инстанции и обратились с кассационными жалобами, в которых просят его отменить по основаниям, указанным в жалобах.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационных жалоб, отзыва общества и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.01.2013 ОАО "Комбытсервис" представлена в Межрайонную ИФНС России N 19 по РТ налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, согласно которой уплате в бюджет подлежал налог в размере 124584 руб.
Основанием для исчисления заявителем налога в указанном размере послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, согласно которому установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12 в размере 14 157 234 руб. В мотивировочной части решения указано, что указанная рыночная стоимость в отчете по определению рыночной стоимости имущества установлена на 01.01.2011. Суд обязал внести в государственный реестр соответствующие изменения. Изменения внесены 03.08.2012.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации налоговый орган принял решение от 14.06.2013 N 2444 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 280 073 руб., соответствующие пени в размере 20 215,4 руб., а также применены меры ответственности в виде штрафа в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 56 014,6 руб.
Решением Управления ФНС России по Республике Татарстан от 26.07.2013 N 2.14-0-18/016406@ жалоба заявителя на решение инспекции оставлена без удовлетворения, решение утверждено.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что заявитель вправе применять при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости. В данном случае с 01.01.2013, поскольку запись в государственный реестр на основании решения суда внесена в 2012 году.
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме, указал, что налоговый орган не вправе был производить начисление земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление от 24.12.2010 N 1102).
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, при этом правомерно исходил из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом апелляционной инстанции установлено, что поскольку решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12 в размере 14 157 234 руб. с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-10229/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 внесена в кадастр 03.08.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12, принадлежащего обществу, установленная решением суда не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 03.08.2012.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2012 год, составляет 377 960 руб. (236 050 + 51 910). На основании декларации обществом уплачен земельный налог в сумме 124 584 руб. Фактически не уплачено 253 376 руб. (377 960 - 124 584).
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемым решением налоговый орган безосновательно начислил обществу земельный налог в сумме 151 281 руб. (404 657 - 253 376), а также соответствующие суммы пени и штрафа.
В соответствии со статьей 200 АПК РФ суды, рассматривая дела о признании недействительным ненормативного правового акта, проверяют его на предмет соответствия закону.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, которым признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Республике Татарстан от 14.06.2013 N 2444 в части доначисления ОАО "Комбытсервис" земельного налога в сумме 151 281 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, а в остальной части требований обществу отказал.
В кассационных жалобах сторон не содержится новых доводов. Доводы, которые в них изложены, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы сторон не опровергают сделанных судом предыдущей инстанции выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законного и обоснованного судебного акта по настоящему делу.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А65-18711/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)