Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 10АП-16103/2014 ПО ДЕЛУ N А41-41959/14

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N А41-41959/14


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Канашиной О.С.,
при участии в заседании:
от ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ": Журавлева Е.В., по доверенности от 16.05.2014 N 3010-09/221,
от Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области: Тележникова Н.А., по доверенности от 25.04.2014 N 205-540/50-04,
от ИФНС России N 43 по г. Москве: Савкина О.В., по доверенности от 12.01.2015 N 3,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" на решение арбитражного суда Московской области 14.11.2014 по делу N А41-41959/14, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области; ИФНС России N 43 по г. Москве, о признании незаконными бездействий и возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов,

установил:

ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области, ИФНС России N 43 по г. Москве о признании:
- - незаконным бездействия Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 17.02.2014 N 1011/26 о возврате излишне взысканных и излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2008;
- - незаконным бездействия ИФНС России N 43 по г. Москве, выразившееся в неправомерном несвоевременном направлении в Пенсионный фонд судебных актов, вступивших в законную силу 16.07.2009 по делу N А41-19711/08 и карточек расчетов с бюджетом заявителя по страховым взносам за 2008 с отражением сведений о суммах излишне уплаченных страховых взносов сумме 1 861 637,05 руб.;
- - об обязании Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области принять решение о возврате излишне 30.09.2008 взысканных страховых взносов на ОПС в сумме 1 383 208,24 руб. с процентами и излишне на 31.12.2009 уплаченных страховых взносов на ОПС в сумме 478 428,81 руб. и направить эти решения в территориальный орган ОФК для исполнения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2014 заявленные требования удовлетворены частично; признано незаконным бездействие Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению от 17.02.2014 г. N 1011/26; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано; взыскано с Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области в пользу ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 2000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" обратился с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебном заседании представители Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области, ИФНС России N 43 по г. Москве возражали против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ".
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по г. Дмитрову Московской области с 30.01.2008 по 29.04.2008 проведена выездная налоговая проверка ФГУП "НИЦИАМТ" по вопросам соблюдения законодательства России по налогам и сборам за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 и вынесено решение от 30.06.2008 N 11/1-34 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
15.05.2008 ФГУП "НИЦИАМТ" реорганизовано в форме присоединения к заявителю, который стал правопреемником ФГУП "НИЦИАМТ".
Решением ИФНС по г. Дмитрову Московской области N 11/1-34 от 30.06.2008 заявитель был привлечен к ответственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.04.2013 по делу N А41-19711/08 по заявлению ФГУП "НАМИ" к ИФНС России по г. Дмитрову Московской области решение налогового органа N 11/1-34 от 30.06.2008 было признано недействительным в части: доначисления водного налога в сумме 111233 руб., пени в сумме 24058 руб., штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 22246,60 руб., уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 618646,00 руб., пени в размере 328078 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 решение суда первой инстанции изменено, решение налогового органа признано недействительным в части: доначисления налога на прибыль в сумме 42265,00 руб., соответствующих пени по налогу на прибыль, штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 108713,00 руб., доначисления по налогу на имущество организаций в размере 3291 руб., начисления пени по налогу на имущество организации в сумме 2 руб., штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 658,00 руб., взыскания штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ по ЕНВД в размере 13100 руб. и по ч. 2 ст. 119 НК РФ в размере 166530,00 руб., доначисления ЕСН в размере 1960424 руб. 73 коп., соответствующих пени в размере 609485 руб., штрафа по ч. 1 ст. 122 НК РФ в размере 88410,00 руб., штрафа по ст. 123 НК РФ по НДФЛ в размере 1860,00 руб., взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России в размере 436484 руб. 24 коп. В остальной части решение от 13.04.2009 оставлено без изменения.
ИФНС России N 43 по г. Москве совместно с заявителем за период с 2009 по 2012 составлены акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа, согласно которым, по мнению заявителя, у заявителя имеется переплата по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1 861 637,05 руб.
По утверждениям заявителя сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 1 861 637,05 руб. образовалась путем арифметического сложения суммы излишне уплаченных страховых взносов, установленных вступившим в законную силу решением суда по делу N А41-19711/08 в размере 1 383 208,24 руб. и суммы 478 428,81 руб., образованной в 2009.
17.02.2014 за исх. N 1011/26 заявитель обратился в ГУ - ГУ ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1383208,24 руб., излишняя уплата которых установлена решением суда N А41-19711/08, и 478428,81 руб., сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2009.
Указанное заявление направлено в Пенсионный фонд Российской Федерации почтовой связью 19.02.2014 (ШПИ 12543871010334). Указанная корреспонденция получена Пенсионным фондом Российской Федерации 03.03.2014, что подтверждается копией уведомления о вручения, представленной представителем заявителя в суде первой инстанции.
Отсутствие ответа на указанное заявление, а также длительное бездействия налоговых органов по передаче документации, отражающей излишнюю уплату страховых взносов, Пенсионному фонду Российской Федерации, что, по мнению заявителя, нарушает право организации на возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 861 637,05 руб., послужило основанием для обращения ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования общества частично суд первой инстанции исходил из доказанности незаконного бездействия ГУ - ГУ ПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области - нарушения прав заявителя, выразившееся вне рассмотрении заявления ФГУП Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный автомоторный институт "НАМИ" от 17.02.2014 за исх. N 1011/26; недоказанности наличия бездействия со стороны ИФНС России N 43 по г. Москве, нарушающего нормы действующего законодательства; отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя о возврате излишне уплаченных заявителем страховых взносов в 2008 и 2009, в связи с пропуском им трехлетнего срока.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствующим действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель в связи с необходимостью возврата излишней уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) за 2008 - 2009 годы в размере 1 861 637,05 руб. обратился в порядке предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области с заявлением от 17.02.2014 за исх. N 1011/26 о возврате переплаты излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 383 208,24 руб., излишняя уплата которых установлена решением суда N А41-19711/08, и суммы в размере 478428,81 руб. излишне уплаченных страховых взносов за 2009.
Указанное заявление направлено в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области почтовой связью 19.02.2014 (ШПИ 12543871010334). Указанная корреспонденция получена Государственным учреждением - Главным Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области 03.03.2014, что подтверждается копией уведомления о вручения, представленной представителем заявителя в суд первой инстанции.
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области доказательств подготовки ответа на указанное заявление не представила. В представленном в суд первой инстанции отзыве представителя Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области отсутствует ссылка на подготовку ответа на обращение заявителя от 17.02.2014 N 1011/26.
Подача заявления порождает обязанность сотрудников органа Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченных страховых взносов по существу и дать по нему мотивированный ответ, а в случае необходимости запросить дополнительные документы.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, учитывая, что по истечении 30 дней со дня получения Государственным учреждением - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области заявления ФГУП "НАМИ" ответ в установленный законом срок заявителю не направлен, Арбитражный суд Московской области обоснованно установил, что формальные требования закона о рассмотрении и даче письменного ответа не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявления ФГУП "НАМИ" от 17.02.2014 г. за исх. N 1011/26.
Данное бездействие противоречит нормам статей 5, 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает права заявителя в экономической сфере, поскольку создает правовую неопределенность в реализации права заявителя.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что бездействие Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области является незаконным, заявление ФГУП "НАМИ" в указанной части обосновано, подлежит удовлетворению.
Заявителем также в суде первой инстанции было заявлено требование о признании незаконным бездействия ИФНС России N 43 по г. Москве, выразившееся в неправомерном несвоевременном направлении в Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области судебных актов, вступивших в законную силу 16.07.2009 по делу N А41-19711/08 и карточек расчетов с бюджетом заявителя по страховым взносам за 2008 г. с отражением сведений о суммах излишне уплаченных страховых взносов сумме 1 861 637,05 руб.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
С момента вступления в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (01.01.2010), полностью передавшего администрирование страховых взносов, в том числе контроль за их исчислением, уплатой, а также вопросы возврата излишне уплаченного (взысканного), Пенсионному фонду Российской Федерации и его территориальным подразделениям в силу статьи 60 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 указанного Федерального закона.
Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов с 01.01.2010 определен в статье 26 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов (пункт 2) по письменному заявлению плательщика, составленного по утвержденной Минздравсоцразвития России форме и поданного в течение 3-лет со дня уплаты указанных сумм страховых взносов, в течение одного месяца со дня получения такого заявления (пункт 11). Возврат осуществляется по решению о возврате, принимаемому в течение 10 дней с даты получения заявления, путем направления Пенсионным фондом Российской Федерации на основании принятого решения поручения на возврат в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 14).
Согласно статье 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов и процентов и представляет в орган Федерального казначейства поручение на возврата в порядке установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 года", приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда от уплаты страховых взносов за период с 2002 по 2009 год является Федеральная налоговая службы (код администратора 182), а главным администратором доходов от уплаты страховых взносов на 2010 год является Пенсионный фонд Российской Федерации (код администратора 392).
Следовательно, в силу статьи 160.1 БК РФ и указанных выше положений Минфина России Пенсионный фонд Российской Федерации при установлении суммы излишне уплаченных страховых взносов за период 2002 - 2009 и принятии в порядке установленном статьей 26 Закона решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов не вправе самостоятельно осуществлять возврат таких взносов путем направления в органы Федерального казначейства поручения на возврат, поскольку таким правом располагает только главный администратор, которым в части страховых взносов 2002 - 2009 годов является Федеральная налоговая службы.
При этом, приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Порядок), согласно которому с учетом Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщиками излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, предоставленной соответствующим администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК, с учетом кода главы главного администратора, в ведении которого находится администратор доходов.
С учетом изложенных выше противоречий в части возврата излишне уплаченных за 2002 - 2009 год страховых взносов органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании статьи 60 Закона совместным письмом ФНС России от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и Пенсионным фондом от 11.08.2010 N АД-30-24/8509@, доведенном до всех территориальных налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда, был утвержден Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за расчетные периоды 2002 - 2009 год, на КБК, главным администратором которых является ФНС России (далее - Порядок).
Согласно утвержденного Порядка возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2002 - 2009 год осуществляется следующим образом: 1) плательщик страховых взносов представляет в территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации заявление о возврате по утвержденной форме, 2) территориальный орган Пенсионного фонда рассматривает заявление, с учетом информации, имеющейся в ведомости АДВ-11 и декларациях по страховым взносам и по результатам рассмотрения принимается решение о возврате по утвержденной форме, 3) указанное решение о возврате Пенсионный фонд направляет вместе с заявление плательщика о возврате в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика, 4) налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения решения и заявления оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания, 5) орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, подтверждающие проведение операции по возврату, 6) налоговый орган направляет территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата.
Указанный выше порядок основан исключительно на бюджетном законодательстве и не предусматривает контроля налоговым органом обоснованности принятия Пенсионным фондом Российской Федерации решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в том числе по причине наличия недоимки по уплате иных страховых взносов или других налогов и сборов, поскольку в силу статьи 26 и 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ возврат страховых взносов путем принятия соответствующего решения, а также проверку наличия оснований для возврата, осуществляет исключительно территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Территориальный налоговый орган осуществляет лишь техническую функцию по заполнению Заявки на возврат соответствующих сумм и передаче ее в орган Федерального казначейства на исполнение в порядке установленном Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н.
Согласно материалам дела, ФГУП "НАМИ" не соблюден Порядок возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2002 - 2009, действовавший до 01.01.2013. ФГУП "НАМИ" не представило заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
Налоговый орган оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов только после получения решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате.
Также в письме ФНС России от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и Пенсионным фондом Российской Федерации от 11.08.2010 N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" не указывалось о необходимости направления налоговым органом в Пенсионного фонда Российской Федерации КРСБ налогоплательщика - плательщика страховых взносов.
16.10.2013 ИФНС России N 43 по г. Москве в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации письмом за исх. N 06-08/32448 направила решение налогового органа от 30.06.2008 N 11/1-34 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение арбитражного суда Московской области от 13.04.2009, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 по делу N А41-19711/08 (т. 2 л.д. 144 - 145).
11.11.2013 в адрес Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области ИФНС России N 43 по г. Москве направила карточки расчетов с бюджетом заявителя по страховым взносам на ОПС, за 2008-2012 с отражением сведений о сумме излишне уплаченных страховых взносов на ОПС.
С 01.01.2013 письмо ФНС России от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 и Пенсионным фондом Российской Федерации от 11.08.2010 N АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" утратило силу.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых являлась Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Полномочия по расчету суммы переплаты, подлежащей возврату, и принятию решения о возврате предоставлены органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении ФАС ПО от 28.05.2013 по делу N А72-5135/2012.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил отсутствие в материалах дела доказательств наличия бездействия со стороны ИФНС России N 43 по г. Москве, нарушающего нормы действующего законодательства.
В суде первой инстанции заявителем также было заявлено требование о возложении обязанности на Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области принять решение о возврате излишне 30.09.2008 взысканных страховых взносов на ОПС в сумме 1 383 208,24 руб. с процентами и излишне на 31.12.2009 уплаченных страховых взносов на ОПС в сумме 478 428,81 руб. и направить эти решения в территориальный орган ОФК для исполнения.
Согласно пояснениям заявителя в суде первой инстанции, указанные суммы переплаты были осуществлены в 2008 и 2009, в обоснование своей позиции заявитель ссылается на многочисленные акты сверки расчетов, проведенные с ИФНС России N 43 по г. Москве в за период с 2009 по 2012.
Согласно отзыву Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области сведениями о наличии переплаты в сумме 478428,81 руб. не располагает.
В отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства представитель Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по Москве и Московской области пояснил, что трехлетний срок исковой давности за 2008 и 2009 заявителем пропущен.
Возврату указанная переплата не подлежит в связи с истечением трехгодичного срока давности подачи заявления о возврате денежных средств в соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что бремя доказывания в силу ст. 65 АПК РФ обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога возлагаются на налогоплательщика. При этом Высший Арбитражный суд Российской Федерации указал, что об излишней уплате налога организация должна узнать в день уплаты налога или при подаче первоначальной налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщик обязан, в том числе платежными документами и налоговыми декларациями подтвердить указанное обстоятельство.
Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что подача заявления порождает у налогового органа безусловную обязанность осуществить действия, связанные с его исполнением. В указанном Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в случае пропуска указанного в п. 8 ст. 78 НК РФ срока налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возврате (зачете) переплаты в суд.
Однако в данном Определении Российской Федерации отсутствуют рекомендации по вопросу исчисления срока исковой давности при пропуске срока обращения за возвратом налога непосредственно к налоговому органу. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что решение этого вопроса относится к компетенции арбитражных судов или судов общей юрисдикции.
Вместе с тем, Высший Арбитражный суд Российской Федерации по данному вопросу в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в арбитражный суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога. Таким образом, Высший Арбитражный суд Российской Федерации определил норму права, которой следует руководствоваться судам при решении вопроса о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога.
Также Высший Арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что об излишней уплате налога организация должна узнать в день уплаты налога или при подаче первоначальной налоговой декларации, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что требование заявителя о возврате излишне уплаченных заявителем страховых взносов в 2008 и 2009 удовлетворению не подлежит, в связи с пропуском заявителем трехлетнего срока.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2014 по делу N А41-41959/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)