Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - Щербаков Л.А. (доверенность N 10-23/01999 от 20.02.2015).
15.10.2014 индивидуальный предприниматель Гулинская Лариса Андреевна (далее - заявитель, плательщик, предприниматель, Гулинская Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 06-52/2456 от 25.07.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 120 948,50 руб., пени - 13 898,58 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа - 3 347,04 руб.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306003:11.
Решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации за 2013 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013.
Инспекцией неосновательно сделан вывод о занижении налоговой базы, так как решением суда кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2012, что указывает о необходимости применения этой стоимости при исчислении земельного налога за 2013 год.
Кроме того, земельный налог должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) и составляющей - 6 056 766, 80 руб.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление N 1122-п относится к актам, указанным в п. 4 ст. 5 НК РФ, так как улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка. Поскольку Постановление N 1122-п было опубликовано в газете "Оренбуржье" N 214-27.12.2012, то в соответствии с п. 6 оно вступило в силу 27.12.2012.
Отсутствуют в соответствии с п. 8 ст. 75, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для начисления пеней и привлечения плательщика к ответственности, так как при исчислении налога он руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, содержащимися в письме от 16.07.2013 г. N 03-05-04-02/27809 (т. 1 л.д. 7-9, 53-56).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении плательщиком налоговой базы. Указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с даты вступления решения суда в законную силу, а установленная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость участка подлежит применению только с 01.01.2014, так как оно было опубликовано 27.12.2012, а в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Сделана ссылка на невозможность признания указанного постановления улучшающим положение плательщика и отсутствие у него обратной силы.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 120 948,50 руб., пени в соответствующей части, начисления штрафа 2 419,04 руб.
Указано, что плательщиком неверно исчислен земельный налог исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, так как установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и ее перерасчет ретроспективно не производится, а измененная кадастровая (рыночная) стоимость не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Сделан вывод о необходимости применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, установленной Постановлением N 1122-п, где указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования.
Статья 5 НК РФ предусматривает возможность вступления в силу актов законодательства о налогах, улучшающих положение налогоплательщика, в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2007 года N 747-О-О, при разрешении налоговых споров в целях применения п. 4 ст. 5 Кодекса необходимо установить, улучшает ли принятый нормативный акт законодательства о налогах и сборах положение конкретного налогоплательщика или нет.
Поскольку Постановление N 1122-п предусматривает момент вступления в силу, улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость земельного участка, то установленная им кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению налогоплательщиком с 01.01.2013 (т. 1 л.д. 149-154).
21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Положения ст. 5 НК РФ не распространяются на Постановление N 1122-п - оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
В постановлении не указано на придание нормативному акту обратной силы. Постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, что указывает на невозможность признания его как улучшающего положение всех плательщиков.
Указание в п. 6 Постановления N 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не относится к налоговым отношениям. Постановление N 1122-п применяется к налоговым периодам после 01.01.2014 (т. 1 л.д. 4-10).
Предприниматель в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
Плательщик извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.
Гулинская Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 21.04.2003, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:44:0306003:11 (т. 1 л.д. 29, 57-59).
Согласно постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 14 119 949, 25 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" кадастровая стоимость участка 56:44:0306003:11 определена в размере 6 056 766, 80 руб., в п. 6 указано на вступление в силу нормативного акта после его официального опубликования.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, вступившим в законную силу 03.03.2014, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0306003:11 по состоянию на 01.01.2012 в размере равной его рыночной стоимости - 2 963 200 руб. (т. 1 л.д. 89-95).
Заявителем представлена декларация по земельному налогу за 2013 год, где земельный налог исчислен исходя из рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 (т. 109-110).
Инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт N 06-51/2044 от 13.05.2014.
По результатам проверки сделан вывод о незаконном уменьшении суммы земельного налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка, которую необходимо применять в размере, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 414-п).
25.07.2014 Инспекцией вынесено решение N 2456 о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 167 352 руб., пени - 13 898,58 руб., штраф - 3 347,04 руб. (с учетом статей 112, 114 НК РФ и снижения штрафа в 10 раз) (т. 1 л.д. 10-21).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/10886 от 22.09.2014 решение инспекции оставлено без изменения (т. 1 л.д. 22-28).
По утверждению подателя жалобы - Инспекции суд пришел к неверному выводу, что при исчислении налога за 2013 год необходимо применять стоимость земельного участка, установленную Постановлением 1122-п.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п. 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для предпринимателя налоговая база уменьшилась.
Пунктом 6 Постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214) и вступил в силу 28.12.2012.
Постановлением N 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что "настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах".
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В соответствии с п. 3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком.
Учитывая, что Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика (всех плательщиков), указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Следует учесть различие понятий "вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления" и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными.
Начисление пени является компенсацией бюджету убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени является законным.
По ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. По ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую неопределенность в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшую на дату представления налоговой декларации, что исключает вину плательщика и привлечение его к налоговой ответственности.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 изменить, абзац второй резолютивной части читать в следующей редакции:
"Требования индивидуального предпринимателя Гулинской Ларисы Андреевны удовлетворить частично.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга N 06-52/2456 от 25.07.2014 признать недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления штрафа 3 347 руб. 04 коп.
В остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 18АП-6476/2015 ПО ДЕЛУ N А47-10837/2014
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. N 18АП-6476/2015
Дело N А47-10837/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - Щербаков Л.А. (доверенность N 10-23/01999 от 20.02.2015).
15.10.2014 индивидуальный предприниматель Гулинская Лариса Андреевна (далее - заявитель, плательщик, предприниматель, Гулинская Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 06-52/2456 от 25.07.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 120 948,50 руб., пени - 13 898,58 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа - 3 347,04 руб.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306003:11.
Решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации за 2013 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013.
Инспекцией неосновательно сделан вывод о занижении налоговой базы, так как решением суда кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2012, что указывает о необходимости применения этой стоимости при исчислении земельного налога за 2013 год.
Кроме того, земельный налог должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) и составляющей - 6 056 766, 80 руб.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление N 1122-п относится к актам, указанным в п. 4 ст. 5 НК РФ, так как улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка. Поскольку Постановление N 1122-п было опубликовано в газете "Оренбуржье" N 214-27.12.2012, то в соответствии с п. 6 оно вступило в силу 27.12.2012.
Отсутствуют в соответствии с п. 8 ст. 75, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для начисления пеней и привлечения плательщика к ответственности, так как при исчислении налога он руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, содержащимися в письме от 16.07.2013 г. N 03-05-04-02/27809 (т. 1 л.д. 7-9, 53-56).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении плательщиком налоговой базы. Указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с даты вступления решения суда в законную силу, а установленная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость участка подлежит применению только с 01.01.2014, так как оно было опубликовано 27.12.2012, а в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Сделана ссылка на невозможность признания указанного постановления улучшающим положение плательщика и отсутствие у него обратной силы.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 120 948,50 руб., пени в соответствующей части, начисления штрафа 2 419,04 руб.
Указано, что плательщиком неверно исчислен земельный налог исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, так как установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и ее перерасчет ретроспективно не производится, а измененная кадастровая (рыночная) стоимость не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Сделан вывод о необходимости применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, установленной Постановлением N 1122-п, где указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования.
Статья 5 НК РФ предусматривает возможность вступления в силу актов законодательства о налогах, улучшающих положение налогоплательщика, в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2007 года N 747-О-О, при разрешении налоговых споров в целях применения п. 4 ст. 5 Кодекса необходимо установить, улучшает ли принятый нормативный акт законодательства о налогах и сборах положение конкретного налогоплательщика или нет.
Поскольку Постановление N 1122-п предусматривает момент вступления в силу, улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость земельного участка, то установленная им кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению налогоплательщиком с 01.01.2013 (т. 1 л.д. 149-154).
21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Положения ст. 5 НК РФ не распространяются на Постановление N 1122-п - оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
В постановлении не указано на придание нормативному акту обратной силы. Постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, что указывает на невозможность признания его как улучшающего положение всех плательщиков.
Указание в п. 6 Постановления N 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не относится к налоговым отношениям. Постановление N 1122-п применяется к налоговым периодам после 01.01.2014 (т. 1 л.д. 4-10).
Предприниматель в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
Плательщик извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.
Гулинская Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 21.04.2003, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:44:0306003:11 (т. 1 л.д. 29, 57-59).
Согласно постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 14 119 949, 25 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" кадастровая стоимость участка 56:44:0306003:11 определена в размере 6 056 766, 80 руб., в п. 6 указано на вступление в силу нормативного акта после его официального опубликования.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, вступившим в законную силу 03.03.2014, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0306003:11 по состоянию на 01.01.2012 в размере равной его рыночной стоимости - 2 963 200 руб. (т. 1 л.д. 89-95).
Заявителем представлена декларация по земельному налогу за 2013 год, где земельный налог исчислен исходя из рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 (т. 109-110).
Инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт N 06-51/2044 от 13.05.2014.
По результатам проверки сделан вывод о незаконном уменьшении суммы земельного налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка, которую необходимо применять в размере, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 414-п).
25.07.2014 Инспекцией вынесено решение N 2456 о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 167 352 руб., пени - 13 898,58 руб., штраф - 3 347,04 руб. (с учетом статей 112, 114 НК РФ и снижения штрафа в 10 раз) (т. 1 л.д. 10-21).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/10886 от 22.09.2014 решение инспекции оставлено без изменения (т. 1 л.д. 22-28).
По утверждению подателя жалобы - Инспекции суд пришел к неверному выводу, что при исчислении налога за 2013 год необходимо применять стоимость земельного участка, установленную Постановлением 1122-п.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п. 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для предпринимателя налоговая база уменьшилась.
Пунктом 6 Постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214) и вступил в силу 28.12.2012.
Постановлением N 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что "настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах".
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В соответствии с п. 3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком.
Учитывая, что Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика (всех плательщиков), указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Следует учесть различие понятий "вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления" и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными.
Начисление пени является компенсацией бюджету убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени является законным.
По ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. По ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую неопределенность в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшую на дату представления налоговой декларации, что исключает вину плательщика и привлечение его к налоговой ответственности.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 изменить, абзац второй резолютивной части читать в следующей редакции:
"Требования индивидуального предпринимателя Гулинской Ларисы Андреевны удовлетворить частично.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга N 06-52/2456 от 25.07.2014 признать недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления штрафа 3 347 руб. 04 коп.
В остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.Ю.КОСТИН
И.А.МАЛЫШЕВА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)