Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 18АП-6476/2015 ПО ДЕЛУ N А47-10837/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. N 18АП-6476/2015

Дело N А47-10837/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 (судья Третьяков Н.А.).
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга - Щербаков Л.А. (доверенность N 10-23/01999 от 20.02.2015).

15.10.2014 индивидуальный предприниматель Гулинская Лариса Андреевна (далее - заявитель, плательщик, предприниматель, Гулинская Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 06-52/2456 от 25.07.2014 в части доначисления земельного налога в сумме 120 948,50 руб., пени - 13 898,58 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа - 3 347,04 руб.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:44:0306003:11.
Решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации за 2013 год, где сумма налога определена исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013.
Инспекцией неосновательно сделан вывод о занижении налоговой базы, так как решением суда кадастровая стоимость земельного участка установлена с 01.01.2012, что указывает о необходимости применения этой стоимости при исчислении земельного налога за 2013 год.
Кроме того, земельный налог должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) и составляющей - 6 056 766, 80 руб.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление N 1122-п относится к актам, указанным в п. 4 ст. 5 НК РФ, так как улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка. Поскольку Постановление N 1122-п было опубликовано в газете "Оренбуржье" N 214-27.12.2012, то в соответствии с п. 6 оно вступило в силу 27.12.2012.
Отсутствуют в соответствии с п. 8 ст. 75, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) основания для начисления пеней и привлечения плательщика к ответственности, так как при исчислении налога он руководствовался разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, содержащимися в письме от 16.07.2013 г. N 03-05-04-02/27809 (т. 1 л.д. 7-9, 53-56).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, ссылался на нарушения в определении плательщиком налоговой базы. Указывал, что измененная кадастровая стоимость подлежит применению только с даты вступления решения суда в законную силу, а установленная Постановлением N 1122-п кадастровая стоимость участка подлежит применению только с 01.01.2014, так как оно было опубликовано 27.12.2012, а в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Сделана ссылка на невозможность признания указанного постановления улучшающим положение плательщика и отсутствие у него обратной силы.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 заявленные требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога в размере 120 948,50 руб., пени в соответствующей части, начисления штрафа 2 419,04 руб.
Указано, что плательщиком неверно исчислен земельный налог исходя из рыночной стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, так как установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и ее перерасчет ретроспективно не производится, а измененная кадастровая (рыночная) стоимость не распространяется на ранее возникшие налоговые правоотношения.
Сделан вывод о необходимости применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, установленной Постановлением N 1122-п, где указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования.
Статья 5 НК РФ предусматривает возможность вступления в силу актов законодательства о налогах, улучшающих положение налогоплательщика, в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2007 года N 747-О-О, при разрешении налоговых споров в целях применения п. 4 ст. 5 Кодекса необходимо установить, улучшает ли принятый нормативный акт законодательства о налогах и сборах положение конкретного налогоплательщика или нет.
Поскольку Постановление N 1122-п предусматривает момент вступления в силу, улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость земельного участка, то установленная им кадастровая стоимость земельного участка подлежала применению налогоплательщиком с 01.01.2013 (т. 1 л.д. 149-154).
21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Положения ст. 5 НК РФ не распространяются на Постановление N 1122-п - оно не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
В постановлении не указано на придание нормативному акту обратной силы. Постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, что указывает на невозможность признания его как улучшающего положение всех плательщиков.
Указание в п. 6 Постановления N 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не относится к налоговым отношениям. Постановление N 1122-п применяется к налоговым периодам после 01.01.2014 (т. 1 л.д. 4-10).
Предприниматель в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
Плательщик извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.
Гулинская Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 21.04.2003, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:44:0306003:11 (т. 1 л.д. 29, 57-59).
Согласно постановления Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 14 119 949, 25 руб.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" кадастровая стоимость участка 56:44:0306003:11 определена в размере 6 056 766, 80 руб., в п. 6 указано на вступление в силу нормативного акта после его официального опубликования.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 по делу N А47-11751/2013, вступившим в законную силу 03.03.2014, установлена кадастровая стоимость земельного участка 56:44:0306003:11 по состоянию на 01.01.2012 в размере равной его рыночной стоимости - 2 963 200 руб. (т. 1 л.д. 89-95).
Заявителем представлена декларация по земельному налогу за 2013 год, где земельный налог исчислен исходя из рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.02.2014 (т. 109-110).
Инспекцией проведена камеральная проверка, составлен акт N 06-51/2044 от 13.05.2014.
По результатам проверки сделан вывод о незаконном уменьшении суммы земельного налога, из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка, которую необходимо применять в размере, установленном постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 414-п).
25.07.2014 Инспекцией вынесено решение N 2456 о привлечении плательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 167 352 руб., пени - 13 898,58 руб., штраф - 3 347,04 руб. (с учетом статей 112, 114 НК РФ и снижения штрафа в 10 раз) (т. 1 л.д. 10-21).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/10886 от 22.09.2014 решение инспекции оставлено без изменения (т. 1 л.д. 22-28).
По утверждению подателя жалобы - Инспекции суд пришел к неверному выводу, что при исчислении налога за 2013 год необходимо применять стоимость земельного участка, установленную Постановлением 1122-п.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п. 1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для предпринимателя налоговая база уменьшилась.
Пунктом 6 Постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214) и вступил в силу 28.12.2012.
Постановлением N 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что "настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах".
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ).
В соответствии с п. 3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком.
Учитывая, что Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика (всех плательщиков), указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Следует учесть различие понятий "вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления" и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными.
Начисление пени является компенсацией бюджету убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени является законным.
По ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. По ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую неопределенность в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшую на дату представления налоговой декларации, что исключает вину плательщика и привлечение его к налоговой ответственности.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2015 по делу N А47-10837/2014 изменить, абзац второй резолютивной части читать в следующей редакции:
"Требования индивидуального предпринимателя Гулинской Ларисы Андреевны удовлетворить частично.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга N 06-52/2456 от 25.07.2014 признать недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления штрафа 3 347 руб. 04 коп.
В остальной части требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
В.Ю.КОСТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)